Этапы развития менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации. Банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер. простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А, значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Работа содержит 1 файл

Введени4.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

          Клод Шеннон                          информации в менеджменте.

1951  Франк  Абрамс,      Ввели искусство управления в мышлении менеджеров.

            Бенджамин

           М.Селекман

1955  Герберт  Саймон,       Придали  особое значение поведению человека  при

              Гарольд                принятии решений, которое рассматривалось ими как

          Дж.Левитт,                идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс;

        Роберт Шляйфер            повышенное внимание уделяли  философии

                                                                     менеджмента. 

1960  Дуглас  Макрегор           Доказал, что отношение менеджмента  к своим 

                                            подчиненным существенно влияет  на их поведение и на

                                            рабочий климат в организации. В теории «X» - утверж-

                                            дение приоритета контролирующего  менеджера, в тео-

                                            рии «Y» - принцип распределения  ответственности.

1965  Игорь  Ансофф               Подверг сомнению прежние методы долгосрочного

                                            планирования и предложил модель  стратегического пла-

                                            нирования. Позднее сформулировал  этот подход в книге

                                                         «Стратегический менеджмент».

1967  Фред Фидлер          Продолжил разработку теорий руководства, касающихся

                                           ориентации соответственно на  задания и отношения.

         Джейм Томпсон,          Отметили, что не существует единственного, наилуч-

          Джей Гелбрайт,       шего пути организации деятельности  и провели даль-

              П.Лоренс,             нейшие исследования ситуационных аспектов организа-

             Жд.Лорше                              ционного строительства.

1969  Карл Вейк                    Исследовал организации как интерпретируемые      

                                                                        системы.

          Вильям Оучи,             Развитие теории фирмы. Несовершенства  рынка –

        Оливер Вильямс               причина существования фирм.

1975  Генри  Минцберг     Рассмотрел организационные структуры от машинной

                                                   бюрократии до «адхок-кратии».

              Геральд                         Теории властных структур внутри  и между     

             Саланчик                                           организациями.

1976  Розмари  Стюард      Альтернативы и ограничения действий менеджера в

                                            разнообразных ситуациях и различия  между отдель-

                                                      ными видами управленческих задач.

            Джеффри                    Теории властных структур внутри  и между       

            Пфеффер                                       организациями.

     Мишель  Круазье

1980  Майкл  Портер          Выдвинул  новые идеи относительно конкурентной

                                             стратегии, конкурентоспособности,  потребительских

                                             качеств продукции и ресурсов, выраженных через

                                                                         себестоимость.

1982  Джон Коттер,              Исследования работы высших руководителей.

        Джон Габарро              Различные характеристики и их восприятие во

                                                                             времени. 

          Теренс Дил,               Создали концепцию корпоративной  культуры как

       Алан Кеннеди               важнейшего фактора, влияющего  на «организационное

                                                      поведение» и корпоративное развитие.

1985  Том Петерс                Отношение к потребителям как  к людям, а к персоналу

                                             организации – как к важному  ресурсу развития бизнеса. 

      1.2 Историческая периодизация Р.М.Фалмера

      Роберт М.Фалмер, опираясь на периодизацию Роберта Е.Мура, предложил следующую историческую периодизацию развития управления:

- начало эпохи  практизма 6000-3000 г. до н.э.

- годы до н.э. (до капитализма) 3000-500 г. до н.э.

-классическая  эпоха (500 г. до н.э.-500 г. н.э.)

-ранние стадии  развития капитализма (500 г. н.э.до 1400 г. н.э.)

-капитализм  до появления бизнеса (500-1100 г.г.)

-мелкособственнический  капитализм (1100-1400 г.г.)

-протестанский  капитализм и меркантилизм (1400-1776 г.г.)

-промышленный  капитализм в Новом Свете (1776-1890 г.г.)

-финансовый  капитализм (1890-1933 г.г.)

-национальный  капитализм (1933-1950 г.г.)

-управленческий  капитализм (1950-1990 г.г.)

-предпринимательский  капитализм (1990-е годы).

     Собственно  начало развития управленческой  науки обычно связывают с периодом промышленного капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама Смита «Богатство народов». Это была эпоха специалиста по эффективности и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А.Смитом в том, что только здоровая конкуренция обеспечит множество товаров и качество жизни для всех. Вместе с тем в этот период промышленные капиталисты практически не уделяли внимание финансовым аспектам бизнеса.

     При  финансовом капитализме доминировал  финансист, который за счет  манипулирования ресурсами получал большие прибыли. «Баронам-разбойникам» нра-

вился социальный дарвинизм Герберта Спенсера, который учил, что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере являлось наилучшим путем достижения материального благополучия для всех.

     Таким  образом, мы рассмотрели периоды  развития науки управления, и  пришли к выводу, что предпосылками и источниками формирования менеджмента являются:

- индустриальный  способ организации производства;

- развитие рыночных  отношений, основными элементами  которых являются спрос, предложение  и цена.

     Далее  мы обратимся к развитию науки об управлении в период 20-го века.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Возникновение,  формирование и  содержание различных

школ  управления

 

   2.1 Школа научного  управления

    Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.

    Этот  метод исследования впервые был  применен к отдельно взятому  предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

    Термин  «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдесом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

    Метод  исследования Тейлора заключался  в расчленении процесса физического  труда и его организации на  составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процесса физического труда и его организации.

    Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. 

    Функции  осуществления взаимодействия элементов  производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось в центральное место.

    Важным  вкладом Тейлора было признание  того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы

Тейлор считал сближение интересов всего персонала  предприятия.

   Философскую  основу системы Тейлора составила  концепция так называемого экономического человека, получившая в этот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда. Другой ложной принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров. Цели не были достигнуты.

   Идеи  Ф.Тейлора были развиты его  последователями, среди которых  в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.

   Френк  Гилбрет и его супруга Лилиан  Гилбрет занимались вопросами  рационализации труда рабочих и исследованием увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.

   Значительный  вклад в развитие системы Тейлора  внес Г,Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от его рода деятельности.

   Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора. 

     2.2 Классическая (административная) школа в управлении

   Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 г.г. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположником теории управления.

   В отличие  от школы научного управления, которая занималась в основном  вопросами эффективности производства, представители классической школы заня-

лись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

   Целью  классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

   Заслуга  Файоля заключается в том, что  он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

Информация о работе Этапы развития менеджмента