Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:10, курсовая работа
Цель данной работы – на основании литературных источников изучить экономические методы управления.
Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления персоналом.. Их эффективность существенно снижается, если при их построении не будут учитываться экономические методы управления.
Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды и воздействия на исполнителя.
Введение
1 Сущность и особенности экономических методов воздействия
2 Классификация экономических методов воздействия
2.1 По виду воздействия
2.1.1 Методы государственного воздействия
2.1.2 Внутрифирменные экономические методы
2.2 По регулируемым элементам
2.2.1 Плановое ведение хозяйства
2.2.2 Хозяйственный расчет
2.2.3 Оплата труда
2.2.4 Рабочая сила
2.2.5 Рыночное ценообразование
2.2.6 Ценные бумаги
2.2.7 Налоговая система
2.2.8 Формы собственности
2.2.9 Фазы воспроизводства
3 Позитивные и негативные воздействия экономических методов
Заключение
Список использованной литературы
Тарифная система оплаты труда включает в себя: тарифные ставки(оклады), тарифную сетку, тарифные коэффициенты. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетомединого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы устанавливается на основе единой тарифной сетки, являющейся гарантией по оплате труда работников бюджетной сферы. Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
Дополнительная заработная плата включает в себя различного вида доплаты и компенсации за дифференцированные условия труда и квалификацию сотрудника:
доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда;
надбавки за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей;
надбавки за классность водителям и машинистам;
надбавки за ученые степень и звание;
персональные надбавки руководителям и специалистам за квалификацию;
доплаты за ненормированный рабочий день;
оплата сверхурочных часов работы в выходные и праздничные дни;
доплаты за выполнение государственных обязанностей и т.п.
Вознаграждение за конечный результат стимулирует групповые интересы, поощряет коллективизм и выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенных результатов отдельными структурными подразделениями при:
увеличении объема товарной продукции, работ и услуг;
росте производительности труда;
повышении качества продукции, работ и услуг;
экономии ресурсов и т.п.
Как правило, конечные результаты указываются в планах работы подразделений и при их перевыполнении появляется дополнительный фонд оплаты труда, который идет на выплату вознаграждений.
Премия за основные результаты труда , так же как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов, однако выплачивается из прибыли. В современных условиях из-за недостатков в системе налогообложения коммерческие организации прибыль искусственно занижают, а выплату премий осуществляют иными способами.
Материальная помощь выплачивается за счет прибыли в виде компенсаций в таких чрезвычайных или экстремальных ситуациях, как:
смерть сотрудника или его близких родственников;
свадьба сотрудника или его близкого родственника;
приобретение лекарств или оплата лечения сотрудника,
несчастные случаи (пожар, авария, травма, гибель имущества);
приобретение путевок к очередному отпуску;
завершение творческой работы (книги, диссертации и т.п.)
Материальная помощь выплачивается по личному заявлению сотрудника по распоряжению руководителя организации и является эпизодической формой материального стимулирования труда.
Политика государства в области заработной платы заключается в рациональном использовании экономических рычагов и стимулов, таких как:
прямые и косвенные налоги на заработную плату;
рациональное определение минимального размера оплаты труда;
индексация доходов и вкладов населения в связи с инфляцией;
обеспечение социальных гарантий работникам (пенсии, стипендии, пособия по безработице, выплаты по больничным листами т.п.);
финансирование расходов на образование, науку, культуру, здравоохранение;
ценовая политика государства в области товаров «потребительской корзины»;
защита государством экспорта отечественных товаров и услуг;
таможенные пошлины на импорт зарубежных товаров и др.
Оптимальный размер заработной платы в затратах организации предполагает установление оплаты труда в таком размере, чтобы он обеспечивал рентабельную работу организации, нормальное воспроизводство рабочей силы в соответствии с квалификацией и возрастом работника. Размер фонда оплаты труда в конкретной организации зависит от совокупности:
отраслевой специализации организации;
занимаемой ниши рынка;
конкурентоспособности продукции;
профессионально-
уровня внутренней и внешней специализации;
размеров потерь рабочего времени;
численности работников на единицу продукции и т.п.
Материальные льготы и привилегии сотрудникам являются элементами вознаграждения или компенсации, предоставляемыми в дополнение к различным личным формам оплаты труда. Такие формы материального поощрения имеют для персонала количественную ценность, могут быть отложенными или условными (пенсионное обеспечение, страховые взносы, оплата больничных листов) и прямыми льготами. Материальные льготы содержат такие элементы, которые в строгом понимании не являются заработной платой, например оплата ежегодного отпуска.
Основные цели льгот:
мотивировать сотрудников и повышать их ответственность перед организацией;
предоставлять финансовую помощь и обеспечивать доходами в дополнение к оплате труда (например, автомобиль и бензин организации) для актуальных или ощущаемых потребностей работников, включая потребности безопасности;
демонстрировать заботу организации о потребностях работников;
предоставлять эффективные с точки зрения налогообложения возможности вознаграждения, которые снижают налоговые обязательства.
Льготы и привилегии могут включать в себя:
пенсионное обеспечение (отложенное финансирование при помощи вклада, который дает право на гарантированный доход для работника или его иждивенцев при выходе на пенсию или в случае смерти);
обеспечение личной безопасности (повышение индивидуальной безопасности в отношении случаев болезни, происшествий или сокращения штатов);
обеспечение личных потребностей (реализация определенных личных потребностей и ответственности, например, забота о детях, финансовое консультирование, содействие отдыху);
финансовое содействие, помощь (кредиты или помощь при покупке жилья, скидки, членские взносы);
предоставление транспортных средств и бензина организации (дифференциация менеджеров по статусу и должности путем предоставления им автомобилей разной степени престижности);
содействие в повышении уровня жизни работников (субсидированные обеды, скидки на одежду, возмещение телефонныхзатрат, предоставление кредитных карт).
2.2.4 Рабочая сила:
1) рынок труда; 2) спрос (потребность); 3) наличие (численность); 4) стоимость рабочей силы; 5) уровень жизни.
Рабочая сила – главный элемент любого трудового процесса, обеспечивающий переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт. Это всегда главная ценность любого предприятия или организации.
Рынок труда – неотъемлемая часть рыночной экономики. Представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в сфере обмена. Он является составной частью механизма формирования и изменения пропорций общественного воспроизводства, предопределяет распределение рабочей силы пропорционально структуре общественных потребностей и уровню материального воспроизводства, обеспечивает поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы, формирует резервы в сфере общения и позволяет увязать экономические интересы субъектов трудовых отношений.
2.2.5 Рыночное ценообразование:
1) стоимость; 2) цена; 3) себестоимость; 4) доход; 5) прибыль.
Рыночное ценообразование – регулятор товарно-денежных отношений и важный экономический инструмент в соизмерении расходов и доходов, цены и себестоимости продукции. Стоимость товара отражает общественно-необходимые затраты труда на производство и определяет отношение валовой стоимости товаров, произведённый в государстве за год, к количеству товаров. Цена – денежный эквивалент стоимости, формируется дважды: сначала путём калькуляции затрат (расчётная стоимость), а затем в результате рыночных отношений купли-продажи товара (продажная стоимость). Если цена завышена, то товар не продаётся, если занижена, то приносит убытки предприятию.
2.2.6 Ценные бумаги:
1) акции; 2) облигации; 3) векселя; 4) кредитные карты; 5) дивиденды.
Ценные бумаги – главный инструмент фондового рынка. Неденежный эквивалент имущественного права на собственность, реализация которого осуществляется путём их предъявления к оплате или продажи. Ценные бумаги – неотъемлемая часть фондового рынка. До реформы экономики они не играли значительной роли в условиях государственной монополии и социалистического производства.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в уставной капитал организации и дающая право на получение части прибыли в форме дивидендов. Дивиденды определяют долю прибыли на акции, которая может быть выплачена их держателю исходя изрезультатов деятельности организации за год. Они выполняютследующие функции:
закрепляют право собственности и участия в прибылях;
являются формой дополнительной оплаты труда;
ставят держателя акций в зависимость от результатов труда.
Облигация — эта ценная бумага на предъявителя, дающая право на получение годового дохода в виде фиксированного процента, а в случае продажи — получение денежной компенсации.
Кредитные карты являются заменителем денежных знаков и дают право их владельцу на покупку товаров и оплату услуг с помощью безналичных расчетов в пределах суммы средств на личном счете сотрудника.
Руководитель предприятия может использовать механизм ценных бумаг для достижения экономических интересов, роста благосостояния сотрудников и формирования корпоративных отношений.
2.2.7 Налоговая система:
1) на фонд оплаты труда; 2) подоходный налог; 3) НДС; 4) налог на прибыль; 5) прочие.
Налоговая система – важный экономический механизм пополнения казны государства путём взимания налогов с предприятий и граждан. Она задаётся государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для манёвра даже в условиях фискальной системы налогообложения.
2.2.8 Формы собственности:
1) государственная (федеральная); 2) муниципальная; 3) частная; 4) общественная; 5) интеллектуальная.
Формы собственности – важная экономическая категория, определяющая характер взаимоотношений внутри предприятия.
2.2.9 Фазы воспроизводства:
1) производство; 2) обмен; 3) распределение; 4) потребление.
Фазы общественного воспроизводства составляют основу товарно-денежных отношений между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров.
3 Позитивное и негативное воздействие экономических методов
Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. При неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).
Табл. 2 Позитивное и негативное воздействие экономических методов управления
Позитивное воздействие | Негативное воздействие |
1. Плановое ведение хозяйства. 1.1. Предприятие – свободный товаропроизводитель и действует на рынке на основе разработанной маркетинговой стратегии по перспективному плану. 1.2. Разрабатывается план экономического развития на основе поставленных долгосрочных целей, производится матричный расчёт объёмов производства и потребления ресурсов на основе экономических нормативов. 1.3. Портфель заказав формируется заблаговременно, служит базой разработки плана экономического развития, производится оптимизация портфеля заказав по времени и стоимости. 1.4. Критерии эффективности работы предприятия чётко определены и ранжированы по важности (самый важный – прибыль; оптимизация планов ведётся исходя из отобранных критериев эффективности. 1.5. Конечные результаты производства чётко определены (выручка, объём продаж, производительность, качество, себестоимость и т. п.). Они являются основой планирования, учёта и анализа, мотивации и стимулирования труда, стабильны во все времена и по уровням управления, о них знают рядовые сотрудники. | 1. Бесплановое ведение хозяйства. 1.1. Предприятие не является свободным товаропроизводителем, не имеет собственной маркетинговой стратегии, перспективный план отсутствует. 1.2. План экономического развития не разрабатывается, увязка объёмов производства и потребных ресурсов не производится, экономические нормативы отсутствуют. 1.3. Портфель заказов формируется стихийно, не служит базой экономического планирования, оптимизация плана по экономическим критериям не производится. 1.4. Критерии эффективности предприятия чётко не определены. Прибыль не является главным критерием. Оптимизация и оценка эффективности работы по критериям не ведутся. 1.5. Конечные результаты производства чётко не определены или размыты. Они не являются основой планирования, учёта или анализа, мотивации и стимулирования труда, часто меняются во времени и по уровням управления, не доведены до рядовых сотрудников.
|
2. Развитие хозяйственного расчёта. 2.1. Децентрализованное планирование. 2.2. Нормативный метод взаиморасчётов подразделений. 2.3. Долевое участие подразделений в прибыли. 2.4. Открытие лицевых счетов подразделений. 2.5. Утверждение положения о внутрихозяйственном хозрасчёте. | 2. Ликвидация хозяйственного расчёта. 2.1. Централизованное планирование. 2.2. Общезаводская система учёта расходов на производство. Долевое участие подразделений в прибыли. 2.3. Отсутствие участия подразделений в прибыли. 2.4. Ликвидация лицевых счетов подразделений. 2.5. Отмена положения о внутрихозяйственном хозрасчёте. |
3. Рост заработной платы. 3.1. Индексация заработной платы с учётом инфляции и увеличения объёмов производства. 3.2. Развитие форм дополнительной заработной платы с учётом условий труда и квалификации. 3.3. Распределение вознаграждения за конечный результат по КТУ (КТВ) непосредственно в подразделениях. 3.4. Наличие чёткого положения об оплате руда персонала. | 3. «Замораживание» заработной платы. 3.1. Фиксированная зарплата на минимальном уровне в отрасли. 3.2. Выплата дополнительной зарплаты по минимуму в пределах КЗоТ. 3.3. Централизованное распределение вознаграждений дирекцией предприятия. 3.4. Отсутствие чёткого положение об оплате труда персонала.
|
4. Развитие системы премирования из прибыли.
4.1. Премирование персонала из прибыли в виде процента к должностному окладу (тарифной ставке) или по КТУ. 4.2. Распределение премии из прибыли по конечным результатам деятельности подразделений и внутри самого коллектива. 4.3. Развитие выплат материальной помощи из прибыли с учётом личности работника и различных ситуаций. 4.4. Наличие чёткого положения о премировании. | 4. Ликвидация системы премирования из прибыли.
4.1. Эпизодическое премирование персонала из фонда оплаты труда без привязки к прибыли. 4.2. Централизованное распределение премии пропорционально должностным окладам. 4.3. Прекращение выплат материальной помощи или её оказание только в чрезвычайных обстоятельствах. 4.4. Отсутствие (отмена) положения о премировании.
|
5. Поощрение роста материальных потребностей.
5.1. Предоставление работникам беспроцентных ссуд на приобретение товаров длительного пользования. 5.2. Обеспечение работников бесплатным или частично оплаченным жильём (общежитием). 5.3. Предоставление работникам бесплатной или минимально оплачиваемой социальной инфраструктуры (детские учреждения, оздоровительный комплекс, профилакторий, автостоянки и т. п.). | 5. Игнорирование роста материальных потребностей.
5.1. Отсутствие ссуд ил их предоставление под банковский процент. 5.2. Отсутствие обеспечения жильём или продажа его по рыночным ценам. 5.3. Ликвидация или отсутствие бесплатной социальной инфраструктуры для работников предприятия.
|
6. Развитие социального и медицинского обеспечения.
6.1. Создание негосударственного пенсионного фонда или дополнительная выплата пенсии за счёт предприятия. 6.2. Страхование работников за счёт предприятия. 6.3. Обеспечение работников бесплатной или частично оплаченной фирменной одеждой и обувь, питанием, транспортом. | 6. Игнорирование социального и медицинского обеспечения.
6.1. Использование только государственного пенсионного обеспечения. 6.2. Ликвидация или отсутствие страхования работников за счёт предприятия. 6.3. Ликвидация или отсутствие обеспечения фирменной одеждой, питанием и транспортом.
|
Информация о работе Экономические методы воздействия на исполнителя