Методы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:
1. Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.
Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки.

Работа содержит 1 файл

Методы экономической теории.doc

— 57.00 Кб (Скачать)


 Методы экономической теории

Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

1.                  Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.

2.                  Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

o                      метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;

o                      метод анализа и синтеза. Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;

o                      метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);

o                      системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.

3.                  Частные методы включают в себя следующие методы:

o                      графический;

o                      статистический;

o                      метод экономико-математического моделирования;

o                      метод сравнительного анализа;

o                      экономический эксперимент.

Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора. 

 

Функции рынка

1.                  Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

2.                  Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.

3.                  Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

4.                  Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

5.                  Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

6.                  Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.

Спрос. Закон спроса

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

                    индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

                    рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.

Цена, Р

1

2

3

4

Величина спроса, Q

30

20

15

10


Рис. 5. Кривая спроса

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.

Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.

Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

Факторы, оказывающие влияние на спрос:

                    доходы потребителей;

                    вкусы и предпочтения потребителей;

                    цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;

                    запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);

                    информация о товаре;

                    время, затраченное на потребление.

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.

Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. 

                    Понятие предприятия, его задачи и основные признаки.

 

Согласно закону «О предприятиях в Республике Беларусь» предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, обладающий правами юридического лица, который при использовании трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

Главная его цель – получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

Для осуществления главной цели предприятие решает ряд задач.

Главная задача предприятия — полное и своевременное удовлетворение потребностей потребителя, являющееся высшим смыслом и нормой деятельности каждого трудового коллектива. В связи с этим предприятие должно обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции на основе ее высокого качества, гибкого обновления в зависимости от постоянно изменяющегося спроса.

Предприятие обеспечивает развитие и повышение эффективности производства, способствует всесторонней интенсификации, ускорению научно-технического прогресса, являясь его проводником. Благодаря научно-техническому прогрессу, оно производит и осваивает новую технику, совершенствует выпускаемые изделия.

Предъявляя конкретные требования к сырью, материалам, оборудованию, инструменту, оно в значительной мере определяет направления технического развития предприятий-смежников.

Кроме того, предприятие организует работу рационализаторов и изобретателей, обеспечивает социальное развитие коллектива, формирует современную, материальную базу социальной сферы, создает благоприятные условия для высокопроизводительного труда, последовательно осуществляет принципы распределения по труду, социальной справедливости, самоуправления трудового коллектива, охраны и улучшения окружающей человека природной среды.

Предприятие как хозяйствующий субъект должно иметь следующие признаки:

- самостоятельность ведения хозяйственной деятельности;

- права юридического лица (имущественная обособленность, выступление в гражданском обороте от своего имени и др.);

- наличие трудового коллектива;

- использование имущества для производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- отсутствие в составе других юридических лиц;

- осуществление хозяйственной деятельности на принципах коммерческого и хозяйственного расчета.


КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

В настоящее время налоги классифицируются по многим признакам:

– по методам установления;

 по органам власти, в распоряжение которых они поступают;

– по видам плательщиков;

– по экономическому содержанию объекта налогообложения и др.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают сумму доходов плательщика.

К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (услуги) и увеличивающие ее размеры, а в конечном итоге, уменьшающие доходы плательщиков. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

В зависимости от органов власти в распоряжение которых поступают те или иные налоги различают общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся налоги и сборы, имеющие в основном фискальное значение, поступающие в бюджет центрального правительства. Общегосударственные налоги могут использоваться и для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений; в этом случае они относятся к регулирующим доходам (это прежде всего НДС и акцизы).

Общегосударственные налоги устанавливаются специальными законодательными актами центральной законодательной власти.

К местным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.

В зависимости от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов – юридических лиц, и налоги с физических лиц.

По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги подразделяются на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.

Налоги на доходы взимаются с доходов юридических и физических лиц. Непосредственными объектами налогообложения является заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.

Налоги на потребление уплачиваются не при получении доходов, а при их расходовании. Они взимаются в форме косвенных налогов.

Налоги на имущество устанавливаются в отношении движимого или недвижимого имущества. Они взимаются постоянно, пока имущество находится в собственности.



Информация о работе Методы экономической теории