Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:07, контрольная работа
Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:
1. Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.
Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки.
Методы экономической теории
Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:
1. Общемировоззренческие - эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.
2. Общенаучные - ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:
o метод научной абстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;
o метод анализа и синтеза. Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;
o метод индукции и дедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);
o системный анализ - предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.
3. Частные методы включают в себя следующие методы:
o графический;
o статистический;
o метод экономико-математического моделирования;
o метод сравнительного анализа;
o экономический эксперимент.
Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.
1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.
2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.
3. Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.
4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.
5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.
6. Социальная - рынок дифференцирует доходы участников рынка.
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Шкала спроса - таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.
Таблица 6. Изменение цены и величины спроса на товар А, у. е.
Цена, Р | 1 | 2 | 3 | 4 |
Величина спроса, Q | 30 | 20 | 15 | 10 |
Рис. 5. Кривая спроса
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.
Факторы, оказывающие влияние на спрос:
доходы потребителей;
вкусы и предпочтения потребителей;
цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары;
запасы товаров у потребителей (ожидание потребителей);
информация о товаре;
время, затраченное на потребление.
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса . В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Понятие предприятия, его задачи и основные признаки.
Согласно закону «О предприятиях в Республике Беларусь» предприятием являетс
Главная его цель – получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Для осуществления главной цели предприятие решает ряд задач.
Главная задача предприятия — полное и своевременное удовлетворение потребностей потребителя, являющееся высшим смыслом и нормой деятельности каждого трудового коллектива. В связи с этим предприятие должно обеспечивать конкурентоспособность выпускаемой продукции на основе ее высокого качества, гибкого обновления в зависимости от постоянно изменяющегося спроса.
Предприятие обеспечивает развитие и повышение эффективности производства, способствует всесторонней интенсификации, ускорению научно-технического прогресса, являясь его проводником. Благодаря научно-техническому прогрессу, оно производит и осваивает новую технику, совершенствует выпускаемые изделия.
Предъявляя конкретные требования к сырью, материалам, оборудованию, инструменту, оно в значительной мере определяет направления технического развития предприятий-смежников.
Кроме того, предприятие организует работу рационализаторов и изобретателей, обеспечивает социальное развитие коллектива, формирует современную, материальную базу социальной сферы, создает благоприятные условия для высокопроизводительного труда, последовательно осуществляет принципы распределения по труду, социальной справедливости, самоуправления трудового коллектива, охраны и улучшения окружающей человека природной среды.
Предприятие как хозяйствующий субъект должно иметь следующие признаки:
- самостоятельность ведения хозяйственной деятельности;
- права юридического лица (имущественная обособленность, выступление в гражданском обороте от своего имени и др.);
- наличие трудового коллектива;
- использование имущества для производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
- отсутствие в составе других юридических лиц;
- осуществление хозяйственной деятельности на принципах коммерческого и хозяйственного расчета.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ
В настоящее время налоги классифицируются по многим признакам:
– по методам установления;
по органам власти, в распоряжение которых они поступают;
– по видам плательщиков;
– по экономическому содержанию объекта налогообложения и др.
По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущества (земля, природные ресурсы и др.) или на доходы отдельных лиц (физических и юридических), которые уменьшают сумму доходов плательщика.
К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (услуги) и увеличивающие ее размеры, а в конечном итоге, уменьшающие доходы плательщиков. К косвенным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.
В зависимости от органов власти в распоряжение которых поступают те или иные налоги различают общегосударственные и местные налоги и сборы.
К общегосударственным относятся налоги и сборы, имеющие в основном фискальное значение, поступающие в бюджет центрального правительства. Общегосударственные налоги могут использоваться и для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений; в этом случае они относятся к регулирующим доходам (это прежде всего НДС и акцизы).
Общегосударственные налоги устанавливаются специальными законодательными актами центральной законодательной власти.
К местным налогам относятся налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти и зачисляемые в местные бюджеты.
В зависимости от вида плательщиков налоги подразделяются на налоги с хозяйствующих субъектов – юридических лиц, и налоги с физических лиц.
По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги подразделяются на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.
Налоги на доходы взимаются с доходов юридических и физических лиц. Непосредственными объектами налогообложения является заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.
Налоги на потребление уплачиваются не при получении доходов, а при их расходовании. Они взимаются в форме косвенных налогов.
Налоги на имущество устанавливаются в отношении движимого или недвижимого имущества. Они взимаются постоянно, пока имущество находится в собственности.