Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:51, курсовая работа
Виды стратегий экономического развития. Предпосылки применения стратегического управления на предприятиях. Методы и инструменты стратегического управления в государственном управлении на примере Комитета государственных доходов Республики Армения.
Любая модель
управления организацией базируется на
соответствующей концепции. Концепция
управления - это система идей, принципов,
представлений, которые предопределяют
цель функционирования организации, механизмы
взаимодействия субъекта и объекта
управления, характер взаимоотношений
между отдельными звеньями его внутренней
структуры, а также необходимая
степень учет влияния внешней
среды на развитие организации. Согласно
концепции стратегического
Стратегическое управление - это реализация концепции, в которой совмещаются целевой и интегральный подходы к деятельности организации, которая дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) организации и приводить их в соответствие путем разработки и реализации системы стратегий («стратегического набора»). Концепция стратегического управления лежит в основе стратегического мышления и находит выражение в характерных чертах ее приложения.
Характерные черты системы стратегического управления определенной организации зависят от взаимодействия таких факторов:
· отраслевой принадлежности;
· размеров организации (в зависимости от отраслевых особенностей);
· типа производства, уровня специализации, концентрации, и кооперации;
· характерных черт производственного потенциала;
· наличию (отсутствию) научно-технического потенциала;
· уровня управления;
· уровня квалификации персонала и тому подобное.
Разные подходы к построению системы стратегического управления нуждаются в четком представлении о преимуществах этого явления в деятельности отдельных предприятий. Американский специалист И. Ансофф, например, рассматривает такие варианты построения стратегического управления: «управление с помощью выбора стратегических позиций», «управление с ранжированием стратегических задач», «управления, на основе учета «слабых сигналов», «управления, в условиях стратегических неожиданностей» [14].
Реализация
концепции стратегического
К преимуществам стратегически ориентированных организаций относят:
1. Уменьшение
негативных последствий
2. Возможность
учитывать объективные (
3. Возможность
получить необходимую базу для
принятия стратегических и
4. Облегчить работу по обеспечению долго- и краткосрочной эффективности и прибыльности.
5. Возможность
сделать организацию более
6. Возможность
установление системы
7. Обеспечение
динамических изменений через
ускорение практических
8. Создание
производственного потенциала
Реализация
отмеченных принципов дает возможность
построить обоснованную последовательность
действий относительно реализации концепции
и формирования системы стратегического
управления. Отечественным организациям
последние несколько лет
В этих условиях
большое значение отводится удачному
применению в практике предприятий
идей и технологий стратегического
управления развитием. Для достижения
успеха необходимо не только знание теоретических
принципов стратегического
* обеспечение
направленности всей
* необходимость
менеджеров более четко
* возможность
для менеджеров оценивать
* возможность
объединить решения
* создание
среды, которая способствует
Преимущество,
которое заключается в
Из истории бизнеса известно, что высоких результатов добивались обычно компании не те, которые просто реагировали на условия, которые изменились, или защищались, а компании более инициативные и продуктивные в плане менеджмента.
Добиваясь успеха, компании делают стратегические наступления для обеспечения своего конкуреотного преимущества, а затем используют свою долю рынка, чтобы достичь финансовых успехов [5].
Чтобы определить стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние фирмы и внешние факторы. Только четко представляя положение своей компании на рынке, учитывая его особенности, менеджер может лучше определить стратегию, которая будет способствовать достижению намеченных целей и финансовых результатов, потому что неправильная оценка ситуации повышает риск неверной разработки стратегических действий.
Стратегия компании, как правило, состоит из:
1) продуманных целеустремленных действий;
2) реакции
на непредвиденное развитие
Выделяются три уровня стратегии. Первый уровень «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации -- это более тонкая стратегия. И третий уровень - уровень проектов - это еще более тонкая стратегия.
Современная теория
менеджмента различает
Рисунок 1.1. Виды стратегий экономического развития
Базовая стратегия
- это стратегия, которая описывает
общее направление роста
В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии определяют подходы, с помощью которых организация должна действовать в каждой такой области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой стратегией [М. М. Алексеева, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова], бизнес-стратегией [В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, Е. А. Вигдорчик].
Таблица 1.1. Базовая стратегия предприятия [19]
Виды | Развитие | Выживание | ||
Революционное развитие | Эволюционное развитие | |||
Доминирующий признак | Внутренний рост -- расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост -- слияние компаний | Долгосрочное функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих на ногах | Поддержание стабильного положения на рынке и адекватная реакция на изменения | |
Диверсификация продукта | Присутствует | Обязательна | Может быть | |
Диверсификация производства | Присутствует | Обязательна | Может быть, но чаще всего происходит обратный процесс -дедиверсификация | |
Изменение организационной структуры | Обязательно (в сторону увеличения подразделений) | Может быть | Обязательно (в сторону уменьшения подразделений) | |
Востребованность в инвестициях | Да | Может быть | Нет (нечем будет отдавать) | |
Деловая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию (рис. 1.2 [20]).
Рисунок 1.2. Виды конкурентной стратегии
Третьим типом
стратегий являются функциональные
стратегии, которые разрабатываются
специально для каждого функционального
пространства организации. В. Д. Маркова
и С. А. Кузнецова понимают под
функциональными стратегиями
Информация о работе Экономические инструменты стратегического управления