Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:51, курсовая работа
Виды стратегий экономического развития. Предпосылки применения стратегического управления на предприятиях. Методы и инструменты стратегического управления в государственном управлении на примере Комитета государственных доходов Республики Армения.
Каждый из вышеуказанных инструментов стратегического управления имеет сложную структуру и содержание. Являясь относительно самостоятельными, все перечисленные инструменты находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одним из важнейших
инструментов стратегического управления,
формирующим информационную базу для
определения и корректировки
стратегического выбора, является стратегический
анализ. Именно стратегический анализ
развития предприятия позволяет
обеспечить научно-экономическую
Определение стратегического
анализа должно исходить из общепринятого
понимания анализа, как метода научного
исследования, состоящего в разложении
изучаемого объекта на составные
части и синтезе информационных
элементов с целью
Важным методологическим
вопросом стратегического анализа
развития предприятия является определение
последовательности выполнения аналитических
работ. На наш взгляд, здесь вполне
уместным является применение схемы, предложенной
В.А. Гневко и В.Е. Рохчиным относительно
стратегического анализа
Учитывая, что
объектом исследования являются предприятия,
содержанием экспресс-анализа
Результатом ретроспективного
анализа должно явиться выявление
причинно-следственных связей, обусловивших
фактическое состояние
Особое место
в системе стратегического
Итогом проведения
аналитических работ является интегральная
оценка стартовых условий, предпосылок
и ограничений развития предприятия.
При этом необходимым условием организации
эффективной аналитической
Следующим инструментом
стратегического управления является
стратегическое планирование. На наш
взгляд, представление процесса стратегического
планирования, прослеживаемое у большей
части авторов как
Как инструмент стратегического управления, стратегическое планирование должно, на наш взгляд, включать только процесс целеполагания и формулирования стратегических альтернатив. Формулирование стратегических альтернатив должно осуществляться с учетом принципа иерархичности построения стратегий, который означает, что процесс планирования необходимо начинать с разработки базовой стратегии. Принцип иерархичности построения стратегического плана означает, что одновременно с базовой стратегией разрабатываются стратегии развития каждого крупного структурного подразделения предприятия. При этом в качестве классификационного признака разработки стратегий берется деление структурных единиц предприятия на линейные и функциональные. Линейные подразделения отвечают на предприятии за производство конкретной продукции (ассортиментной группы), поэтому их стратегии конкретизируют базовую по характеристике «продукт/рынок». Функциональные же подразделения отвечают на предприятии за эффективность использования определенного вида ресурса или сферу деятельности и поэтому их стратегии конкретизируют базовую по характеристике «ресурсы/возможности». Основными функциональными стратегиями предприятия являются: стратегия маркетинга; финансовая стратегия; стратегия НИОКР; стратегия производства; социальная стратегия; стратегия организационных изменений; экологическая стратегия.
Следует отметить, что во многих имеющихся теоретических рассуждениях достаточно трудно разграничить процессы стратегического планирования и реализации стратегии. Однако, на наш взгляд, такая грань должна быть установлена, что и обусловило выделение нами следующего инструмента стратегического управления предприятием - организации выбора и реализации стратегии.
Выбор стратегии, подлежащей реализации, является одной из самых сложных процедур в системе стратегического управления. В настоящее время учеными и практиками выработано достаточно большое число подходов и моделей, позволяющих осуществить стратегический выбор и отличающиеся друг от друга набором переменных факторов. К числу наиболее известных относятся матрица возможностей И. Ансоффа, матрица «продукт-рынок» по А. Стейнеру, модель М. Портера, матрица «Бостон консалтинг гроуп (БКГ)», модель «привлекательность рынка-преимущества в конкуренции», модель стратегического выбора на основе цикла развития предприятия. Безусловно, главным критерием оценки стратегических альтернатив является условие достижимости целей предприятия.
Не менее сложной
и важной составляющей инструмента
организации выбора и реализации
стратегии является процесс воплощения
стратегии в реальность. Для этого
на предприятии должен быть создан
специальный механизм реализации стратегий,
включающий правовое, организационное,
кадровое, информационное, техническое
и методическое обеспечение и
органично вписывающийся в
Наконец, последним инструментом стратегического управления предприятием выступает стратегический контроль. Задачей использования данного инструмента является не только своевременное обнаружение сбоев и ошибок, но и способствование выработке и осуществлению корректирующих мер, направленных на обеспечение достижения поставленной цели. В процессе организации стратегического контроля на предприятии необходимо провести:
- обоснованный
выбор контролируемых
- разработка
и обоснование системы
- разработку
механизма выявления
- разработку
и внедрение системы
Следует отметить,
что процесс использования
1.1 Сущность стратегического управления
Стратегическое
управление базируется на изучении отношений,
которые можно охарактеризовать
с помощью системы «среда - организация».
Большинство среди существующих
сегодня концепций управления рассматривают
организацию как открытую систему,
которая постоянно
Еще в начале
XX столетия в первых трудах по менеджменту
отмечалось, что планирование является
инструментом, который помогает в
принятии управленческих решений. Его
цель - обеспечения нововведений и
изменений в достаточном
Товарная ориентация
рынка характеризуется
Сбытовая ориентация
характеризуется обеспечением максимизации
сбыта с помощью рекламы и
других методов влияния на покупателя
с целью заставить его
Долгосрочное
планирование приспосабливает
Стратегическое планирование вносит существенные коррективы в методы управления, отбрасывая возможность управления деятельностью фирмы исходя из экстраполяции прошлых тенденций. Возникает необходимость вносить стратегические коррективы в поставленные задачи согласно изменениям на рынке и вплоть до возможности прогнозирования выхода на рынок других товаров. Эта управленческая концепция делает акцент на условия рынка, особенно на условия конкуренции и сбыта, как на критерий управления. Эта концепция уже приближается к маркетингу, но в ней рыночные условия учитываются лишь как факторы случайных отклонений от выработанной стратегии, а стратегический план пристраивается к таким изменениям, но не предусматривает мероприятия, которые в состоянии активно влиять на ситуацию рынка.
Периодическая
коррекция запланированной
В зависимости
от условий коммерческой деятельности
каждая фирма использует соответствующую
теорию управления. Самой прогрессивной
является теория стратегического управления.
Мировая практика бизнеса показывает,
что большинство организаций, которые
достигли значительных результатов
в бизнесе, благодаря именно внедрению
системы стратегического
Информация о работе Экономические инструменты стратегического управления