Эффективный менеджмент продаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Анализ теоретических исследований, посвященных изучению влияния личностных особенностей, мотивации и коммуникативной компетентности на уровень продаж успешного менеджера продаж.
Задачи:
1.Изучить индивидуально-психологических особенностей менеджера продаж.
2. Дать анализ мотивационной сферы личности менеджера продаж.
3. Рассмотреть критерии и уровни успешности в сфере общения.
4. Выявить наиболее эффективные стили общения в работе успешного менеджера продаж.

Работа содержит 1 файл

эффективный менеджер продаж.doc

— 539.50 Кб (Скачать)

      Различие  людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются  различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью [7]. 

      Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову):

  название подструктуры К данной подструктуре относятся: Соотношение биологического

и социального

Направленности        Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный  уровень (биологического почти нет)
Опыта        Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (больше соц., чем биол.)
Форм  отражения        Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, внимания) Биосоциальный уровень (биол-го больше, чем социального)
Биологических, конституциональ-ных свойств        Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов  возбуждения и торможения; половые, возрастные свойства Биологический уровень

(социальное  практически

 отсутствует)

      Индивидуальные  различия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.

       Проводя свои исследования, Б.Г.Ананьев считает  целесообразным не противопоставлять, а "…сопоставлять различные взгляды по степени интеграции личностных свойств в структуре личности, так как противоречивые взгляды отражают сложность взаимопереходов между интегрированностью и дифференцированностью явлений развития личности." [5; с.76].

       Одним из самых существенных моментов в  исследованиях Б.Г.Ананьева можно  считать вывод о том, что "структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно:

        1)субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства;

       2)координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономия каждого из них". [5; с.85]

       Примечательно, что в своей более ранней книге "Человек как предмет познания", вышедшей в 1968 г, Б.Г.Ананьев отмечает, что в структуру личности входят далеко не все психофизиологические функции, процессы и состояния: «Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к биофизиологическим характеристикам организма (например, подвижность или инертность нервной системы, тип метаболизма.» [4;с.92-93].

      По  мнению Б.Г. Ананьева, характер "выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий" [4; с. 7]. На основании индивидуально-монографических и социально-психологических исследований Б.Г. Ананьев  пришел к выводу, что существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования. Раньше всего непосредственно в жизни социальной группы из взаимоотношений между ее членами возникают отношения личности к другим людям, (Эти отношения фиксируются в виде определенных позиций, рангов популярности, репутации, престижа, авторитета и т. д.) которые, закрепляясь в практике общественного поведения, превращаются в наиболее общие и первичные черты характера, названные им коммуникативными.

       Эти черты характера в свою очередь  становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых; эмоционально-мотивационных и др.).

       Все эти свойства, базирующиеся на коммуникативных  свойствах характера, возникают в процессе развития от тех или иных видов деятельности, из разнообразных отношений к жизненным обстоятельствам и событиям. 
Наиболее поздним, считает Б.Г. Ананьев, является образование отношений формирующегося человека к самому себе. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения и реализации в поведении, чтобы эти отношения к себе превратились в свойства характера, которые Б.Г. Ананьев  назвал рефлексивными. Однако именно эти свойства, хотя и являются наиболее поздними и зависимыми от остальных, завершают структуру характера и определяют его целостность. В этом смысле они тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития.

       В качестве более поздних исследований отметим работу А.А.Малышева [23], где рассматривается структура личности, приведенная на рис.1.

       

       Рис. 1 - Психологическая структура личности (по Малышеву А.А.)

      Б.М. Теплов предложил черты характера делить на 4 группы.

      В 1 группу входят общие черты характера, образующие основной психический склад личности: честность, принципиальность, целеустремленность, мужество и т. д. Противоположные: лживость, беспринципность, пассивность, и т. д.

      2 группу составляют черты характера,  в которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность и противоположная ей черта - замкнутость; откровенность - скрытность; чуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, заботливость, вежливость или, напротив, грубость.

      3 группа черт характера выражает отношение человека к самому себе: чувство собственного достоинства, гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - тщеславие, заносчивость, самомнение, иногда переходящее в наглость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм и т. д.

      4 группа черт характера выражает  отношение человека к труду, своему делу: инициативность, настойчивость, трудолюбие и противоположная ему - лень; стремление к преодолению трудностей и противоположная ей - боязнь трудностей; активность, добросовестность, аккуратность и т. д. [30].

      По  отношению к труду характеры  делятся на две группы: деятельные и бездеятельные. Для 1группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость; для 2 - пассивность, созерцательность [32].

      Индивидуальные  особенности человека обусловливают индивидуальный стиль деятельности, который представляет собой: 1) устойчивую систему приемов и способов деятельности, 2) эта система обусловлена определенными индивидуальными личными качествами, 3) эта система является средством эффективного приспособления к объективным требованиям, 4) это те особенности стиля деятельности, которые обусловлены типологическими свойствами нервной системы человека [38].

       Итак,  характер является определяющим для  поведения человека, как при общении с людьми, так и в работе. Поэтому можно заранее предсказать, насколько эффективным менеджером будет тот или иной человек и каким образом его можно мотивировать, для того чтобы его деятельность была максимально эффективной для организации.

1.2. Мотивационная сфера личности менеджера

 

     Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко  дает  следующее определение мотива:  «(от лат. moveo – двигаю) – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив («немотивированная» деятельность – та, мотив которой скрыт от самого субъекта или от наблюдателя). Более того, деятельность может иметь  сразу несколько мотивов (то есть быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение нескольких потребностей. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации – это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации. Ситуация может способствовать или препятствовать реализации тех или иных мотивов, а в отдельных случаях даже навязывать выбор мотива. Свойства мотива деятельности приобретает предмет, отвечающий наиболее актуальным потребностям субъекта и представляющийся в данной ситуации вполне достижимым» [31; с.203 –204].

     Помимо  функции побуждения и направления  деятельности мотива выполняет также  смыслообразующую функцию, сообщая  определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации  мотива. От того, каким мотивом побуждается деятельность, нередко зависят ее эффективность и качественные особенности протекания. Мотив также определяет характер познавательных процессов и структурирует содержание восприятия, мышления и так далее. Сам мотив, как правило, не осознается: он может проявляется в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Осознание мотива представляет собой социальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой – рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека. Чем полнее и точнее человек осознает свои мотивы, тем сильнее его власть над собственными поступками.

     Мотивация – это совокупность психических  процессов, которые придают поведению  энергетический импульс и общую  направленность. Иначе говоря, мотивация  – это движущие силы поведения индивида.

     Р.С. Немов  считает, что в современной  психологии у термина   «мотивация»  есть два смысла:

     - система факторов, детерминирующих  поведение (сюда входят, в частности,  потребности, мотивы, цели, намерения,  стремления и многое другое);

  • характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

         Мотивацию он определяет  «как  совокупность причин психологического  характера, объясняющих поведение  человека, его начало, направленность  и активность» [27; с. 390].

       С понятием мотивации тесно связано  понятие потребности. Начало изучения потребностей  в психологии послужили  исследования К. Левина и его школы. Но он изучил лишь динамическую сторону  потребностей, так как  искусственно создаваемые им потребности были лишены для испытуемых подлинного смысла.

       А. Н. Леонтьев наиболее полно подошел  к решению проблемы развития потребностей и их отношения к сознанию.  Его подход основывается на понимании  мотивов как объектов (воспринимаемых, представляемых и мыслимых), в которых конкретизируются потребности. Характер мотивации связан с возрастными, психологическими способностями.

      Потребности подразделяются на первичные (физиологические) — в пище, воде, сне и т. п. — и вторичные (психологические) — в определенном положении в обществе, привязанностях, уважении, самореализации, успехе.

      Модель  мотивации может быть представлена в следующем виде

      

      Степень удовлетворения потребностей в результате предпринятых действий может оказывать влияние на мотивы действий, что должно вызывать корректировку мотивации работника со стороны его руководства.

      Вознаграждением являются:

    • зарплата,
    • продвижение по службе,
    • служебный статус,
    • дополнительные льготы - это внешние формы вознаграждения.

      Внутренние  формы вознаграждения:

    • удовлетворение работника от результата,
    • чувство самоуважения, уверенности в себе, которые дает работа.

      Одним из основных мотивирующих воздействий  на менеджера является достижение поставленных целей, получение результата в соответствии с затраченными усилиями. Если менеджером затрачены большие усилия, а ожидаемый результат не получен, то в последующем это может сыграть отрицательную роль и снизить мотивацию [36].

Информация о работе Эффективный менеджмент продаж