Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 01:21, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование эффективности методов управления персоналом на ОАО «Демитекс» и формирование путей и конкретных рекомендаций по их совершенствованию.
Субъектом данной курсовой работы является ОАО «Демитекс», а объектом – руководители предприятия и, непосредственно, его персонал.
– на поддержание социальной преемственности: конкурсы мастерства, присвоение квалификационных отличий, празднование начала и завершения крупных проектов и задач;
– на моральное стимулирование (индивидуальное и коллективное).
Механизм использования социальных методов управления включает: социальное прогнозирование, социальное планирование, социальное нормирование и социальное регулирование.
Социальное прогнозирование используется для создания информационной базы разработки планов социального развития и применения методов социального влияния в коллективе. Параметры социального прогноза включают: возрастные и половые изменения персонала, изменения образовательного и квалификационного уровня, изменения в материальном обеспечении, бытовых условиях, изменения в соотношении умственного и физического труда [5].
Социальное планирование – это планирование решения социальных проблем персонала организаций: улучшение условий труда, быта, отдыха, духовного и физического развития. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев и разработку социальных нормативов: уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда. План социального развития согласовывается с соответствующими мероприятиями по социальному развитию и защите работников, которые разрабатывает профсоюзная организация .
Социальное нормирование состоит в наличии таких социальных норм, которые устанавливают порядок поведения отдельных работников или групп в коллективе. Норма – это определенный, признанный обязательным порядок или правило. Социальные нормы отображают определенного рода интересы – общественные, классовые, коллективные или групповые. Главное и основное назначение всех норм – согласовать все виды интересов. Интересы определяют направленность поведения людей, поэтому их взаимное согласование имеет важное значение для регулирования управленческих отношений [7].
Управленческие отношения регулируются тремя видами социальных норм:
– юридическими (правовыми), устанавливаемыми государством;
– общественными, устанавливаемыми общественными организациями;
– нормами морали, которые формируются в сознании людей в процессе воспитания и жизнедеятельности.
Соблюдение правовых норм обеспечивается как убеждением, так и при необходимости принуждением. Они наиболее четко разработаны и формализованы и регулируют наиболее существенные взаимоотношения.
Нормы, принятые общественными организациями, действуют в пределах этих организаций. В некоторых случаях нормативные акты готовятся и издаются совместно государственными и общественными органами (регулирование охраны и оплаты труда, пенсионное обеспечение). Степень выполнения норм, разработанных общественными организациями, обеспечивается их авторитетом и некоторыми формами принуждения, предусмотренными уставными документами этих организаций.
Под моралью понимаются правила (принципы) поведения. Под моралью понимаются правила (принципы) поведения людей, касающиеся отношений между ними, между человеком и обществом. Нормы морали поддерживаются авторитетом общественного мнения, а их соблюдение основывается на собственных убеждениях. Чем больше признают моральные нормы в управлении, тем оно совершеннее.
Специфичной формой отношения к различным общественным явлениям или поступкам отдельных людей или социальных групп является общественное мнение.
Социальное регулирование – мероприятия по соблюдению социальной справедливости в коллективе и совершенствованию социальных отношений между работниками. Это коллективные договора, соглашения, контракты, взаимные обязательства, правила внутреннего распорядка, правила этикета, очередность удовлетворения социальных потребностей в зависимости от трудового стажа или трудовой активности. Социальное регулирование направлено на стимулирование коллективной и личной инициативы и интереса к труду.
Психологические методы управления - эта группа методов управления используется в целях гармонизации взаимоотношений персонала и установления наиболее благоприятного психологического климата. Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом и отличаются индивидуальной направленностью. Главной особенностью этих методов является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, поведению и чувствам с целью мобилизации внутреннего потенциала человека для решения конкретных задач организации. К психологическим методам относятся:
– формирование корпоративной культуры на основе норм и правил поведения лучших работников организации;
– гуманизация труда: ликвидация монотонности, цветовая окраска помещений и оборудования, использование специально подобранной музыки;
– формирование личной мотивации работников, исходя из философии предприятия;
– психологическое побуждение: поощрение и поддержка творчества, инициативы и самостоятельности;
– удовлетворение
профессиональных интересов работников,
повышение творческого
– планирование
служебной карьеры работника
на основе его психологической
– отбор целей деятельности по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
– комплектование малых рабочих групп (звеньев, бригад), исходя из критерия психологической совместимости работников;
– формирование комфортного психологического климата в трудовом коллективе;
– установление нормальных деловых отношений между руководителями и подчиненными.
Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата.
Психологические методы управления персоналом базируются на знании, грамотном и умелом использовании психологических качеств конкретного работника. Поэтому ведущие компании и организации создают собственные профессиональные психологические службы, укомплектованные социальными психологами.
Не стоит забывать, что работа руководителя – это управление людьми в постоянно меняющейся ситуации с целью достижения заранее намеченных целей, мотивации работников и других факторов, на которых базируется деятельность. Руководство персоналом предполагает достаточное знание каждого подчиненного, как работника, так и личности. Цель его – сплотить людей в коллектив, максимально использовать их сильные стороны, а слабые сделать несущественными [16].
Руководитель
осуществляет управление, принимая на
себя власть, распределяя обязанности
и контролируя действия подчиненных. Знание
закономерностей механизма социально-психологического
управления дает возможность выбирать
соответствующие методы, проектировать
систему социально-психологических отношений
в организации.
2. АНАЛИЗ ПЕРСОНАЛА ОАО «ДЕМИТЕКС» КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ.
2.1
Персонал ОАО «Демитекс»
как объект управления.
Открытое
акционерное общество "Демитекс"
образовано в 1992 году на базе хлопкопрядильной
фабрики. ОАО "Демитекс" располагается
в областном центре
г. Полтава, Украина. На предприятии применяются
две системы прядения: карданая и гребенная.
В гребенной системе используется кольцевой
способ прядения. В кардной системе используется
кольцевой и пневмомеханический способ
прядения[21].
ОАО "Демитекс" - современное предприятие
легкой промышленности с большими возможностями.
В производстве используется новое высокопроизводительное
оборудование передовых западноевропейских
фирм: "Trutzschler", "Rieter", "Oerlikon
Schlafhorst", "Grossenhainer", "Elitex", "Muratec"[22].
На сегодняшний день ОАО «Демитекс» является
одним из наиболее мощных в Украине производителей
высококачественной пряжи из хлопка, химических
волокон (вискозных, полиэфирных и др.)
и их смеси. На нем работает более 580 человек,
и оно производит и продает в Украине и
в странах ближнего и дальнего зарубежья
более 6000 тонн продукции в год.
Предприятие поражает разнообразием видов деятельности, которыми оно занимается. Их насчитывается порядка двадцати восьми штук. Основными видами являются:
- Прядильное производство.
- Организация общественного питания, в том числе кафе, баров, ресторанов с целью предоставления услуг за наличный и безналичный расчёт.
- Производство,
переработка и реализация
- Изготовление и ремонт оборудования, транспортных средств, механизмов и инструментария, радиооборудования.
- Исследовательская деятельность.
- Поставка электроэнергии различным потребителям.
- Сбор,
переработка и реализация
- Осуществление
предпринимательской
Выше был представлен далеко не полный перечень сфер деятельности ОАО «Демитекс». Помимо всего этого, как уже было сказано, данное предприятие занимается внешнеэкономической деятельности и покупает сырье и продает готовую продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Как уже было определено, данное предприятие является акционерным обществом и его деятельность определяется и регулируется Конституцией Украины и законами "Об акционерных обществах" от 17 сентября 2008 г. [1] , "О хозяйственных обществах" ,разъяснениями Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку "Относительно порядка применения отдельных положений раздела XVII "Заключительными и переходными положениями" Закона Украины "Об акционерных обществах" в связи с обретением ими действия" от 14 июля 2009 года № 797 , Хозяйственным кодексом Украины (в редакции до 17 сентября 2008 г.).
Данному открытому акционерному обществу сейчас приходится работать в довольно таки сложных экономических условиях. В условиях экономического кризиса и умеренного, но постоянного роста цен на сырье и заработную плату, очень сложно заниматься эффективной экономической деятельностью. Кроме того «Демитекс» занимается еще и внешнеэкономической деятельностью, а с каждым днем конкуренция на международных рынках усиливается вместе с усилением требований потребителей к продукции, которую они покупают. Но ОАО «Демитекс», вместе с немногими предприятиями Полтавы и Полтавской области сумели с честью выйти из этой ситуации. Но без совершенствования системы и внедрения инновационных методов управлением персонала – дальнейшее развитие и расширение сфер деятельности становится невозможным.
Для того, чтобы эффективно использовать персонал организации - необходимо периодически проводить его анализ по нескольким критериям.
В первую очередь необходимо проанализировать общую структуру и динамику персонала. Для этого мы воспользовались отчетами по труду, которые составлялись непосредственно в организации.
Персонал
в организации делится на управленческий
и производственный. Его структуру
и динамику можно видеть в таблице
(Таблица 2.1.1).
Таблица 2.1.1 - Характеристика и динамика общей структуры персонала ОАО "Демитекс" за 2007-2009 года.
Категория занятых | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение удельного веса % 2009 р. від | ||||
количество, лиц | Удльный вес, % | количество, лиц | Удльный вес, % | количество, лиц | Удльный вес, % | 2007р. | 2008р. | |
Управленческий персонал | 86 | 13,61 | 82 | 13,87 | 80 | 14,63 | 1,02 | 0,75 |
В
том числе:
Руководители специалисты Технические работники |
50 33 3 |
7,91 5,22 0,47 |
50 31 6 |
8,46 5,25 0,17 |
47 31 2 |
8,59 5,67 0,37 |
0,68 0,45 -0,11 |
0,13 0,42 0,2 |
Производственныйперсонал | 546 | 86,39 | 509 | 86,13 | 467 | 85,37 | -1,02 | -0,75 |
Всего | 632 | - | 591 | - | 547 | - | - | - |
Производствен-ный персонал на одного управленческо-го, лиц | 8 | - | 8 | - | 7 | - | - | - |
Часть управленческо-го персонала % | - | 13,61 | - | 13,87 | 14,63 | 1,02 | 0,75 |
Информация о работе Эффективность методов управления персоналом