Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:00, реферат
В большинстве современных, развивающихся компаний, как во всем мире, так и в России, Департамент или Управление, занимающееся вопросами, связанными с персоналом (HR), выполняет несколько основных функций: кадровое администрирование, компенсации и льготы, подбор персонала, адаптация, оценка, обучение, развитие
В данной статье рассмотрена одна из важнейших функций HR - функция оценки персонала компании.
Оценка персонала может состоять из оценки труда – мероприятия по определению соответствия количества и качества труда технологии производства [9], оценки личностных качеств сотрудника, его мотивации и потенциала.
Пример мини-ассессмента для сотрудников Отдела продаж (в данном случае, Факторингового подразделения, но может быть распространен на всех сотрудников, занимающихся продажами)
А. Цель мини-ассессмента: оценить компетенции сотрудников КБ «Х» для получения более точного результата, в рамках ежегодной процедуры оценки персонала банка.
Б. Участники: 6 оцениваемых сотрудников, 2 наблюдателя, 1 ведущий, также занимающийся наблюдением, административный ассистент.
В. Место проведения: одна из больших переговорных на территории банка.
Г. Длительность: для оцениваемых – 2-2,5 часа, для оценщиков – плюс еще 50 минут на подведение итогов.
Д. Оцениваемые компетенции: по ходу мини-ассессмента будут оценены 9 компетенций менеджера по продажам – 3 основных, критично важных, 4 важных и 2 второстепенных.
Таблица 9
Оценка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Компетенция | |||||
Навыки продаж, умение убеждать |
|||||
Ориентированность на результат |
|||||
Коммуникабельность |
|||||
Стрессоустойчивость |
|||||
Инициативность |
|||||
Ориентация на клиента (внутреннего и внешнего) |
|||||
Аналитическое мышление |
|||||
Ориентация на качество работы |
|||||
Работа в команде |
|||||
1 – компетенция отсутствует |
|||||
2 – выражена крайне слабо, скорее всего, ее будет сложно развить |
|||||
3 – компетенция присутствует, выражена не сильно, но поддается развитию в случае необходимости |
|||||
4 – компетенция выражена достаточно хорошо, активно используется в работе |
|||||
5 – компетенция выражена отлично, пример для подражания |
Е. Программа мини-ассессмента: мини-ассессмент состоит из знакомства, двух основных заданий (одно из них делится на 3 разных части) и обработки результатов. Далее приведена таблица с программой.
Таблица 10
Номер |
Этап |
Краткое описание |
Оцениваемые компетенции |
Время начала |
Продолжительность (мин) |
1 |
Введение + |
Ведущий рассказывает о целях встречи, представляет оценщиков, отвечает на вопросы. Далее каждый оцениваемый должен за 1 минуту сделать краткую самопрезентацию без подготовки. |
1.Навыки продаж, умение убеждать |
10:00 |
10 |
2 |
Кейс: |
||||
Самостоятельная работа |
Участники самостоятельно изучают полученные материалы, вырабатывают решение, оформляют его письменно с соблюдением определенных условий (для проверки внимательности, аккуратности, соблюдения требований – компетенция «Ответственность»), готовятся к защите своего решения. |
1.Аналитическое мышление |
10:10 |
30 | |
Презентация |
Каждому участнику дается 2 минуты на презентацию своего решения. Далее проводится голосование на определение лучшей идеи. |
1.Навыки продаж, умение убеждать |
10:40 |
15 | |
Групповое обсуждение |
Лучшая идея выносится на общее обсуждение. За 20 минут участники должны обсудить ее, принять либо выдвинуть другую идею. Задача каждого участника, с одной стороны – продвинуть в итоге свою идею, с другой – прийти к общему решению ровно в указанный срок. |
1.Навыки продаж, умение убеждать |
10:55 |
20 | |
4 |
Кофе-брейк |
Перерыв на чай-кофе-печенье |
11:15 |
10 | |
5 |
Слалом |
Каждый участник должен решить 4 коротких кейса, зачитываемых вслух разными организаторами. Специфика кейсов связана напрямую с деятельностью сотрудников. До начала задания сотрудник не знает, что ему предстоит делать, организаторы, зачитывающие кейс, находятся на удаленном расстоянии друг от друга, на решение каждого кейса дается 1 минута. |
1.Ориентированность на результат |
11:25 |
35 |
6 |
Обработка результатов |
Оценщики обсуждают каждого оцениваемого отдельно, приходят к общему решению, проставляют оценку по каждой компетенции. |
12:00 |
20 |
Ж. Результаты по каждому сотруднику могут быть представлены в следующем виде.
Таблица 11
Сотрудник: Иванов Иван Иванович | ||||||
Управление/Подразделение/ | ||||||
Дата: 18.12.2010 | ||||||
Упражнение |
Знакомство |
Бизнес-кейс (самостоятельная работа) |
Бизнес-кейс (презентация) |
Бизнес-кейс (групповое обсуждение) |
Слалом |
Общая оценка по компетенции |
Компетенция | ||||||
Навыки продаж, умение убеждать |
? |
? |
? |
? |
5 | |
Ориентированность на результат |
? |
? |
? |
4 | ||
Коммуникабельность |
? |
? |
? |
5 | ||
Стрессоустойчивость |
? |
? |
? |
3 | ||
Упражнение |
Знакомство |
Бизнес-кейс (самостоятельная работа) |
Бизнес-кейс (презентация) |
Бизнес-кейс (групповое обсуждение) |
Слалом |
Общая оценка по компетенции |
Компетенция | ||||||
Инициативность |
? |
? |
? |
3 | ||
Ориентация на клиента (внутреннего и внешнего) |
? |
? |
5 | |||
Аналитическое мышление |
? |
? |
? |
4 | ||
Ориентация на качество работы |
? |
2 | ||||
Работа в команде |
? |
3 |
З. Примеры заданий для мини-ассессмента
Кейс.
Компания «Прайм Девелопмент» развивает в России новый формат экспресс-обслуживания автомобилей. На станции можно за 5 минут помыть машину, за 15 поменять масло, а также купить все необходимые расходные материалы. К сожалению, формат, весьма популярный в США, в Санкт-Петербурге таким успехом не пользуется. В раздаточном материале (Приложение) подробно описана история создания компании, детали по ее устройству, текущая ситуация.
Задание:
1. За 30 минут изучить материалы, проанализировать их, подготовить краткий обзор ситуации с использованием не менее 7 чисел/цифр и не менее 3 имен, приведенных в тексте, и предложить свой вариант решения ситуации. Далее весь материал (обзор и решение) обрисовать на 1 слайде и подготовить презентацию на 1-2 минуты.
2. Презентовать свою работу перед аудиторией
3. За 20 минут обсудить в группе сложившуюся ситуацию, точно к указанному времени озвучить коллективное решение команды.
Слалом.
1. У Вас назначена встреча с новым, очень потенциально перспективным клиентом, которую Вы согласовывали 2 месяца, но вдруг Вам звонит старый, но не очень перспективный клиент с низкой окупаемостью и говорит, что случилось нечто экстраординарное, по телефону говорить неудобно, и Вам необходимо срочно приехать к нему в офис.
Ваше решение?
2. Вы 2 недели выходили на ответственное лицо потенциального клиента, наконец, у Вас появилась возможность пообщаться по телефону, но после нескольких первых фраз он говорит: «Спасибо, но мы никогда не пользовались факторинговыми услугами и не планируем делать это в ближайшие месяцы»
Ваш ответ?
3. Кейс 2. Ваши действия в случае, если сразу после своих слов человек положил трубку?
4. Вы на встрече у клиента, всегда занимались услугой внутреннего факторинга, о внешнем практически ничего не знаете, и тут он Вам говорит, что у них возникла необходимость в международном факторинге, Вы никогда не предлагали, а тут на них вышел другой банк, и завтра утром они планируют подписать контракт.
Ваши действия?
В настоящее время реализация процедуры регулярной (ежегодной, полугодовой) оценки персонала является одной из обязательных и важнейших функций, выполняемых HR-департаментом практически каждой современной, развивающейся компании. Процедура сложна, может выглядеть совершенно по-разному, представлять собой либо одну из существующих методик либо комбинацию. Ошибка при разработке, внедрении и реализации системы оценки может привести к крайне негативным последствиям для компании.
Данная статья была посвящена вопросу существующих методов оценки в общем и конкретно процедуре оценки, ее минусам и плюсам, в КБ «Х».
Мы подробно рассмотрели цели создания системы оценки персонала, основные этапы создания и внедрения и основные методы, используемые при оценке, а именно:
Вторая часть статьи полностью посвящена анализу существующей системы оценки персонала КБ «Х». Анализ проводился двумя способами:
1. Самостоятельный тщательный
2. Анализ обратной связи,
В результате изучения вопроса указанными выше методами был сделан вывод, что система имеет ярко выраженные основные минусы и плюсы.
Из плюсов можно отметить следующие:
– простота в использовании;
– система не затратна по материальным, временным и человеческим ресурсам;
– всеохватность по сотрудникам;
– автоматизированность;
– достаточно высокая информативность;
– система вписываетcя в общую схему работы HR;
– возможность для сотрудника оценить себя самостоятельно;
– проведение личной беседы каждого сотрудника и его руководителя.
Основными минусами оказались:
– несовершенная система общекорпоративных компетенций;
– недостаточная объективность оценки, так как она осуществляется только 1 человеком – руководителем;
– проблемы с коммуникацией, которые приводят к тому, что некоторые сотрудники и руководители не понимают смысла оценки, не заинтересованы в участии в ней, либо их ожидания относительно назначения и последствий процедуры не оправдываются;
– не оцениваются профессиональные знания некоторых категорий, для которых это важно.
Были предложены изменения, которые должны максимально покрыть слабые места процедуры ежегодной оценки персонала КБ «Х»: