Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:00, реферат
В большинстве современных, развивающихся компаний, как во всем мире, так и в России, Департамент или Управление, занимающееся вопросами, связанными с персоналом (HR), выполняет несколько основных функций: кадровое администрирование, компенсации и льготы, подбор персонала, адаптация, оценка, обучение, развитие
В данной статье рассмотрена одна из важнейших функций HR - функция оценки персонала компании.
Оценка персонала может состоять из оценки труда – мероприятия по определению соответствия количества и качества труда технологии производства [9], оценки личностных качеств сотрудника, его мотивации и потенциала.
Таблица 3
Название департамента/ |
Количество сотрудников (приблизительное) |
Количество сотрудников, предоставивших обратную связь |
Количество сотрудников, предоставивших обратную связь (%) |
Департамент информационных технологий |
100 |
65 |
65 |
Департамент внутреннего аудита и контроля |
20 |
15 |
75 |
Центр поддержки держателей карт |
25 |
25 |
100 |
Сервисно-информационный центр |
20 |
20 |
100 |
Факторинговое подразделение (самостоятельное юридическое лицо) |
25 |
18 |
72 |
Филиал «Новосибирск» |
40 |
35 |
88 |
ИТОГО: |
230 |
178 |
77 |
Далее хотелось бы более внимательно рассмотреть каждый из департаментов, чтобы было максимально понятно, какие категории сотрудников предоставили обратную связь для данной работы.
Департамент информационных технологий – состоит по большей части из сотрудников, проработавших в банке достаточно много лет, в основном это мужчины от 30 до 45 лет. Большая часть сотрудников департамента – специалисты и ведущие специалисты (72%), также в департаменте присутствует группа менеджеров (проектов или проектных групп) (13%) и управленцы – руководители групп и отделов, имеющие сотрудников в прямом подчинении и непосредственно проводящих их оценку (15%). Особенностью данного подразделения является то, что большое количество сотрудников относится к процедуре оценки персонала несерьезно, не желает тратить на нее время. То же самое можно сказать и об обратной связи – она предоставлена только 65% людей от общего количество сотрудников в отделе и была самой низкой, по сравнению с обратной связью от других департаментов.
Департамент аудита и внутреннего контроля – состоит по большей части из относительно молодых и очень активных специалистов с опытом работы от одного до 5 лет. Из них специалисты и ведущие специалисты составляют по 40% (каждая группа) и 20% (4 человека) – руководители, непосредственно оценивающие сотрудников. Сотрудники данного департамента относятся к заполнению любых документов крайне внимательно, поэтому все из них, за исключением задействованных на проектах в других регионах, написали достаточно развернутые комментарии со своими мыслями и комментариями по нашей процедуре оценки.
Центр поддержки держателей карт и Сервисно-информационный центр состоят в основном из студентов и выпускников, начинающих карьеру в банке с начальной должности, не требующей опыта работы (56%), супервайзеров (лично не проводящих оценку) (13%), тренеров (11%), проектных менеджеров (11%) и руководителей (9%). Сотрудники этих департаментов участвовали в написании обратной связи охотно, но в основном поделились на 2 диаметрально противоположных группы – 1 группа старательно говорила о том, что у нас все прекрасно, все очень нравится и процедура оценки самая лучшая, вторая половина – «смелая» молодежь – прямо говорила о своем недовольстве в преувеличенной форме, обвиняя систему оценки в отсутствии повышения в должности, недостаточном повышении заработной платы и т.д.
Факторинговое подразделение – самостоятельное юридическое лицо, полностью представляет собой небольшую компанию, состоящую из генерального директора, его заместителя и персонально ассистента, главного бухгалтера, ИТ-менеджера и трех основных отделов (аналитики, менеджеры по продажам, клиентская служба, работающая с текущими клиентами). По уровню должностей (не считая генерального директора) в подразделении 6 руководителей, имеющих прямых подчиненных (24%), сотрудники уровня ведущий специалист / проектный менеджер составляют 48%, специалист – 24%. Большая часть сотрудников предоставила разумные, достаточно объективные комментарии, продуманные и без внесения окраски личной обиды.
Филиал «Новосибирск». Филиал состоит из небольшого офиса и двух стандартных отделений банка. На 17,5% состоит из руководителей, имеющих прямых подчиненных, остальные сотрудники – уровень специалистов и ведущих специалистов.
Обратная связь писалась в свободной форме, так как, к сожалению, в КБ «Х» нет возможности высылать сотрудникам какие-либо формы анкет, непредусмотренные официальной процедурой. В связи с этим обработка результатов была достаточно длительной и сложной. Была предприняла попытка создать единую таблицу с ключевыми пунктами, под которые можно отнести те или иные комментарии и привести примеры высказываний. Важно уточнить, что общее количество процентов не получается равным 100%, так как многие сотрудники засчитывались в разных колонках, предоставив несколько комментариев.
Таблица 4
Общая мысль |
Количество сотрудников |
Количество сотрудников (%) |
Примеры комментариев |
Все хорошо, впечатление от пройденной процедуры оценки полностью положительное |
95 |
53 |
«Я полностью доволен
системой оценки, принятой в нашем банке» «Считаю, что результаты
моей работы и личные качества были оценены полно
и справедливо» «Мне понравилось оценивать себя и делиться своим видением с руководителем. Это полезно для моего дальнейшего развития» |
Оценка не отразила новые, полученные мной знания и навыки, которые мне пока не удалось применить в работе |
17 |
10 |
«Когда я устраивалась на работу, у меня был базовый уровень английского. Я полгода занималась с репетитором и теперь готова работать с англоговорящими клиентами. Почему это не было оценено?»
«Я работаю в бэк-офисе уже 2 года и считаю свои коммуникативные навыки достаточными, чтобы перейти работать в фронт-офис, быть ближе к клиентам. Я готова пройти дополнительную оценку, еще одну встречу, но с руководителем фронт-офиса. Нужно, чтобы система оценки позволяла определить все мои сильные стороны» |
Я не согласен с оценкой руководителя |
34 |
19 |
«Руководитель не всегда видит, как я работаю. Если бы спросили супервайзеров и моих коллег, я уверена, моя оценка могла бы быть выше» |
Я не согласен с поставленными целями / мне не понятны поставленные цели |
23 |
13 |
«Считаю, что стоит подумать над постановкой целей. Я не выполнил план по привлечению, но при этом обращение текущих клиентов было столь велико, что у меня просто не оставалось времени. Я делал не меньше ***руб. в месяц, и при этом получил не самый высокий общий балл» |
Я не понимаю смысла проведения оценки, не считаю ее важной, или она отнимает у меня время, которое требуется для выполнения основной работы |
15 |
8 |
«Мы с руководителем регулярно общаемся на протяжении всего года. Заполнение форм не принесло ничего нового» |
Я не вижу практически выраженных результатов |
42 |
24 |
«Оценка прошла достаточно интересно, но было бы лучше, если бы она была более четко привязана к моему росту. Я получил 99,8 баллов, считаю это хорошим результатом, но повышения не получил, хотя работаю более полутора лет» |
Я обладаю компетенциями, которые считаю очень важными, но они не относятся к тем, которые отражены в форме |
36 |
20 |
«Предлагаю для каждого отдела оценивать определенные компетенции, некоторые из тех, что отображены во второй форме, для нашего отдела не применимы» |
Встреча с руководителем прошла достаточно формально, я не получил от нее того, чего ожидал |
40 |
22 |
«У нас было отведено 2 часа для встреч по оценке на весь отдел. Мы не успели обсудить все моменты, которые я хотел обсудить» |
Я не понимаю, что такое компетенции и для чего они нужны. Я хорошо выполняю работу в рамках должностной инструкции и считаю это достаточным |
16 |
9 |
«Первую форму, по целям, считаю достаточно интересной, но считаю важным разъяснить, для чего нужна вторая форма, как компетенции влияют на оценку моей работы» |
Итак, мы можем сделать основные выводы по результатам анализа обратной связи от сотрудников КБ «Х».
1. Больше половины сотрудников, предоставивших комментарии (53%), процедурой оценки полностью довольны, негативных сторон и каких-либо рекомендаций выделить не смогли. При этом есть вероятность, что часть этой группы не решилась или не посчитала нужным высказывать свое мнение, опасаясь, что это вызовет негативное отношение к ним со стороны руководителя и работодателя в целом.
2. Самый большой процент отметившихся получил пункт, посвященный отсутствию «практических результатов» по итогам оценки (24%). Видимо, присутствует проблема с правильным позиционированием процедуры оценки, так как многие сотрудники считали, что если их оценят хорошо, они обязательно получат повышение либо значительную прибавку к заработной плате. Важно отметить, что такой комментарий предоставили, в основном, молодые специалисты, проработавшие в компании 1-2 года и менее года и имеющие немного преувеличенное представление о скорости построения карьеры и необходимых для этого шагах. Молодые специалисты, хорошо выполняющие свою текущую работу, но не предлагающие новых идей, не связывающие свои цели с целями организации, не являющиеся лидерами, в большинстве случаев в конце первого года работы хотели претендовать на следующую по вертикали позицию.
3. Близок ко 2-му по количеству указавших его пункт о несовпадении ожиданий и реально прошедшей с руководителем встречи (22%). Исследование показало, что сотрудники действительно многого ждут от оценки и, главное, от этой ежегодной беседы, но не все руководители считают важным и готовы уделять ей должное внимание.
4. 20% предоставивших обратную связь сотрудников не согласны на 100% с листом общекорпоративных компетенций и считают, что обладают гораздо более важными в работе качествами, оценке которых не уделяется достаточного значения, либо считают, что некоторые из общих компетенций для их деятельности вообще не подходят. 9% вообще не понимают, для чего нужны компетенции и что это такое. Скорее всего, основных причины здесь будет 2: 1) действительно, отсутствие дополнительных компетенций под категории сотрудников в зависимости от особенности их деятельности и 2) слабое информирование о том, что такое компетенции, для чего введено это понятие, как те или иные компетенции из корпоративных могут конкретно применяться в работе на тех или иных на первый взгляд нетипичных для проявления такой компетенции должностях.
5. Почти пятая часть участвовавших сотрудников (19%) частично либо полностью не согласна с оценкой руководителя. При этом лишь очень немногие из них обратились по процедуре выше – к руководителю руководителя, а потом в HR. Сотрудники считаю, что руководитель не всегда справедлив и объективен, полагают, что только его оценки недостаточно. Очень часты случаи, когда оценивает официальный руководитель, но работает сотрудник практически все время в команде и под руководством другого, нижестоящего сотрудника, который не может проводить оценку. Например, для ИТ характерна проектная работа, когда, например, тестировщик числится под руководством начальника отдела тестирования, а работает по нескольку месяцев у проектных менеджеров по внедрению. Конечно, обратная связь от таких «временных» руководителей учитывается, но все-таки финальным и единственным оценщиком является непосредственный руководитель.
6. Сложности с пониманием целей имеют 13% сотрудников. Бывают случаи, когда цели разъясняются недостаточно понятно или вообще ставятся устно и приблизительно, а в систему вводятся непосредственно перед оценкой; цели объясняются, прописываются, но в течение года никак не вспоминаются, функционал к концу года по факту может значительно поменять, и, только начав оценку, сотрудник вспоминает, что обсуждалось год назад и что он должен был делать.
7. Есть группа людей, недовольных отсутствием оценки профессиональных знаний (10%). Чаще это относится к техническим специалистам, новые знания которых руководитель увидеть в работе не может, а недостаточно инициативный сотрудник часто и не решается об этом сообщить, либо руководитель не заинтересован в оценке знаний, дополнительно полученных сотрудниками, чтобы не терять их на текущем участке.
8. 8% опрошенных относятся к оценке скептически и считают ее «лишней тратой времени». Часто это бывают люди, получившие негативный опыт в прошлом либо не имеющие достаточно информации о том, что такое оценка и для чего она нужна.
По результатам проведенного анализа существующей системы оценки персонала КБ «Х» было принято решение разработать предложения по изменению и улучшению существующей системы оценки, так как с помощью обоих методов были обнаружены существенные недостатки системы.
По результатам анализа были сделаны основные выводы:
1. Следует повысить
Сотрудники КБ «Х» недостаточно проинформированы о многих моментах, касающихся системы оценки.
Области недостаточной информированности:
1.1. Что такое система оценки, для чего она необходима, почему она имеет именно такой вид, назначение каждого этапа оценки, каждой формы и т.д.
1.2. Какими могут быть результаты оценки. Четкая привязка к возможностям по смене должности, изменению заработной платы, размеру годового бонуса, количеству тренингов для посещения, сумме денежной компенсации обучения на следующий год и др.
1.3. Что такое компетенции в общем, для чего они нужны, что означает каждая конкретная компетенция, используемая в банке, как она понимается руководством, какими могут быть положительные и отрицательные индикаторы.
Заниматься информированием должен HR и непосредственный руководитель:
– на этапе финального общения с кандидатом должна быть предоставлена приблизительная информация о средних сроках продвижения с позиции на позицию, о приблизительных диапазонах бонусов, которые бывают, исходя из практики, примерный диапазон возможного увеличения заработной платы, и как все это связано с системой оценки;
– на этапе адаптации должны быть еще раз проговорены все моменты из предыдущего пункта + предоставлена подробная информация о компетенциях и их проявлениях;
– на этапе постановки целей на год следует подробно консультировать сотрудников по принципам постановки целей, назначению и важности целей;
– на этапе начала ежегодной процедуры оценки все сотрудники должны быть еще раз проконсультированы по всем основным моментам: важность оценки, структура оценки, компетенции, возможные последствия оценки при тех или иных результатах;
– на протяжении всей процедуры оценки сотрудники должны иметь возможность задать все появляющиеся вопросы, разрешить сомнения у руководителя либо представителя HR в оперативном режиме;
– несколько раз в год необходимо напоминать сотрудникам о том, что у них есть цели, какие это цели, что есть компетенции, проявление которых также будет учитываться в конце года.
Возможные каналы для предоставления информации:
Для того чтобы оценка проходила эффективно, особенно важно тщательно информировать руководителей, так как они должны понимать важность процедуры и вкладываться на 100% в ее реализацию не только при тщательной оценке деятельности сотрудника, но и при проведении финальной беседы. С руководителями верхнего уровня беседу с использованием презентационных материалов и видео-материалов стоит проводить отдельно руководителю компании или HR-директору. Далее каждый должен проводить беседу с руководителями своего подразделения.
Следует более тщательно