Изучение системы оценки персонала коммерческого банка «X», оценка ее эффективности, рекомендации по улучшению

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

В большинстве современных, развивающихся компаний, как во всем мире, так и в России, Департамент или Управление, занимающееся вопросами, связанными с персоналом (HR), выполняет несколько основных функций: кадровое администрирование, компенсации и льготы, подбор персонала, адаптация, оценка, обучение, развитие
В данной статье рассмотрена одна из важнейших функций HR - функция оценки персонала компании.
Оценка персонала может состоять из оценки труда – мероприятия по определению соответствия количества и качества труда технологии производства [9], оценки личностных качеств сотрудника, его мотивации и потенциала.

Работа содержит 1 файл

Senchenkova.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

Правильность списка менеджерских компетенций в ходе анализа сомнений не вызвала, предлагается оставить список в первоначальном виде для всех управленцев банка.

На данный момент в систему компетенций  КБ «Х» включены 4 общих компетенции, каждая из них разбита на несколько  индикаторов и 4 менеджерских компетенции, также разложенные более подробно.

Каждый индикатор имеет несколько  вариантов оценок выраженности:

 

Таблица 5

Оценка компетенций

 

Оценка

Определение

A

всегда (always)

M

 в большинстве случаев (in most cases)

S

иногда (sometimes)

N

никогда (never)

N/A

не заполняется для данной позиции (non-applicable to position)


 

 

 

Таблица 6

Система компетенций КБ «Х»

 

Компетенция

Индикаторы

Общекорпоративные

1. Ориентированность на результат

Демонстрирует понимание целей  организации и своего подразделения. Ставит цели, амбициозные по срокам и результатам

Достигает результатов согласно поставленным целям и в срок

Запрашивает обратную связь, старается  улучшить навыки и получить новые знания

Следит за новейшими разработками и передовым опытом в своей области

2.Инициативность/Инновации

Способен предлагать новые идеи и решения, соответствующие бизнес-потребностям

Систематически работает над улучшением процессов, процедур и повышением эффективности

Поощряет людей к проявлению инициативы

3. Работа в команде

Распределяет четкие роли внутри команды (если руководитель) и понимает свою роль в команде (если сотрудник)

Помогает создать и поддерживать командный дух

Сотрудничает с коллегами в  команде для достижения общих  целей и соблюдения процессов. Ищет возможности для взаимодействий с другими командами

Делится информацией и знаниями с членами команды, прислушивается к мнению других

4. Ориентация на клиента (внешнего  и внутреннего)

Проводит мониторинг удовлетворенности  клиентов. Ставит удовлетворенность клиента во главе списка приоритетов команды (если менеджер)

Выявляет и отвечает на потребности, ожидания и требования клиентов

Устанавливает и поддерживает хорошие  взаимоотношения с клиентами. Соблюдает политики и практики для обеспечения корректного обслуживания клиентов

Умеет вести переговоры / обладает навыками продаж

Менеджерские

1. Стратегическое видение

Имеет четкое общее представление  об организации, ее бизнесе и окружении

Умеет эффективно переводить стратегию  в конкретные планы деятельности

Анализирует риски и возможности каждой ситуации

Способен принимать оптимальные  решения в каждой ситуации

2. Управление изменениями

Борется за введение изменений, необходимых  общей стратегии

Оценивает и отслеживает разрыв между текущей и требуемой ситуацией

Поощряет других смотреть на проблемы и процессы с разных сторон

Продолжает держать в фокусе внимания главную цель в период неопределенности и изменений

3. Коммуникация

В качестве коммуникатора эффективно выполняет роль моста между топ-менеджментом и своей командой

Обращается к нужному сотруднику напрямую, не используя влияния иерархического руководителя

Создает атмосферу открытого и  эффективного взаимодействия между людьми

Ясно и логично излагает свои мысли, принимая во внимание предмет общения, окружение и аудиторию

4. Развитие подчиненных

Помогает членам команды понять, как их вклад в работу отражается на общей картине происходящего

Помогает людям развиваться  и расти, предоставляя им отзывы об их работе и хваля их за успехи

Мотивирует людей добиваться более высоких целей

Приветствует обмен опытом и  обучение среди своих сотрудников


 

Как видно из таблицы, большинство  сотрудников оцениваются только по 4 компетенциям:

– инициативность;

– ориентированность на результат;

– работа в команде;

– ориентированность на клиента.

Возможно, более эффективно было бы сделать набор компетенций более гибким. Безусловно, 4 основных компетенций крайне важны для всех сотрудников банка (единственное, вес каждой может очень отличаться для различных категорий), при этом в каждом направлении деятельности есть своя специфика и, соответственно, могут появиться новые важные компетенции.

В ходе работы над проектом было для  примера разработано предложение по наборам компетенций для сотрудников основных отделов внутри Факторингового департамента (Отдел анализа и кредитных рисков, Клиентская служба (бэк-офис и фронт-офис), Отдел продаж). На данный момент и аналитик, и менеджер по продажам, и специалист фронт-офиса (поддержание отношений с текущими клиентами), и специалист бэк-офиса (обработка документации и проведение операций в системах), занимающиеся совершенно разной деятельностью, имеют одинаковый набор компетенций, которые, к тому же, никак не разделены по весу. Был разработан примерный набор компетенций для каждого из четырех направлений и примерным весом каждой компетенции. Ниже кратко описана специфика деятельности отделов, далее будет приведена общая таблица с компетенциями и их весом для каждого отдела.

1. Отдел анализа и  кредитных рисков. Сотрудники занимаются кредитным анализом, они должны быть сильными математиками и аналитиками, с одной стороны, с другой стороны – должны уметь защищать свое решение на кредитном комитете, на котором присутствуют топ-менеджеры банка, соответственно, у них должны быть развиты навыки коммуникации, убеждения и умение работать с возражениями со стороны менеджеров по продажам, имеющих сильные коммуникативные и презентационные навыки и обычно настроенных противоположно (они за то, чтобы заключить сделку, аналитики должны предотвратить заключение рискованных сделок). Если говорить о командной работе, в основном аналитик работает самостоятельно, поэтому выраженность компетенции «Работа в команде» является не сильно критичной для него. То же самое можно сказать о компетенции «Инициативность».

2. Отдел продаж. У этой категории сотрудников в первую очередь должны быть развиты навыки коммуникации и презентации, умение убеждать, активность, настойчивость и инициативность. Обычно в этом подразделении они работают самостоятельно, командная работа не так важна.

3. Клиентская служба, фронт-офис. Сотрудники фронт-офиса занимаются работой с текущими клиентами, поддержанием и развитием отношений с ними. В первую очередь они должны быть клиентоориентированны, очень стрессоустойчивы, должны быть готовы к работе в режиме многозадачности, под давлением. Также они занимаются кросс-продажами, поэтому какие-то навыки продаж у них должны быть. Командная работа также имеет место, так как здесь очень важно всегда быть на связи с клиентом, быть готовым помочь коллегам и заменить их в случае необходимости. Для развития отношений с клиентами имеет применение компетенция «Инициативность»

4. Клиентская служба, бэк-офис. Сотрудники бэк-офиса во многом похожи на сотрудников бухгалтерии. Они работают автономно, выполняют однообразные механические операции, коммуницируют минимально. Самые важные качества для них – это аккуратность, ответственность, готовность и желание заниматься рутинной работой.

 

По результатам рассмотрения этих 4 категорий сотрудников в список из 4 основных компетенций были добавлены новые:

1. Аналитическое мышление – способность анализировать проблему, логически рассуждать, понимать ситуацию при помощи разбиения ее на мелкие части, отслеживать предпосылки шаг за шагом, по принципу подчиненности

2. Стрессоустойчивость – умение преодолевать трудности, работать под давлением и в сжатые сроки, умение подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт.

3. Ориентация на качество работы – под этим термином в данном случае понимается точное, качественное выполнение работы в срок, в независимости от того, интересна эта работа или она рутинна и однообразна. Индикаторами могут быть пунктуальность, аккуратность, точность, ответственность.

4. Навыки продаж, умение убеждать (этот навык был одним из индикаторов ориентации на клиента, предлагается выделить его в отдельную компетенцию из-за исключительной важности для некоторых категорий сотрудников) – здесь конкретно навыки продаж будут пониматься как умение презентовать, убедить, работать с возражениями, отстоять свою точку зрения, найти к человеку оригинальный подход.

5. Коммуникабельность (является одной из менеджерских компетенций в банке, но очень важна для некоторых сотрудников, поэтому предлагается добавить ее в общий лист) – ясно и логично излагает свои мысли, принимая во внимание предмет общения, окружение и аудиторию. Умеет строить эффективные взаимоотношения с коллегами, руководством, прямыми и косвенными подчиненными, клиентом.

 

 

Таблица 7

Системы компетенций для сотрудников  отделов подразделения Факторинг, в %

 

наличие компетенции  крайне важно для выполнения функций  данной должности

компетенция имеет значения для качественного выполнения основных функций должности

компетенция не критична для данной должности, но должна присутствовать и поддаваться развитию у каждого сотрудника банка

         

Отдел

Отдел анализа и кредитных рисков

Отдел продаж

Клиентская  службы, фронт-офис

Клиентская  служба, бэк-офис

Компетенция

Аналитическое мышление

25

9

5

5

Стрессоустойчивость

10

10

12

10

Ориентация  на качество работы

10

5

8

26

Навыки продаж, умение убеждать

13

20

10

5

Коммуникабельность

10

14

14

10

Ориентированность на результат

15

18

12

20

Инициативность

6

10

10

5

Работа в  команде 

6

5

11

11

Ориентация  на клиента (внутреннего и внешнего)

5

9

18

8


 

 

Пересмотр принципа оценки

 

На наш взгляд, следует переработать процедуру оценки с точки зрения того, что каждого сотрудника, по сути, оценивает на свое усмотрение только один человек - его непосредственный руководитель.

Предлагается ввести в банке оценку 360°, по которой будет оцениваться каждый сотрудник, и форму 2 (оценка по компетенциям) предоставлять заполнять не только самому сотруднику и непосредственному руководителю, но также коллегам, подчиненным, клиентам, партнерам. Помимо заполнения формы каждый оценщик может предоставить развернутый комментарий, в который может включить все, что пожелает. Далее эта информация будет заноситься в личное дело вместе со всеми остальными результатами оценки и учитываться руководителем при подготовке к проведению финальной беседы и выставлению финальной оценки.

Далее приводится сравнение существующего  принципа и предлагаемого к использованию метода оценки 360 градусов.

 

Таблица 8

Сравнение существующей процедуры  оценки КБ «Х» и рекомендуемой процедуры с добавлением методики 360 градусов

 

Критерий

Что есть на данный момент

Что и зачем предлагается изменить

Суть

Сотрудник оценивает себя сам, заполняет 4 оценочные формы (в этом разделе значение имеют первые 2 - по целям и по компетенциям), отправляет свои мысли руководителю, далее его оценивает сам руководитель, они встречаются, обсуждают полученные результаты и выставляют финальную оценку. Важно, что руководитель выслушивает мнение подчиненного, но финальное слово по оценке остается за ним. При желании сотрудник может апеллировать выше.

Структуру процедуры оценки предлагается оставить прежней, но оценку по 2-й форме (компетенции) проводить не только руководителю и самому сотруднику, а по системе 360 градусов. Выбирать несколько оценщиков из числа коллег, подчиненных, проектных руководителей, клиентов. Прикреплять им эту форму для заполнения в электронной системе, чтобы к моменту встречи у руководителя помимо своего было не только мнение сотрудника, но и мнение других оценщиков. Оценивают сотрудника только те люди, которые взаимодействуют с ним постоянно и могут дать экспертное заключение о реальном поведении специалиста на его рабочем месте. Оценка будет более объективной, более полной и всесторонней.

Что оценивается

Конкретные результаты деятельности, достижение поставленных целей, оценка компетенций сотрудника руководителем.

Конкретные результаты оцениваются по-прежнему, компетенции - более тщательно, большим количеством оценщиков, по методу 360 градусов.

Цель

Оценка деятельности, пересмотр  компенсации, определение бонусов, определение дальнейших шагов по профессиональному и карьерному развитию, определение необходимого обучения, поддержание регулярной коммуникации с сотрудниками, как следствие – повышение эффективности работы, мотивация.

Цели остаются прежними, может добавиться усиление лояльности сотрудника к компании в связи с внедрением более объективной оценки, усиление командного духа, более детальная оценка компетенций и более точное определение дальнейших шагов для развития.

Участники

Руководитель и сам сотрудник.

Руководитель, сам сотрудник и отобранные группы, например, подчиненные, коллеги, клиенты, проектные руководители.

Администрирование

Формы находятся в автоматизированной системе банка. У каждого сотрудника есть своя страничка с оценочными формами. Перед началом оценки сотрудники HR открывают доступ к редактированию форм сотруднику и руководителю. Поддержкой по всем вопросам занимается HR.

Формы находятся в автоматизированной системе банка. У каждого сотрудника есть своя страничка с оценочными формами. Перед началом оценки сотрудники HR открывают доступ к редактированию форм сотруднику, руководителю и выбранным совместно руководителем и сотрудником дополнительным оценщикам из коллег, подчиненных, проектных руководителей, клиентов (клиентам доступ в систему не может быть предоставлен, поэтому им предлагается высылать форму в электронном виде, ответ с заполненной формой они будут высылать на почту сотруднику с копией руководителю, а в автоматизированную систему сотрудник будет переносить ответы клиента сам). Каждый сотрудник, зайдя на свою страницу, видит свои формы и напоминания о формах тех сотрудников, которые ему необходимо заполнить как оценщику. Поддержкой по всем вопросам занимается HR.

Ответы / Баллы

Оценка по впечатлению или наблюдению руководителя. Результаты оцениваются в % выполнения от 100, компетенции – по 5-балльной шкале.

Суть постановки баллов / оценок остается той же, только оценка компетенций определяется с учетом мнения всех оценщиков, а не только руководителя и сотрудника.

Обратная связь

От руководителя – оцениваемому на финальной встрече.

От руководителя – оцениваемому на финальной встрече, обсуждается обратная связь от всех оценщиков.

Возможная субъективность руководителя

Да, возможна субъективность руководителя.

Уровень субъективности руководителя значительно снижен, так как при выставлении финальных оценок по компетенциям учитываются комментарии и оценки остальных оценщиков.

Простота в использовании

Проста в использовании.

Сложнее в использовании, требует  больше времени от руководителя для анализа оценок всех оценщиков, подготовки к встрече и больше времени от сотрудника на коммуникацию с клиентами, отправку форм, внесению в автоматизированную систему результатов.

Занимает мало времени

Да, занимает мало времени.

Занимает немного больше времени.

Стоимость проведения оценки (недорого)

Стоимость не высока. Система была разработана 1 раз, на поддержание требуется невысокая вовлеченность специалистов IT и HR.

Стоимость не меняется, добавляется  несколько часов работы ассистента или стажера HR на предоставление доступа к формам большему количеству людей, чем ранее.

Автоматизация

Автоматизирована

Автоматизирована, но добавляется клиент как оценщик, что добавляет коммуникацию с ним за рамками автоматизированной системы, а также коммуникация между сотрудником и руководителем перед началом оценки с целью определения оценщиков.

Самостоятельная оценка своей деятельности

Сотрудник оценивает себя самостоятельно

Ничего не меняется, сотрудник по-прежнему оценивает себя и самостоятельно

Личная беседа с руководителем по результатам заполнения форм

Личная беседа проводится

Личная беседа проводится

Информативность

Информативность для сотрудника достаточно высокая

Информативность о качестве работы сотрудника и компетенциях еще более высокая

Вписывается в общую схему работы Управления по работе с персоналом

Вписывается, завязана с определением годового бонуса, повышения, изменения компенсации, определением необходимого обучения, определением карьерных и профессиональных планов сотрудника, определением уровня мотивации, оценкой ситуации внутри департамента

Изменений нет, процедура оценки по-прежнему отлично вписывается в общую схему работы HR.


Далее предлагается добавить к оценке еще 1 этап на выбор в зависимости от специфики деятельности:

– профессиональное тестирование либо электронный бизнес-кейс по тематике деятельности сотрудника. Профессиональное тестирование эффективно для технических специалистов, специалистов, обладающих редкими точными знаниями, получаемыми в ходе специального обучения. Это могут быть ИТ-специалисты, аудиторы, аналитики, финансисты и т.д. Для сотрудников, работающих с клиентами, это могут быть бизнес-кейсы, возможно, с открытым ответом, на ограниченное количество времени;

– деловая игра / мини-ассессмент-центр. Применим для сотрудников, работающих с клиентами. Такой ассессмент может быть нацелен на оценку коммуникабельности, навыков продаж, работы с возражениями и т.д. Так как в банке достаточно много сотрудников, работающих с клиентами, мероприятие может проводиться не для всех, а, например, для сотрудников с высоким потенциалом, отобранных руководителем, либо, наоборот, сотрудников, получивших невысокие баллы по окончании первой части оценочной процедуры для их более полной оценки. Мини-ассессмент может занимать по времени 1-2 часа, состоять из 1-3 заданий и оцениваться руководителями, сотрудниками HR либо приглашенными оценщиками (что, наверное, будет дорого для такой категории сотрудников);

– ассессмент. Стоит применять  для оценки руководителей и потенциальных будущих руководителей, отобранных руководителем департамента. Процедура может занимать несколько часов, состоять из нескольких упражнений, должна быть хорошо продумана и подготовлена. Большую роль играет квалификация оценщиков, поэтому при недостаточном количестве сотрудников Управления по работе с персоналом стоит привлекать внешних экспертов;

– общие тесты. Очень полезным было бы введение для всех категорий сотрудников теста на определение уровня мотивации, чтобы отслеживать изменения каждый год и вариативно менять подходы к работе с сотрудником. Также можно использовать тест на уровень владения английским языком, так как язык используется в банке очень активно, и зачастую возможность горизонтального и вертикального перемещения, участия в тренингах и просто изменения функционала в рамках должности зависит именно от уровня владения языком.

 

Далее приведен пример мини-ассессмента, который предлагается проводить с сотрудниками отделов, занимающихся продажами.

Модель экспресс-ассессмента для  отделов, занимающихся продажами

 

Для разных категорий сотрудников, у которых требуется дополнительно оценить некоторые компетенции, предлагается проводить мини-ассесменты, которые состоят из нескольких заданий, непродолжительны по времени, и не требуют вовлечения большого количества материальных и человеческих ресурсов.

Информация о работе Изучение системы оценки персонала коммерческого банка «X», оценка ее эффективности, рекомендации по улучшению