Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 19:28, курсовая работа
Цель исследования сводится к определению особенностей содержания и механизма процесса контроля, проведению комплексного анализа методов контроля, изучению проблем, связанных с эффективностью трудовых отношений в современных экономических условиях в Российской Федерации. Раскрытию методов контроля ведущих индустриальных стран, исследованию способов контроля на практике в организации г. Сургута - ООО «Наутилус.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты контроля в менеджменте 5
1.1. Сущность и содержание понятия «контроль» 5
1.2. Традиционные методы контроля 9
1.3. Инновационные методы контроля в менеджменте 15
1.4. Определение эффективности различных методов контроля в современных условиях 20
2 Изучение методов контроля в организации ООО «Наутилус» 23
2.1. Общая характеристика ООО «Наутилус» 23
2.2. Анализ применяемых методов контроля в организации 25
2.3. Оценка эффективности методов контроля 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Желаемое состояние отдельно взятого объекта или процесса определяется исходя из целей системы управления организации и места и роли объектов и процессов в общей системе управления.
Развитию контрольной деятельности способствует администрирование, которое интерпретируется как часть процесса менеджмента, заключающаяся в разработке и реализации систем и процедур, направленных на достижение целей системы управления организации. Наличие формализованных систем и процедур, определяющих желаемое состояние (или план), позволяет осуществлять эффективный контроль за объектами и процессами.
В плане организации персонала в контрольной деятельности является важным включение в положения об организациях и подразделениях, в должностные обязанности руководителей однозначно сформулированных контрольных функций.
Ознакомление с положениями в ряде предприятий показало наличие двух типовых ошибок:
-
контрольные функции
-
отсутствует контроль ряда
Наилучшей практикой является создание политики организации3 по основным направлениям деятельности и дальнейшая детализация принятых политик в рабочих документах (стандарты предприятия, типовые процедуры управления, положения, инструкции, памятки на рабочих местах и др.).
Данный подход обеспечивает комплексность, целостность и непротиворечивость внутренней нормативной базы и позволяет создать системный контроль.
Главным
требованием в системе
1.2. Традиционные методы контроля
Уровень контрольной деятельности в организации определяется контрольной средой - контроль существует в той мере, в которой он востребован системой управления и лично первым руководителем. С другой стороны, система управления будет потреблять только ту продукцию контрольной деятельности, которая действительно востребована в процессе управления. Таким образом, созданная системой управления система контроля должна постоянно выявлять потребности процесса управления и стремиться их удовлетворять. Это позволяет системе контроля постоянно развиваться в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды.
Для
практики контроля является интересным
изменение отношения
Выделим три стадии:
а) "внедрение" - у руководителя есть потребность собрать информацию по всем аспектам финансово-хозяйственной деятельности предприятия и определить уровень доверия к информации, поступающей по формализованным источникам (финансовая и управленческая отчетность, внесистемные источники информации и др.);
б) "продуктивная деятельность" - руководитель создал необходимую и достаточную для обеспечения управленческой деятельности систему информации; оценил ее качество по направлениям, определил риски некачественной информации;
в) "выход из игры" - руководитель поддерживает систему информационного обеспечения на минимально необходимом уровне, многие компетенции делегирует нижестоящим уровням управления, решения принимает по исключительным отклонениям, которые, как правило, направлены на перенос сроков решения проблемы.
В зависимости от фазы личного роста руководителя длительность стадий нахождения "у руля" может быть различной: если у молодых растущих руководителей стадии "а" и "в" очень непродолжительны, а в некоторых случаях стадия "в" отсутствует, то у руководителей пенсионного возраста стадия "в" может длиться годами.
Отношение руководителя к контролю разделим условно на три категории: "востребован системно", "востребован по отдельным рискам", "мешает".
Ситуацию представлю в виде простейшей матрицы (Приложение 4).
Как видно, контрольная среда предприятия постоянно меняется, и одним из требований к эффективной системе контроля является гибкость. Эффективная система контроля должна быть ориентирована на изменения внутренней среды:
- целей и задач предприятия;
- системы и структуры управления;
- ресурсного обеспечения;
- контрольной среды и др.,
- внешней среды:
- государственной политики;
- законодательной базы;
- рыночной конъюнктуры;
- приоритетов организации во взаимодействии с органами власти и местного самоуправления и др.
Создание системы контроля не является самоцелью, она должна способствовать повышению эффективности управленческой деятельности и положительно влиять на результаты работы организации; для этого необходимо оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.
Системное рассмотрение требований к эффективной системе контроля не представлено на двух моментах.
Во-первых, в приводимых в периодической печати и научных трудах перечнях требований (признаков) к системе контроля отсутствует требование обеспечения персоналом. С учетом отсутствия на российских предприятиях практики организации контрольной деятельности, учитывающей рыночные условия хозяйствования, и требований международных стандартов по организации систем внутреннего контроля данное требование особенно актуально. По моему мнению, обеспечение персоналом служб внутреннего аудита и контрольно-ревизионных служб предприятий должно учитывать следующие факторы:
-
высокая квалификация
-
наличие системы поддержки
- наличия
системы мониторинга и
- регулярного
посещения специалистами
- участия
руководителей подразделений
- высокий уровень заработной платы;
- наличие системы требований специалистов друг к другу (по горизонтали) как гарантии развития подразделения.
Во-вторых, требования (признаки) к эффективной системе контроля можно использовать как критерии оценки состояния контрольной деятельности при аудите систем и процессов управления и контроля, в соответствии с ними структурировать план аудита. В данном случае требования можно рассматривать как признаки эффективной системы контроля.
Основной проблемой при создании эффективной системы контроля является поиск необходимого равновесия между централизацией и децентрализацией в системе управления, которое бы обеспечило как соблюдение принятой в организации политики и действующего законодательства, так и психологически комфортные условия работы персонала, их инициативу и творческое отношение к своим обязанностям. Уровень централизации управления определяет стратегию контроля, которая, в свою очередь, устанавливает формы и объем контроля. Чем выше уровень централизации, тем жестче контрольные процедуры и больше объем контроля, и наоборот.
На
выбор стратегии контроля влияют
также тип организационной
Чайлд выделил четыре основные стратегии контроля, используемые в организациях:
- централизованный личный контроль;
- бюрократический контроль;
- контроль результатов;
- культурный контроль4.
Централизованный личный контроль используется преимущественно в небольших организациях, в которых институты собственника и руководителя совмещены. Сущность контроля заключается в личном наблюдении за исполнением принятых решений, на что уходит значительная часть ресурса времени руководителя.
По
мере роста организации и
При сегодняшнем состоянии развития отечественной экономики практический интерес представляют, прежде всего, стратегии бюрократического контроля и контроля результатов.
Бюрократический
контроль зачастую используется в государственных
учреждениях и в крупных
Стратегия
контроля результатов основана на принципе
оценки результатов отдельных
Стратегия
культурного контроля характерна для
маленьких семейных предприятий
или организаций с очень
В любой организации независимо от ее структуры и применяемых модели управления и стратегии контроля существует сопротивление системе контроля. Это явление обусловлено рядом факторов. В плане организации персонала в системе контроля является важным осознать, что контроль - это еще и регулирование деятельности людей.
Независимо
от формы или характера системы
контроля ее эффективность зависит
от того, насколько в ней учитываются
поведенческие факторы. Психологический
и эмоциональный отклик людей
на контрольные процедуры - это, прежде
всего сопротивление ограничению их свободы.
Система контроля в большинстве случаев
воспринимается персоналом как препятствие
на пути достижения их целей. Работники
сопротивляются контролю за их поведением
и проявляют негативное отношение к тем,
кто этот контроль осуществляет.
1.3. Инновационные методы контроля в менеджменте
Контроллинг
персонала как система