Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
Данная тема бесспорно является актуальной, так как любая область деятельности человека – медицина, культура, образование, техника и т.д. имеет свою историю. Знать эту историю, знать прошлое – значит понимать настоящее и иметь реальную возможность заглянуть в будущее. Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.
Введение
Глава 1Теория и практика управления в дореволюционной России
1.1 Система управления в России начала X1X века
1.2 Организационно-управленческая деятельность С.Ю.Витте и П.А.Столыпина
Глава 2 Становление и развитие науки управления
2.1 Организационно-технические концепции управления
2.2 Социальные концепции управления
Глава 3 Особенности и основные этапы развития управления в России после 40-х г.
3.1 Совершенствование системы руководства в послевоенный период
3.2 Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы
Заключение
Список использованной литературы
В августе 1905 г. благодаря его незаурядным и дипломатическим способностям был заключен Портсмутский мир с Японией, который, по всеобщему признанию, после такого жестокого поражения был куплен Россией весьма дешево: Япония получила половину Сахалина и права на Ляодунский полуостров. В 1905 г. он направляется в Западную Европу и Америку добиваться займа, в котором Россия так остро нуждалась после поражения в войне с Японией. Витте был восторженно принят Вильгельмом II, который пытался предотвратить русско-английский союз против Германии. Авторитет Витте содействовал получению в столь трудное для России время солидных займов во Франции и других западных странах.
«В октябре 1905 г. была произведена реорганизация Совета Министров, председателем которого был назначен Витте. Однако в результате интриг, в которых активное участие приняли такие приближенные к царю фигуры, как Трепов и Дурнов, в апреле 1906 г. Витте была предложена отставка. Последние годы жизни он в основном провел за границей»[3].
Известность получила и научно-литературная деятельность Витте. Ему принадлежат книги «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», Курс политической экономии, весьма популярная в свое время записка «Самодержавие и земство», «Воспоминания» в трех томах и др.
Приемником Витте по праву считается П.А.Столыпин. Организаторская деятельность П.А. Столыпина включала в себя проведение целой серии реформ (аграрной, переселенческой и др.); преобразование местного самоуправления; введение всеобщего начального образования; введение земства в западных губерниях. В области государственного управления П.А.Столыпин, проводя реформы, намерен был не разрушать, а совершенствовать государственный аппарат, опираясь на богатый исторический опыт российского государства и традиции народа, — речь идет прежде всего об опыте земского управления, специфике православия и местном самоуправлении.
Программа реформ затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана, по замыслу Столыпина, на 20 лет. Этот период, по всей видимости, был вполне реальным, если судить по срокам проведения аграрной реформы, явившейся как бы первым, ведущим этапом построения государства «без проблем».
Предполагая децентрализовать управление Россией, Столыпин был намерен произвести реорганизацию администрации и полиции России. Проект этих преобразований по поручению Столыпина был составлен Крыжановским в 1907—1908 гг.
«Реорганизация администрации соответствовала политическим и социальным требованиям того времени. Состав чиновников, служивших в провинции, увеличивался количественно, но не качественно, что особенно ощущалось на окраинах государства»[4] Поэтому в проекте предполагалось «ограничение русификационной политики и привлечение к управлению окраинами местных элементов».
Преградой к реорганизации на самых низах государственного управления являлась сословная иерархия. Уезды возглавляли уездные предводители дворянства, многим из которых, однако, по причинам обеднения дворянства, произошедшего еще в конце прошлого столетия, приходилось служить в городах и появляться в своих уездах лишь изредка. Связь между уездами и дворянством была ослаблена. А между тем происходил рост других слоев населения — промышленников и купцов, городской интеллигенции, крестьян-собственников и др., — которые добивались права голоса. Учитывая это, в проекте предлагалось вместо предводителей дворянства поставить во главе уездов уездных начальников из местной среды, назначенных министром внутренних дел.
На губернском уровне проект предполагал усиление власть губернаторов, сосредоточение в его руках всего механизма управления губернией.
Параллельно с этим был разработан проект реорганизации полиции, численность которой в те времена была явно недостаточной: с учетом размеров России она была в 5 раз малочисленнее, чем во Франции, в 7 раз малочисленнее, чем в Великобритании.
Отсталость в области технических средств, предназначена для борьбы с преступностью, анархизмом и терроризмом, привела к роковым последствиям в пору революционных выступлений 1905 и 1917 гг.
В декабре 1907 г. правительство Столыпина внесло законопроект о страховании рабочих. Закон был принят уже после смерти Столыпина, в 1912 г., и состоял из четырех частей: страхование от несчастных случаев; страхование от болезней; учреждение местных страховых присутствий; учреждение совета по делам страхования рабочих. Врачебная помощь предоставлялась рабочим за счет владельца предприятия.
Новые рабочие законы дополняли уже существовавшие — о создании комитетов по изучению условий жизни и труда рабочих; закон, запрещавший труд детей, ограничивающий труд подростков 8 часами с обязательным отдыхом в середине рабочего дня и запрещающий работу подростков в ночные часы и в праздники.
Итак, в начале XIX в. Российская империя имела разветвленную систему высших, Центральных местных и экстерриториальных учреждений, сложившихся в результате многочисленных реформ предшествующего столетия.
Начало XX века ознаменовалось деятельностью двух крупных фигур в экономической и политической жизни России – С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Благодаря их реформам, изменилась система управления в России.
Наиболее плодотворным в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е г. нашего столетия, когда в период нэпа допускалась не только определенная свобода предпринимательства, но и научной мысли в ряде областей, не связанных непосредственно с проблемами политики или идеологи.
Как считают современные исследователи, в это время четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-технические и социальные. Рассмотрим для начала создателей организационно-технических концепций управления.
Среди ученых, усилия которых направлены на поиск новых путей развития научной организации труда, производства и управления следует назвать А.А.Богданова. Свои основные идеи он изложил в докладе на тему «организационная наука и хозяйственная планомерность», прочитанном на 1 Всероссийской Конференции по НОТ, а также в монографии под названием «Всеобщая организационная наука (тектология)»
В отличие от К.Маркса, который сформулировал тезис «философы до сих пор объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его»,Богданов считал, что созерцательная философия должна быть отброшена и заменена всеобщей организационной наукой тектологией. Целью тектологии является превращение мира в организационное целое, более совершенное, чем это было ранее.
По мнению Богданова, «любая управленческая задача, требующая своего разрешения, состоит из целого ряда элементов. Достижение успеха заключается в нахождении наиболее рационального расположения этих элементов»[5]. В этом и состоит содержание организационной деятельности.
Вообще всю управленческую деятельность Богданов сводил к соединению и разъединению наличных элементов. Так, например, процесс труда он сводил к соединению различных материалов, орудий труда и рабочей силы, результатом которого является организационное целое продукт. Неизменные первичные элементы им были названы «неоконъюгациями», а соединительные элементы, с помощью которых осуществляется связь «конъюгаций» друг с другом, - «ингрессии».
В основу всеобщей организационной науки Богдановым был положен механизм, заимствованный из физико-химических наук. Он создал теорию равновесия, согласно которой все явления состоят из совокупности сменяющих друг друга состояний подвижного равновесия, которое устанавливается в результате столкновения различно направленных сил.
Всеобщая организационная наука включает в себя 2 основных механизма: механизм, формирующий систему, и механизм, регулирующий систему. Основными элементами формирующего механизма являются конъюгации и ингрессии, а суть регулирующего механизма сводится к подбору наилучшего сочетания элементов. Состояния равновесия сменяются состояниями нарушения равновесия (кризисами), которые изучаются организационной практикой.
Тектология, по мнению Богданова, носит универсальный характер и может быть одинаково успешно применена для изучения различных явлений как природы, так и общества.
В основу построения всеобщей организационной науки Богданов положил универсальные организационные принципы, которые одинаково пригодны для всех сфер человеческой деятельности. К основным принципам относятся два следующих:
1.
2.
Богданов рассматривал созданную им «организационную науку» в качестве всеобщей науки, то есть науки наук, что противоречит самому опыту развития науки и практики. Он механически переносил принципы организации точных наук на другие сферы деятельности, где они либо совсем не действуют, либо действуют в ограниченных рамках.
Несмотря на недостатки №всеобщей организационной науки», Богданова можно по праву считать родоначальником новой науки – организации.
Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому (1866—1941), который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Основные положения этой теории раскрыты им в книге «Научная организация труда и система Тейлора», которая вышла в свет в 1922 г. и затем в течение четырех дет ежегодно переиздавалась. Новое переработанное и дополненное издание этой книги вышло в 1928 г. под названием «Теория и практика рационализации», которое так же 5 лет переиздавалось вплоть до 1933 г. По этим работам Ерманского училось не одно поколение студентов и практических работников.
В основу теории социалистической рационализации Ерманский положил коренные различия в назначении и принципах осуществления социалистической и капиталистической рационализации. Эти различия он видел в следующем:
1) социалистическая рационализация осуществляется в интересах рабочего класса, в отличие от капиталистической рационализации, направленной против рабочих;
2) социалистическая рационализация учитывает интересы всего народного хозяйства и его части — предприятия, а капиталистическая рационализация учитывает интересы только отдельного предприятия.
Опираясь на народнохозяйственный подход, Ерманский выделил несколько последовательных ступеней ее осуществления:
1. Рационализация отдельного рабочего процесса.
2. Рационализация производственного процесса в рамках предприятия как единого целого.
3. Рационализация всей промышленности.
4. Рационализация всего народного хозяйства. После победы социалистической революции «в главнейших странах мира»1 необходимо будет (по Ерманскому) выделение еще одной, самой высокой ступени рационализации, а именно — рационализации мирового хозяйства.
Комплексное решение проблем рационализации на разных ступенях управления предприятием и народным хозяйством в целом потребует усиления внимания к стандартизации и нормализации продукции и процессов, специализации и кооперированию предприятий, концентрации предприятий и их оптимальному кооперированию. Важное значение приобретает решение задачи оптимального распределения производительных сил по отдельным отраслям народного хозяйства и рационального районирования всех частей народнохозяйственного целого, устранения непроизводительных затрат и потерь и др.
Все вышеизложенные вопросы Ерманский рассматривал в общем виде. Основным же объектом его изучения являлось отдельное предприятие.
Ерманский рассматривал рационализацию как качественную задачу, имеющую целью добиться увеличения достигаемого полезного результата. Достижение поставленной задачи возможно на основе соблюдения главных принципов рационализации: принципа положительного подбора, принципа организационной суммы и принципа оптимума.
Принцип положительного подбора, считал Ерманский, лежит в основе решения как простых, так и сложных задач рациональной организации труда и управления. Под положительным подбором сил он понимал такое их сочетание, при которой они, благодаря своим свойствам, подкрепляют, усиливают друг друга, но ни в коем случае не ослабляют. Так, например материал, из которого будет изготовлен инструмент, его конструкция, размер, вес и форма должны быть точно подобраны применительно к той работе, для которой предназначен этот инструмент. В качестве примера решения более сложной задачи Ерманский приводил задачи, решаемые психотехникой — профподбор и профориентацию. Люди, говорил он, отличаются по своим индивидуальным психофизическим силам. Но и различные профессии и специальности предъявляют разные требования к работнику, и этим они отличаются друг от друга. Чтобы рационально организовать работу, необходимо подобрать человека к профессии (или специальности) или же профессию (специальность) —к конкретному человеку. Ерманский отмечал, «что действительно рациональная организация труда, и только она, имеет право на название «научная организация труда» (НОТ). Опирается она на законы техники, экономики и психофизиологии труда.
Информация о работе История управленческой мысли в России. Ее представители