Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:11, курсовая работа
Данная тема бесспорно является актуальной, так как любая область деятельности человека – медицина, культура, образование, техника и т.д. имеет свою историю. Знать эту историю, знать прошлое – значит понимать настоящее и иметь реальную возможность заглянуть в будущее. Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль.
Введение
Глава 1Теория и практика управления в дореволюционной России
1.1 Система управления в России начала X1X века
1.2 Организационно-управленческая деятельность С.Ю.Витте и П.А.Столыпина
Глава 2 Становление и развитие науки управления
2.1 Организационно-технические концепции управления
2.2 Социальные концепции управления
Глава 3 Особенности и основные этапы развития управления в России после 40-х г.
3.1 Совершенствование системы руководства в послевоенный период
3.2 Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Филиал ФГОУ ВПО «Сибирская академия государственной службы» в г. Новокузнецке
Курсовая работа
По дисциплине «Теория управления»
Тема: История управленческой мысли в России. Ее представители.
Белинова О.А.
Новокузнецк 2006
Введение
Глава 1Теория и практика управления в дореволюционной России
1.1 Система управления в России начала X1X века
1.2 Организационно-управленческая деятельность С.Ю.Витте и П.А.Столыпина
Глава 2 Становление и развитие науки управления
2.1 Организационно-технические концепции управления
2.2 Социальные концепции управления
Глава 3 Особенности и основные этапы развития управления в России после 40-х г.
3.1 Совершенствование системы руководства в послевоенный период
3.2 Перестройка системы управления в 60-е и последующие годы
Заключение
Список использованной литературы
Данная тема бесспорно является актуальной, так как любая область деятельности человека – медицина, культура, образование, техника и т.д. имеет свою историю. Знать эту историю, знать прошлое – значит понимать настоящее и иметь реальную возможность заглянуть в будущее. Знание истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их истоков позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что второстепенным. Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
До недавнего времени, да и в настоящий момент внимание изучению истории развития управления в России практически не уделяется. Тогда как история менеджмента в России имеет свои национальные особенности, связанные с культурой, уровнем экономического развития, природой страны. Отечественные ученые внесли значительный вклад в становление и развитие теории и практики управления в нашей стране.
Целью данного исследования является рассмотрение основных, наиболее значительных направлений управленческой мысли в России и выявление их влияния на формирование менеджмента как науки.
Исходя из цели, можно поставить следующие задачи:
1. Рассмотреть формирование управления в России на ранних этапах(1801-1910 года).
2. Проследить дальнейшее становления российского научного менеджмента и его основных представителей(20-30-е годы XX века).
3. Определить значение работ российских ученых для науки управления в нашей стране.
Методология исследования управленческой мысли в России основана на определении предмета и объекта, а также очерченном круге решаемых задач.
Объектом исследования является история управленческой мысли в России.
Предмет исследования – вклад российских ученых в развитие науки управления.
Для раскрытия данной темы были проанализированы следующие издания: Монография: «Классики социологии менеджмента» А.И.Кравченко; учебная литература - «Основы менеджмента» В.Р. Веснина, «История менеджмента» И.И. Семеновой, «История менеджмента» Д.В.Валового и другие издания.
В начале XIX в. Российская империя имела разветвленную систему высших, Центральных местных и экстерриториальных учреждений, сложившихся в результате многочисленных реформ предшествующего столетия. Вместе с тем многие представители петербургской бюрократии, особенно окружавшие молодого императора Александра 1 отчетливо понимали необходимость административных преобразований исходя из стремлений сделать управление оперативным и гибким, быстрее откликающимся на запросы жизни, а также избавления от учреждений с нечеткими функциями с их сложным порядком и формами делопроизводства.
30 марта 1801 г. молодой император, уступая группе влиятельных представителей екатерининской администрации, учредил «Совет непременный» во главе генерал-фельдмаршалом Н. И. Салтыковым. Первоначально совет рассматривал такие важные государственные дела, как городское управление в столицах, о правах и преимуществах сената и т.п
Манифест 1 января 1810 г. положил начало деятельности Государственного совета. Все законопроекты отныне рассматривались в этом новом учреждении, но приобретали силу только после утверждения их императором.
Когда в 1800 г. в мировой практике менеджмента появились работы Дж. Уатта (1736—1819), Сохо, в которых, помимо методов планирования, рассматривалась и текущая ревизия баланса и отчетности, сразу же принцип текущей ревизии был перенят в теорию управления в России, что на практике вылилось в то, что министры представляли в Комитет министров все дела, нуждающиеся в резолюции императора.
После появления работ Дж. Милла в 1850 г., в которых акцент делался на интервал контроля в управлении и необходимости контроля в государственном управлении, в России в 1861 г. данные теоретические знания на практике проявляются в образовании Совета министров. Совет министров был средством контроля за деятельностью отдельных министерств. Именно поэтому на его заседаниях рассматривались реорганизации аппарата министерств и главных управлений, заключения особых комиссий, созданных императором для рассмотрения отчетов министров.
Итак, основополагающий принцип единоначалия в центральном управлении приносил свои результаты: изменился характер делопроизводства (коллегиальное делопроизводство заменялось министерским; был регламентирован порядок ведения дел; определены формы регистрации, движения документа внутри министерства с указанием сроков исполнения, отправки документов, проверки исполнения).
«Но уже в конце XIX в. углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности, разложение феодальной системы, становление капитализма и отмена крепостного права обусловили необходимость реформ»[1].
1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» — законодательный акт, которым вводилось земство. Речь шла не об изменении самодержавно-бюрократической системы в целом, а лишь о введении в эту систему нового института — всесословного самоуправления. Власть российского императора по-прежнему оставалась неограниченной, высшие государственные учреждения сохраняли консервативный характер и защищали привилегии дворянства, крупной бюрократии.
Избираемые различными сословиями русского обществ земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания и т.п. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании «сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином». Действительно, в земских собраниях были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцу промышленники, мещане и крестьяне.
По Положению 1864 г. все избиратели делились на три курии: в первую курию - уездных землевладельцев - входили владельцы, имеющие не менее 200 десятин земли, другой недвижимой собственности стоимостью не ниже 15 тыс. руб., а также уполномоченные от мелких землевладельцев и духовенства. Во второй курии — городской — участвовали «шеститысячники», купцы 1-й и 2-й гильдий, а также владельцы городской недвижимости, которая в зависимости от численности населения города оценивалась от 500 до 3000 руб. Имущественный ценз для участия в выборах по третьей курии — сельских обществ — отсутствовал. Выборы были двухступенчатыми: на волостных сходках крестьяне избирали так называемых выборников, которые в свою очередь на специальных съездах избирали гласных на три года.
После избрания гласных созывались уездные земские собрания, на которых обычно заседали уездные представители дворянства.
На первом заседании уездные гласные избирали из своей среды губернских гласных: от шести уездов - один губернский гласный. В состав губернских земских собраний входили предводители дворянства, представители управ всех уездов, 2 — 3 чиновника от казенных и удельных имений.
Таким образом, более высокое звено земского самоуправления формировалось на основе непрямых выборов и представительства чинов.
Согласно Положению 1864 г. к ведению всесословных земских органов самоуправления относились руководство соборами губернии и уезда, все местные и некоторые государственные повинности, некоторые общие губернские повинности, в том числе:
1) устройство и содержание дорог, мостов и вестовых столбов;
2) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и учебных следователей;
3) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартир;
4) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий;
5) содержание статистических комитетов.
Земство ассигновало известные суммы на развитие народного образования, медицины, взаимного страхования, торговли и промыслов.
Таким образом, на практике на уровне земств начинают применяться следующие теоретические особенности в управлении:
1) принципы самоуправления. Земства сами формировали свои руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.;
2) самофинансирование своей деятельности. Земства получили право облагать население налогом для покрытия своих расходов;
3) важность высокого уровня профессиональной подготовки земских кадров.
Принцип самоуправления впоследствии подкрепился в реформе 1870 г. городского управления. Согласно этой реформе избирательное право (как активное, так и пассивное) предоставлялось каждому городскому обывателю независимо от сословия, если он был русским подданным, имел возраст не менее 25 лет и владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового, на мелочный торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п. «В результате каждый, кто владел хоть крошечным домиком, кто в качестве торговца или ремесленника платил сбор в пользу города, пользовался правом не только избирать, но и быть избранным в гласные».[2]
Начало XX века ознаменовалось деятельностью двух крупных фигур в экономической и политической жизни России – С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.
После отставки в 1892 г. министра финансов И.А Вышеградского, справедливо обвиненного во взяточничеств эта должность была предложена Витте. Началась эпоха бурного развития капитализма в России, получившая название «эра Витте»
По оценке своих современников, Витте значительно превосходил всех других министров в области не только интеллекта и работоспособности, но и как организатор. Его по праву считали самым крупным министром финансов со времен Е.Ф Канкрина (1774—1845), бывшего министром при Николае I последовательного сторонника промышленного протекционизма.
Осуществляя денежную реформу в 1897 Витте – понижал золотое содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Благодаря такой валютной политике удалось закрепить на несколько лет установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Этот способ девальвации был использован во время денежной реформы 1928 г.
Денежная реформа Витте противоречила интересам помещиков, которые, используя низкий Уровень рубля на международном рынке, выгодно экспортировали хлеб и наживали огромные барыши. Однако введение твердого курса рубля на мировом рынке было выгодно промышленному капиталу; импортировавшему машины, и государству, которое платило большие проценты по займам. После введения Витте в 1894 г винной монополии государство опять получило огромную прибыль, которая раньше принадлежала торговому капиталу и помещикам, промышлявшим винокурением.
Для активного развития экономики России Витте весьма разумно использовал на практике 2 объективных фактора того периода: дешевизну капиталов на3ападе, в связи с чем он продолжил процесс привлечения капитала с помощью конверсии, начатый его предшественниц и приведший к поступлению в Россию более полутора миллиардов капиталов, и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы. Эти факторы явились основой бурного промышленного подъема 90-х гг, получившего название «эра Витте». В 1903 г. Витте был назначен председателем кабинета министров.
Информация о работе История управленческой мысли в России. Ее представители