Исследование внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение внутренней среды организации, выявление сильных и слабых сторон. Ведь именно после того, как руководство выявит сильные и слабые стороны фирмы, можно проанализировать появление и устранение каких-либо угроз для организации, либо новых возможностей развития организации. Задача курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и понять, что такое внутренняя среда, изучить ее составляющие, и как все таки анализ среды влияет на развитие фирмы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура внутренней среды организации………………………....5
1.1. Характеристика внутренней среды организации………………….…5
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных: миссия, цели, задачи, структура, технология, персонал……………………..……………………………6
1.3. Изучение внутренней среды……………………….…………………...13
1.4. Методы анализа внутренней и внешней среды……………………….13
1.5. Метод взвешивания каждого фактора…………………………………17
2. Исследование внутренней среды ЗАО «СамЗАС»…………………………….18
2.1. Характеристика ЗАО «СамЗАС»………………………………………18
2.2. Изучение внутренних факторов ЗАО «СамЗАС»……………………..19
2.3. Сильные и слабые стороны ЗАО «СамЗАС»………………………….24
3. Рекомендации по устранению слабых сторон организации (Подробное рассмотрение некоторых слабых сторон организации и разработка предложений по их устранению и выводы)……………………………….25
Заключение…………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Основы менеджмента.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский  институт управления» 
 

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему:

«Исследование внутренней среды организации»

по  дисциплине «Основы  менеджмента» 
 
 
 
 
 

                Выполнил: студент 5 курса

                Специальность 080507 65

                «Менеджмент организации»

                группа  МО-132-06(з)

                Кравченко Татьяна Васильевна

                Научный руководитель: к. э. н.,

                Балановская Анна Вячеславовна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Самара 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Понятие и структура внутренней среды организации………………………....5

     1.1. Характеристика внутренней среды  организации………………….…5

     1.2. Взаимосвязь внутренних переменных: миссия, цели, задачи, структура, технология, персонал……………………..……………………………6

     1.3. Изучение внутренней среды……………………….…………………...13

     1.4. Методы анализа внутренней и внешней среды……………………….13

     1.5. Метод взвешивания каждого фактора…………………………………17

2. Исследование внутренней среды ЗАО «СамЗАС»…………………………….18

     2.1. Характеристика ЗАО «СамЗАС»………………………………………18

     2.2. Изучение внутренних факторов  ЗАО «СамЗАС»……………………..19

     2.3. Сильные и слабые стороны ЗАО «СамЗАС»………………………….24

    3. Рекомендации по устранению слабых сторон организации (Подробное рассмотрение некоторых слабых сторон организации и разработка предложений по их устранению и выводы)……………………………….25

Заключение…………………………………………………………………………27

Список  используемой литературы……………………………………………….29

Приложение………………………………………………………………………..30  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Любая организация находится и функционирует  в рамках внешней и внутренней среды. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

     Внутренняя  среда является источником ее жизненной  силы. Она заключает в себе потенциал, необходимый для функционирования организации, но в это же время  может быть источником проблем и  даже ее гибели.

     Изучение  внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем.

     Внутренняя  среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Естественно эти моменты  должны быть предметом пристального внимания со стороны руководства. Поэтому основной целью данной курсовой работы будет рассмотрение элементов внутренней среды организации.

     В первой главе приводятся общие сведения о внутренней среде организации, её составляющие, такие как: цели, задачи, технология, структура и персонал, методы анализ внутренней и внешней среды.

     Во  второй главе рассматривается собственно внутренняя среда исследуемой компании, а именно, ЗАО «СамЗАС» её составляющие элементы, а также поставлены и изучены проблемы в данной организации.

     В третьей главе курсовой работы автор делает выводы о проделанной работе, решении поставленных проблем и предлагает некоторые рекомендации.

     Таким образом, целью данной работы является изучение факторов внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности фирмы.

     Данная  тема является актуальной, как и  вся теория менеджмента. В современных  условиях  российские предприятия должны научиться жить в соответствии с требованиями рыночной экономии, важнейшим условием для этого является анализ и управление внутренними факторами организации. Но при этом, руководители не должны забывать и о целевом назначении своей фирмы, следить за производством и оказанием услуг на высшем уровне. И таким образом поддерживать свою конкурентоспособность. Умение выделить и проанализировать элементы внутренней среды организации является залогом успеха фирмы. Исходя из этого, актуальность выбранной темы не вызовет сомнений.

     Целью данной работы является  рассмотрение внутренней среды организации, выявление  сильных и слабых сторон. Ведь именно после того, как руководство  выявит сильные и слабые стороны фирмы, можно проанализировать появление  и устранение  каких-либо угроз для организации, либо новых возможностей развития организации.  Задача курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть и понять, что такое внутренняя среда, изучить ее составляющие, и как все таки анализ среды влияет на развитие фирмы.

     Предметом исследования является рассмотрение внутренней среды, выявление сильных и слабых сторон организации ЗАО «СамЗАС». Объектом исследования является небольшая, частная организация  -  ЗАО «СамЗАС».

     Выполнив  курсовую работу можно сделать выводы для обоснования дальнейшего развития предприятия.    
 
 
 

1. Понятие и структура внутренней среды организации

1.1. Характеристика внутренней среды организации

 

     Внутренняя  среда организации – та часть  общей среды, которая находится  в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

     Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

     Анализ  внутренней среды направлен на определение  потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

 

Рис.  1. Среда фирмы

     Внутрифирменное управление и управление фирмой как  субъектом рынка — две ступени в иерархии управления жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное, внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике — прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.

     Внутренняя  среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.  Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Возникновение слабых сторон в деятельности организации, прежде всего, возникает при постоянном наличии внутренних переменных.

     Менеджер  формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание  ее внутренних переменных. Но для этого  он должен уметь выделять и знать их.

1.2. Взаимосвязь внутренних переменных:

миссия, цели, задачи, структура, технология, персонал

     Внутренние  переменные – это ситуационные факторы внутри  организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений.

     Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются  как социотехнические подсистемы, потому что они имеют социальный компонент (персонал) и технический компонент (другие внутренние переменные).

     Изменение одной из них в определенной степени  влияет на все другие. Совершенствование  одной переме6нной, например, такой, как технология, не обязательно может  вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например людях. Попытки рассматривать и учитывать социальную структуру одновременно с технической всегда имеет положительный эффект: все это благотворно сказывается на производительности и условиях труда. Когда руководство занимается только технологией, оно не может добиться поставленных целей. Когда оно начинает учитывать индивидуальное и групповое поведение, негативные влияния нового метода уменьшаются и организация в итоге достигает своей цели.

     Отсутствие  простых ответов вовсе не означает, однако, что успех вообще невозможно объяснить, что не существует надежных методов и путей добиться такого успеха. Существуют многочисленные приемы, большая практика, интересные концепции, которые доказали свою эффективность. Отсутствие простых ответов означает лишь, что не существует путей и средств, одинаково пригодных во все времена и для всех людей и обстоятельств; это также означает, что, оказавшись успешным в прошлом, метод может быть абсолютно неэффективным в будущем. Концепция Генри Форда о массовом выпуске стандартного автомобиля была одной из величайших идей в истории. Но Форд был ослеплен своим собственным успехом, и это чуть не привело компанию к краху: он упорно хранил верность автомобилю марки «Ти», в то время как «Дженерал Моторс» уже разработала и предлагала покупателям автомашины разных моделей и цветов.

     Это может служить наглядным примером того, что все внутренние переменные взаимосвязаны.

     В данной главе будут рассмотрены  основные внутренние переменные. И следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга. К основным переменным  в самой организации, которые требуют внимания руководства, относятся: миссия, цели, задачи, структура, технология, технические средства, персонал.

     Миссия организации является важнейшей составляющей стратегического плана развития любой компании. Она определяет основную цель фирмы. Компания, как правило, начинает свою деятельность с определения четкой миссии, устанавливаемой высшим руководством. Однако с течением времени, миссия постепенно затирается, так как компания разрабатывает новые товары и завоевывает новые рынки.

     Во  многих компаниях разрабатываются  официальные формулировки миссии. Формулировка миссии – это формулировка основной цели компании: чего она хочет достичь  в самом широком смысле. Четкая формулировка миссии действует как  «невидимая рука», которая направляет сотрудников компании, позволяя им работать независимо и в то же время коллективно для достижения  общих целей компании.

     При определении миссии руководству  компании следует избегать двух моментов: как чрезмерной конкретизации, так и излишней расплывчатости.

     Миссия  должна быть:

Информация о работе Исследование внутренней среды организации