Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:08, курсовая работа
С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.
Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Введение 3 - стр.
Глава 1. Коллектив – как центральный объект управления и социально-
психологическая характеристика организации.
1.1 Основные понятия и характеристики, формальные и неформальные
группы, их состав и структура 4 - стр.
1.2 Социально-психологический климат в коллективе 17- стр.
1.3 Управление социальным развитием организации 25- стр.
Глава 2. Определение показателей социально-психологического климата.
2.1 Проведение социометрического опроса в группе № техникума 37- стр.
2.2 Составление групповой социометрической матрицы и обработка резуль-
татов исследования 39- стр.
2.3 Построение социограммы групповых отношений 40- стр.
2.4 Определение уровня сплоченности группы 42- стр.
2.5 Определение социометрического статуса каждого члена группы 44- стр.
2.6 Определение индекса эмоциональной экспансивности каждого члена
группы 46 - стр.
2.7 Расчет показателей индекса объема взаимодействия каждого члена
группы 48- стр.
Заключение 49 - стр.
Список литературы 50- стр.
1. Принадлежность. Самой первой причиной, вступления в неформальную группу является удовлетворение потребности в чувстве принадлежности, - одной из самых сильных наших эмоциональных потребностей. Элтон Мэйо обнаружил, что люди, чья работа не дает возможности устанавливать и поддерживать социальные контакты, склонны быть неудовлетворенными.
Другие исследования показали, что
возможность принадлежать к
2. Помощь. В идеальном варианте подчиненные должны иметь возможность без всякого стеснения обращаться к своему непосредственному начальству за советом или для обсуждения своих проблем. Если это не происходит, то начальнику следует внимательно разобраться в своих взаимоотношениях с подчиненными. В любом случае, многие люди считают, что их начальник в формальной организации плохо о них думает, если они будут спрашивать его, как им выполнить определенную работу. Другие боятся критики.
В этих и других ситуациях
люди часто предпочитают
3. Защита. Люди всегда знали, что сила – в единстве. Одной из первостепенных причин, побуждавших доисторических людей объединяться в племена, была дополнительная от враждебных проявлений их внешнего окружения. Осознанная потребность в защите продолжает оставаться важной причиной вступления людей в группы. Хотя в наши дни очень редко можно говорить существовании реальной физической опасности на рабочих местах, самые первые профсоюзы зародились именно в социальных группах, которые собирались в пивных и обсуждали свои претензии к начальству. И сегодня члены неформальных организаций, состоящих из работников низовых уровней, защищают друг друга от причиняющих им вред правил. Они, например, пробивают друг за друга хронометражные карты, чтобы скрыть допущенные ошибки, или могут объединить усилия, чтобы опротестовать вредные условия работы. Неудивительно, что эта защитная функция приобретает еще более важное значение, когда начальству не доверяют.
Иногда руководители так же образуют неформальные организации для защиты коллег. Их целью обычно является защита своей зоны от вторжения других подразделений организации. Например, сотрудники отдела маркетинга могут попробовать добиться прерогатив, которые в противном случае могут оказаться производственных и финансовых подразделений, и использовать при этом такие способы, как неформальные собрания для выработки путей противодействия «врагам». Студенты, изучающие управление, иногда с трудом верят, что такое положение возникает во многих организациях. Но одно действительно возникает и явно мешает организациям достигать поставленных ими целей. Проблема неформальный организаций так же свидетельствует о потребности в интеграции целей подразделений и направлении усилий на благо целей организации. Пример описывает, как женщины – управляющие могут использовать неформальную организацию в своих интересах.
4. Информация. Люди хотят знать,
что происходит вокруг них, особенно если
это затрагивает их работу. И все же во
многих формальных организациях систему
внутренних контактов довольно слабая,
а иногда руководство намеренно скрывает
от своих подчиненных определенную информацию.
Поэтому одной из важных причин принадлежностей
к неформальной организации является
доступ к неформальному каналу поступления
информации - слухам, подразумевает социальные
сплетни и другую информацию, которая
либо совсем не поступает из официальных
источников, либо идет по формальным каналам
слишком медленно. Это может удовлетворить
потребности отдельно личности и психологической
защите и принадлежности, а так же обеспечить
ей более быстрый доступ к нужной для работы
информации.
5. Тесное общение и симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть ближе к тем, кому они симпатизируют.
Групповое
единомыслие (конформизм)
– это тенденция подавления отдельной
личностью своих действительных взглядов
на какое-нибудь явление, с тем чтобы не
нарушать гармонию группы. Члены группы
считают, что несогласие подрывает их
чувство принадлежности, и поэтому несогласия
следует избегать. В атмосфере группового
единомыслия первостепенная задача для
отдельной личности – держаться общей
линии в обсуждении, даже если имеет иную
информацию или убеждения. Эта тенденция
самоукрепляется. Поскольку никто не выражает
мнений, отличных от других, и не предлагает
иную, противоположную информацию или
точку зрения, каждый полагает, что все
остальные думают одинаково. Поскольку
никто не высказывается, никто не знает,
что другие члены могут думать по-другому.
В результате проблема решается с меньшей
эффективность, так как вся необходимая
информация и альтернативные решения
не обсуждаются и не оцениваются. Когда
налицо групповое единомыслие, возрастает
вероятность посредственного решения,
которое никого не заденет.
Статус членов группы. Статус личности в организации или группе определяется рядом факторов, старшинство в должностной иерархии, должность, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт. Эти факторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностей и норм группы. Исследования показали, что члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности.
Человек, поработавший
на компанию непродолжительное время,
может иметь более ценные идеи
и лучший опыт в отношении какого-нибудь
проекта, чем человек с высоким статусом,
приобретенным благодаря многолетней
работе в руководстве данной компании.
Чтобы принимать эффективные решения,
необходимо учитывать всю информацию,
относящуюся к данному вопросу, и объективно
взвешивать все идеи. Чтобы эффективно
функционировать, группе, придется прилагать
совместные усилия для обеспечения того,
чтобы мнение членов, имеющих более высокий
статус, не доминировали в ней.
Существование
и взаимное влияние формального
и неформального в социальной организации
имеет очень большое значение в современном
менеджменте. Поскольку организации любого
размера состоят из групп, менеджеру необходимо
хорошо разбираться в особенностях возникновения
и развития формальных и неформальных
групп. Современный менеджер должен понимать
важность существования неформальных
групп. Он должен стремиться к обеспечению
тесного взаимодействия между формальными
и неформальными организациями, поскольку
неформальные организации динамично взаимодействуют
с формальными организациями, влияют на
качество выполнения работы и на отношение
людей к труду и к начальству.
Чтобы увеличить эффективность работы всей организации, справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство должно признать неформальную организацию и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы, учитывать эффективность решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам участвовать в принятии решений и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации.
Сплоченность. Сплоченность группы – это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе. Высокосплоченная группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу к другу и считают себя похожими. Поскольку сплоченная группа хорошо работает в коллективе, высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации, если их цели согласуются между собой. У высокосплоченных групп меньше проблем в общении, у них меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в несплоченных группах. Но если цели группы и всей организации не согласуются, то высокая степень сплоченности отрицательно скажется на производительности труда во всей организации. Руководство может найти возможность увеличить положительный эффект сплоченности тем, что будет периодически проводить собрания и делать упор на глобальные цели группы, а также даст возможность каждому члену увидеть его вклад в достижение этих целей. Руководство может также укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи подчиненных для обсуждения проблем, предстоящих перемен, а также новых проектов и приоритетов в будущем.
Потенциальным
отрицательным последствием высокой
степени сплоченности является групповое
единомыслие.
1.2.
Социально-психологический
климат в коллективе.
Влияние
эмоциональной атмосферы
Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат. Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе. Б.Ф.Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми ( подражание, сопереживание, содействие) ; систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
В.М.Шепель
одним из первых попытался раскрыть
содержание понятия социально-
Шакуров
рассматривает понятие
По
мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова,
социально-психологический
В
социально-психологическом
Анализ
различных точек зрения на содержание
понятия социально-
Структура
социально-психологического климата
определяется системой сложившихся
в коллективе отношений между
его членами и может быть охарактеризована
элементами, представляющими собой синтез
общественных и межличностных отношений.
Через общественные отношения раскрывается
социальное содержание личных отношений
людей в коллективе. Это производственные,
политические, правовые, этические, эстетические
отношения. Межличностные отношения -
это организационно-технологические взаимодействия,
статусно-ролевая взаимосвязь, административно-
Существенным показателем особенностей взаимоотношений в коллективе являются формы обращения как средства вербального общения. Преобладание каких-либо одних форм обращения- приказов или просьб, предложений или вопросов, обсуждений, советов- характеризует особенности взаимоотношений в коллективе и тем самым служит показателем социально-психологического климата. Изучение коммуникативных связей в коллективе по числу и направленности контактов, по их содержанию может свидетельствовать о состоянии взаимоотношений в нем . Неблагополучное развитие взаимоотношений приводит к постепенному обособлению отдельных членов коллектива, сокращения числа контактов в нем, к преобладанию опосредованных способов связи, к свертыванию коммуникативных связей до формально-необходимых, к нарушению обратной связи между участниками деятельности. Таким образом, коммуникативные связи в коллективе выступают в качестве эмпирических показателей социально-психологического климата.
Информация о работе Исследование социально-психологоческого климата в коллективе