Исследование системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование системы управления на примере МП г. Омска «Муниципальная недвижимость».

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: уточнено содержание понятия управления; приведены методы исследования систем управления; проведен анализ внутренней и внешней среды и причинно-следственный анализ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты и методологические основы управления 5
1.1 Сущность, виды и задачи управления 5
1.2 Управленческий процесс 8
1.3 Методы исследования систем управления 14
Вывод по главе. 17
2. Анализ системы управления на предприятии 18
2.1 Характеристика предприятия 18
2.2 Анализ внутренней и внешней среды 19
2.3 Причинно-следственный анализ 28
Заключение………………………………………………………………………….44
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Оглавление 
 
 
 
 

 

     Введение

  

 Исследование  систем управления, как правило, осуществляется с практической целью, а именно для  того, чтобы выбрать наилучший  вариант и освоить его в какой–либо организации. Окончательный вывод о том, что выбор сделан правильно, возможен только после некоторого опыта применения системы управления.

     В курсовой работе я предполагаю рассмотреть классификацию видов управления, его сущность; содержание понятия управленческий процесс.

     При исследовании систем управления на практике используется достаточно большое число методов, каждый из которых имеет свою сферу приложения и о некоторых из них будет изложено ниже.

       Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

     Цель  данной работы – исследование системы управления на примере МП г. Омска «Муниципальная недвижимость».

     Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: уточнено содержание понятия управления; приведены методы исследования систем управления; проведен анализ внутренней и внешней среды и причинно-следственный анализ.

     Объектом исследования выступает система управления действующего предприятия «Муниципальная недвижимость».

     Для реализации поставленных задач я  использовал преимущественно литературу следующих авторов: Глущенко В.В., Игнатьевой А.В., Веснина В.Р., Игнатьевой А.В., и других.

 

     

  1. Теоретические аспекты и методологические основы управления
    1.   Сущность, виды и задачи управления
 

      Термин  «управление» произошел от старорусского  слова «управа», т. е. способность  с чем-то управляться. В общем  смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).

      Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей  системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

      Управление  бывает естественным, техническим и  социальным.

      Естественное  управление направлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т. д.

      К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, прокатным станом и проч.

      В первом и во втором случае их реакция  на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления.

      Объектом  социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек  обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т. д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического).[2, c.4-5]

      Это предъявляет особые требования к  его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию  формальных и неформальных норм и  правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субординация, контроль, стимулирование и проч.).

      Социальное  управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям:

  1. по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их части (подразделения), группы людей, индивиды);
  2. по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т.п.);
  3. по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление информацией; управление поведением фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.);
  4. по источнику основополагающих решений — внешнее (навязанное) или инициативное (внутреннее) управление, а также самоуправление;
  5. по способу осуществления управленческого воздействия — личное или доверительное (через посредников, документы);
  6. по методу выработки управленческих решений — научное (решения принимаются на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений);
  7. по обусловленности принимаемых решений — ситуационное (с учетом складывающегося положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланированные действия;
  8. по способу взаимодействия со средой — адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию);
  9. по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем).

      Управление, ориентированное на процесс, предполагает выполнение работы строго предписанными  способами (даже если она не нужна, а  сами способы нерациональны); Решение проблем по мере их возникновения в пожарном порядке; тотальный контроль.

      Управление, ориентированное на результат, требует  избегать проблем, экономить и любой  ценой увеличивать прибыль, доход  и иные показатели.

      Опережающее управление направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение.

      Особой  разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации  производственной деятельности людей.

      Хозяйственное управление решает две задачи:

    1. оперативная (тактическая) заключается:
  • в обеспечении условий текущей деятельности фирмы;
  • в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой;
  • в организации деятельности работников по достижению поставленных целей;
  1. стратегическая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.

      История знает несколько типов хозяйственного управления.

      Традиционное  было свойственно докапиталистической  эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств, мастерами и т. п. на основе личной власти.

      Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось.

      В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшееся специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых — происходит руководство людьми и производственными процессами.

      В постиндустриальную эпоху его сменило  системное управление, в котором  участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал.

      В информационную эпоху системное  управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление.

      Менеджерское  и системное управление, а отчасти  и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанности участников, их ответственность и т. д.).

    1.   Управленческий процесс
 

     Управленческий  процесс - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления. Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

  1. получение и анализ информации;
  2. выработка и принятие решений;
  3. организация их выполнения;
  4. контроль, оценка полученных результатов, внесение коррективов в ход дальнейшей работы;
  5. вознаграждение или наказание исполнителей.

     Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией. Они бывают: первичными и производными; одноступенчатыми и многоступенчатыми; скоротечными и продолжительными; полными и неполными; регулярными и нерегулярными; своевременными и запаздывающими. Управленческие процессы содержат как жесткие (формальные) элементы (например, правила, процедуры, официальные полномочия), так и мягкие (стиль руководства, организационные ценности и прочие).

     Особенности управленческих процессов определяются как объективными (характер и сфера  деятельности организации или подразделения, их структура и проч.), так и  субъективными (интересы руководства и персонала, неформальные связи и т. п.) факторами. В совокупности такие процессы образуют циклсостоящий из взаимосвязанных фаз: принятие решения (определение цели и программы действий); исполнение (воздействие на элементы организации); сбор, обработка, анализ и контроль информации, необходимая корректировка (обратная связь). Целью конкретного управленческого процесса является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, т. е. такой совокупности обстоятельств, которые оказывают (могут оказать в будущем) положительное или отрицательное влияние на организацию. Ситуация характеризуется количественными и качественными показателями (длительностью, остротой, местом и причинами возникновения, содержанием, кругом участников, важностью, сложностью, перспективами развития и т п.).[3, c.6-7]

     К элементам процесса управления относятся  управленческий труд, который реализуется  в определенном результате (решении), его предмет и средства.

     Предметом и продуктом труда в управлении является информация о существующей проблеме и способах ее преодоления. Исходная информация является «сырой», а поэтому не может использоваться на практике. Но в результате обработки она превращается в управленческое решение, служащее основой осуществления конкретных действий.

     Решения, получающие самостоятельное существование, могут накапливаться. Это приводит к росту масштабов и усложнению процесса управления.

     В то же время решения формируют  так называемый организационный  порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание многих управленческих механизмов и выполнение необходимых действий без специальных распоряжений. Это полезно, так как ускоряет и упрощает работу менеджеров.

     Средствами  управленческого труда служит все  то, что способствует осуществлению операций с информацией, - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела. Выделяют:

  • средства обработки информации (компьютеры, калькуляторы);
  • средства размножения документов (принтеры и проч.);
  • средства их оформления (штемпели, резаки, дыроколы);
  • средства группировки и хранения (папки, скоросшиватели, картотеки);
  • средства оперативной связи;
  • мебель.

     Управленческий  труд представляет собой совокупность действий и операций, с помощью  которых менеджер обеспечивает подготовку и реализацию отдельных решений.

     Наконец, в-третьих, необходимостью оперативно самостоятельно действовать, брать  на себя риск и нести ответственность  за последствия.

     Управленческий  труд состоит из отдельных работ, объектом которых являются носители информации (чаще всего документы).

     Управленческие работы классифицируются по следующим основаниям:

  1. по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль и проч.);
  2. по временному горизонту (перспективные, тактические, оперативные);
  3. по этапам (целеполагание, анализ ситуации, выявление проблемы, поиск решения);
  4. по направленности (на решение внутренних или внешних проблем);
  5. по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
  6. по объектам (производство, финансы и проч.);
  7. по формам и методам осуществления;
  8. по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
  9. по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, творческие);

Информация о работе Исследование системы управления