Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:23, курсовая работа
Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Наибольший эффект при совершенствовании управления может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса. Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления.
В данном курсовом проекте рассматривается деятельность физкультурно-спортивной организации. Невооруженным взглядом можно наблюдать некоторые проблемы, присущие данной организации. Но не исследуя данную ситуации в полной мере, не понимая особенностей организации и потребителя, невозможно четко определить границы проблем и пути их решения. Поэтому в данной работе я постаралась представить полноценный проект исследования организации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методологии исследования………………….5
1.1. Общая характеристики методов исследования систем управления…….5
1.2. Методы, применяемые в исследовании…………………………….…….7
1.2.1. Метод «дерева целей»………………………………………….......7
1.2.2. Метод SWOT-анализа…………………………………….………..9
Глава2. Анализ ситуации в ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1………….………..13
2.1 Общая характеристика объекта исследования……...…………………..13
2.2 Анализ внешней среды 15
2.3 Анализ внутренней среды 19
2.4 Обработка результатов исследования и постановка проблемы 26
2.4.1 Определение миссии и построение «дерева целей» 26
2.4.2 SWOT-анализ 29
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию системы управления 32
3.1 Формирование позитивного имиджа 32
3.2 Совершенствование организационной структуры 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 39
Факторы конкуренции. Среди государственных и муниципальных детско-юношеских спортивных школ района, функционирующих на бесплатной основе, также ведется конкурентная борьба, как и в других отраслях человеческой деятельности, хотя и в менее явной форме. Предметом конкуренции выступает привлечение большего числа занимающихся. На выбор учреждения спортивной направленности помимо культивируемых видов спорта также влияет наличие и состояние материально-технической базы, знания и опыт тренеров-преподавателей, престиж, имидж и статус спортивной школы. Целью всех ДЮСШ является физическое, нравственное воспитание, всестороннее развитие личности детей; организация содержательного досуга детей и подростков; воспитание и обучение юных спортсменов для реализации задач массового спорта. Так как в КСДЮСШОР №1 шесть из семи культивируемых видов спорта являются индивидуальными, то из 10 школ района физкультурно-спортивной направленности наибольшую конкуренцию могут составить СДЮСШОР по самбо, ДЮСШ №1 по спортивной гимнастике, КДЮСШ №1 (греко-римская, вольная борьба, художественная, эстетическая гимнастика). Среди этих школ исследуемая организация обладает наибольшей конкурентной силой по ключевым факторам успеха в отрасли (Приложение 1).
Структура. В структуру управления ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1 входит:
общее собрание трудового коллектива;
педагогический (тренерско-преподавательский) совет, деятельность которого определяется локальным актом «Положение о педагогическом совете ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1»;
директор.
В ходе анализа деятельности КСДЮСШОР №1 была составлена организационная структура. Она является линейной (Приложение 2). Такая структура характеризуется отсутствием промежуточных звеньев между руководителем и подчиненным. К достоинствам такой структуры управления можно отнести: однозначность воздействия субъекта на объект управления; отсутствие промежуточных связей между руководителем и подчиненным; возможность получения непротиворечивых, увязанных между собой заданий; высокая ответственность руководителя за результаты работы коллектива; обеспечение единства руководства сверху донизу.
Недостатками такой структуры управления являются: выполнение руководителем большого числа функций, что ведет к перегрузке линейных руководителей, а также недостатку знаний и времени для качественной реализации всех функций; медленное и искаженное циркулирование информации; сложная координация деятельности отдельных исполнителей.
Производство услуг. Уставной деятельностью КСДЮСШОР №1 является предоставление физкультурно-спортивных услуг – организованных форм занятий физическими упражнениями и спортом, программ спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных
Осуществление учебно-тренировочного процесса строится на базе освоения тренировочных и соревновательных нагрузок, рациональной организации режима дня, учебы, производственной деятельности, с учетом основных целей, предмета и видов деятельности спортивной школы.
Основная нагрузка по предоставлению физкультурно-спортивных услуг, безусловно, лежит на тренерах-преподавателях. Но и их деятельность нуждается в указаниях, контроле и координации. Эти функции в КСДЮСШОР №1 выполняются инструкторами-методистами по видам спорта.
Учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими дополнительными образовательными программами.
Для достижения своих целей, КСДЮСШОР №1 осуществляет следующие виды приносящей доход деятельности:
– торговля покупными товарами, оборудованием;
– оказание посреднических услуг;
– долевое участие в деятельности других учреждений, (в том числе образовательных) и организаций;
– приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
– ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных Уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией, в том числе:
оказание услуг по организации и проведению спортивных мероприятий в закрытом помещении, в том числе спортивном зале, и на открытых площадках (стадионе) для профессионалов и любителей;
деятельность по содействию и подготовке спортивных мероприятий;
оказание услуг по организации учебно-тренировочных сборов;
оказание услуг физкультурно-оздоровительного характера для физических и юридических лиц, в том числе услуг по организации физкультурно-оздоровительной гимнастики;
оказание услуг массажа;
оказание услуг по прокату спортивного инвентаря и оборудования;
оказание услуг по организации и проведению спортивно-массовых мероприятий, представлений, шоу, конференций, семинаров, спортивных праздников, концертов, встреч;
оказание услуг по созданию технической возможности для подключения и эксплуатации антенно-фидерного устройства базовой станции сотовой связи.
Приведенный перечень видов деятельности является исчерпывающим.
Финансы. Источниками формирования имущества государственного бюджетного учреждения в денежной и иных формах являются:
имущество, приобретённое за счёт бюджетных средств, выделяемых на выполнение государственного задания;
бюджетные средства;
безвозмездные или благотворительные взносы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
доходы от оказания платных услуг;
другие источники в соответствии с законодательством РФ.
Финансовое обеспечение выполнения государственным бюджетным учреждением государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) осуществляется путем предоставления субсидии из областного бюджета.
Документом, определяющим направления использования государственным бюджетным учреждением субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном министерством спорта и молодежной политики Нижегородской области
Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение государственного бюджетного учреждения.
Кадры. В штатном расписании КСДЮСШОР №1 утверждено 105 работников, из них руководители – 4 чел., специалисты – 80 чел., основной персонал – 6 чел., обслуживающий и технический персонал – 15 чел. Характеристика работников по уровню образования представлена в таблице 1.
Таблица 1
Образование работников КСДЮСШОР №1
| Руководители | Специалисты | Основной персонал | Обслуживающий и технический персонал | Итого, чел. | ||
Инструкторы-методисты | Тренеры-преподаватели | Спортсмены-инструкторы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Продолжение таблицы 1 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Общее число работников, чел. | 4 | 4 | 18 | 58 | 6 | 15 | 105 |
2 высших, чел. | 3 | 1 | — | — | — | — | 4 |
1 высшее (и среднее специальное) / неоконченное высшее, чел. | 1 | 3 | 15 | 33 | 6 | 9 | 67 |
1 среднее специальное, чел. | — | — | 3 | 25 | — | 6 | 34 |
Из таблицы 1 видно, что 71 человек из 105-ти (67,6%) имеют (получают) высшее образование.
В соответствии с Уставом КСДЮСШОР №1 педагогические работники имеют право на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
Культура. Персональное развитие в организации предполагает создание условий для наиболее полной реализации личностного потенциала работника. Человеческим ресурсам в организации уделяется большое внимание. Люди чувствуют свою значимость и ощущают свою личную ценность. Большинство сотрудников, будучи ответственными людьми и желая принести пользу организации, адекватно реагируют на уважительное к себе отношение.
Основным источником повышения производительности организации являются не капиталовложения и внедрение техники, а отношение к сотрудникам, как к самому ценному ресурсу организации, помощь в раскрытии ими своего личностного потенциала.
В таблице 2 приведена характеристика работников по типам темперамента.
Таблица 2
Характеристика работников по типам темперамента
| Кол-во человек | Тип темперамента | |||
сангвиник | холерик | меланхолик | флегматик | ||
Управленческое звено (директор школы, директор стадиона, гл.инженер, гл.бухгалтер) | 4 | 3 | 1 | — | — |
Специалисты (инструкторы-методисты, тренеры-преподаватели, спортсмены-инструкторы) | 80 | 31 | 29 | 18 | 2 |
Основной персонал (юрисконсульт, секретарь, бухгалтеры) | 6 | 2 | 3 | — | 1 |
Технический и обслуживающий персонал (рабочие, художник, администратор, дежурный-вахтер, уборщица) | 15 | 11 | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 105 | 47 | 34 | 19 | 5 |
Из таблицы 2 можно сделать вывод, что в КСДЮСШОР №1 среди работников преобладают самостоятельные, общительные и эмоциональные люди, способные быстро осваиваться в новых условиях и с новыми задачами (холерики и сангвиники), имеющие достаточно высокое образование, поэтому коллегиальная модель управления в организации наиболее приемлема. Она основывается на партнерстве, менеджмент ориентирован на работу в команде, психологическим результатом для работников является самодисциплина, удовлетворяются потребности работника в самореализации, каждый работник с умеренным энтузиазмом может принимать участие в процессе труда.
Группы и команды являются центральными элементами координации и контроля организационных процессов. С групповым уровнем поведения связано рассмотрение следующих вопросов: формирование группового поведение; построение эффективных рабочих команд; лидерство и власть в организации; коммуникативное поведение; конфликты и переговоры.
В КСДЮСШОР №1 существуют как формальные, так и неформальные группы. К формальным группам относятся:
учебно-спортивный отдел;
бухгалтерия;
тренерско-преподавательский совет;
рабочие.
Также в организации присутствуют неформальные группы, образующиеся без вмешательства руководства как результат взаимодействия сотрудников.
В КСДЮСШОР №1 корпоративная культура развита неплохо. В организации существуют такие традиции, как совместное поздравление с личными и семейными праздниками работников школы, корпоративное празднование всероссийских праздников.
Маркетинг. Существенный недостаток КСДЮСШОР №1, как и многих государственных и муниципальных спортивных учреждений, – отсутствие отдела маркетинга. Это является причиной поверхностного исследования рынка физкультурно-спортивных услуг, непрофессионального подхода к формированию и производству адекватного спросу предложения физкультурно-спортивных услуг, слабой коммуникативной политики, стихийно сформированной системы сбыта производимых услуг. Однако, некоторые отдельные функции маркетинга все же присутствуют в КСДЮСШОР №1. К ним относятся: изучение возможностей привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств, попытка формирование благоприятного общественного мнения и позитивного имиджа и т.п. Однако, в современных рыночных условиях, которые постепенно проникают и на рынок физкультурно-спортивных услуг, выделение отдела маркетинга в организационной структуре просто необходимо для ведения конкурентной борьбы.
2.4. Обработка результатов исследования и постановка проблемы