Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:23, курсовая работа
Совершенствование управления – необходимый элемент развития любой организации. Наибольший эффект при совершенствовании управления может дать только научный подход, который подразумевает исследование объективных тенденций развития, анализ причин и факторов возникновения проблем, предвидение последствий их разрешения, распознавание «слабых сигналов» изменения обстановки, успехов и кризиса. Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления.
В данном курсовом проекте рассматривается деятельность физкультурно-спортивной организации. Невооруженным взглядом можно наблюдать некоторые проблемы, присущие данной организации. Но не исследуя данную ситуации в полной мере, не понимая особенностей организации и потребителя, невозможно четко определить границы проблем и пути их решения. Поэтому в данной работе я постаралась представить полноценный проект исследования организации.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методологии исследования………………….5
1.1. Общая характеристики методов исследования систем управления…….5
1.2. Методы, применяемые в исследовании…………………………….…….7
1.2.1. Метод «дерева целей»………………………………………….......7
1.2.2. Метод SWOT-анализа…………………………………….………..9
Глава2. Анализ ситуации в ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1………….………..13
2.1 Общая характеристика объекта исследования……...…………………..13
2.2 Анализ внешней среды 15
2.3 Анализ внутренней среды 19
2.4 Обработка результатов исследования и постановка проблемы 26
2.4.1 Определение миссии и построение «дерева целей» 26
2.4.2 SWOT-анализ 29
Глава 3. Рекомендации по усовершенствованию системы управления 32
3.1 Формирование позитивного имиджа 32
3.2 Совершенствование организационной структуры 33
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 39
Эта методология может использоваться в качестве универсальной. Особый эффект она имеет при исследовании процессов в социально-экономической системе, которой присуща динамичность, управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития.
По методологии этого анализа проводится распределение факторов, характеризующих предмет исследования по этим четырем составляющим с учетом принадлежности этого фактора к классу внешних или внутренних факторов.
В результате появляется картина соотношения сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, которая подсказывает, как следует изменить ситуацию, чтобы иметь успех развития.
Распределение факторов по этим квадрантам или секторам матриц не всегда является легким делом. Бывает, что один и тот же фактор одновременно характеризует и сильные, и слабые стороны предмета. Кроме того, факторы действуют ситуативно. В одной ситуации они выглядят достоинством, в другой — недостатком. Иногда они бывают несоизмеримыми по своей значимости. Эти обстоятельства можно и необходимо учитывать.
Один и тот же фактор можно размещать в нескольких квадрантах, если трудно однозначно определить его место. Это не скажется отрицательно на исследовании. Ведь суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы их концентрация подсказала пути решения проблемы, чтобы они стали управляемыми.
В каждом квадранте факторы не обязательно должны обладать одинаковым весом, но они должны быть представлены в полной своей совокупности.
Заполненная матрица показывает реальное положение дел, состояние проблемы и характер ситуации. Это первый этап SWOT-анализа.
На втором этапе необходимо провести сравнительный анализ сильных сторон и благоприятных возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны. Вместе с тем надо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей. Такой анализ покажет, насколько вероятен кризис. Ведь опасность увеличивается, когда она возникает в условиях ослабленности, когда слабые стороны не дают возможность препятствовать опасности.
Конечно, весьма полезно сделать сравнительный анализ сильных сторон и существующих опасностей. Ведь сильные стороны можно плохо использовать при предотвращении кризиса, сильные стороны надо видеть не только относительно благоприятных возможностей, но и относительно опасностей.
В исследовании систем управления предметом этого метода могут быть различные проблемы развития управления. Например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, механизм управления, мотивация, профессионализм, информационное обеспечение, коммуникации и организационное поведение и пр.
Использование специально подготовленных и отобранных экспертов или внутренних консультантов позволяет повысить эффективность этого метода.
Существует множество модификаций метода SWOT-анализа. Наиболее интересны из них метод разработки и анализ целей.
Известно, что цель управления является решающим фактором успеха, эффективности, стратегии и развития. Без цели невозможно разработать план или программу. Но это касается не только цели управления, но и цели исследования. Ведь сформулировать корректно эту цель тоже бывает нелегко. Программа исследования, использования методов его проведения зависят от цели.
Цель должна разрабатываться по критериям Достижимости, Конкретности, Оцениваемости (измеримости), с учетом Места и Времени. Эти критерии отражают английские слова — Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timed, в сокращенном названии это SMART.
Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных в матричной форме. Вот набор сопоставимых факторов, отражающих характеристики цели: труднодостижима-
На следующем этапе составляется матрица определения проблем. Для достижения цели необходимо решить ряд проблем. Но для этого их надо сначала определить.
Распределение проблем осуществляется по следующим критериям: существующая ситуация, желаемая ситуация, возможность достижения цели. Эти критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии: определение проблемы, оценивание проблемы (количественные параметры), организация решения (кто, где, когда), затраты на решение проблемы. Такая матрица позволяет составить план исследований.
Глава 2. Анализ ситуации в ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Комплексная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №1» (ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства спорта и молодежной политики Нижегородской области в сфере физической культуры и спорта. Учредителем Государственного бюджетного учреждения является Нижегородская область. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство спорта и молодежной политики Нижегородской области. Учреждение расположено в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода по адресу ул. Лоскутова, 11 и имеет на праве оперативного управления учебно-тренировочный стадион.
Основными целями деятельности Государственного бюджетного учреждения являются всестороннее удовлетворение потребностей граждан в сферах образования, физической культуры и спорта.
В КСДЮСШОР №1 культивируется 7 видов спорта: легкая атлетика, конькобежный спорт, лыжные гонки, велоспорт, кинологический спорт, кикбоксинг, хоккей на траве. На каждое из этих отделений осуществляется постоянный набор детей с 8 лет, занятия проводятся на бесплатной основе, по расписанию, график работы: с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00.
Материально-техническая база – учебно-тренировочный стадион, оснащенный: легкоатлетическим ядром (беговая дорожка 333м, яма для прыжков в длину), спортивной площадкой 45˟90м2 , двумя спортивными площадками 15˟30м2, тренажерным залом, раздевалками, трибунами на 700 зрительских мест и всем необходимым инвентарем.
В КСДЮСШОР №1 есть следующие нормативные документы, которые используются в работе спортивной школы:
Устав Государственного бюджетного учреждения;
локальные акты Государственного бюджетного учреждения (решения Учредителя; Положение о защите персональных данных работников ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1; Правила внутреннего распорядка; Коллективный договор; Положение об оплате труда работников; Правила приема в ГБОУ ДОД КСДЮСШОР № 1; Правила поведения учащихся в спортивной школе; Положение об аттестации, переводе и выпуске учащихся ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1; Положение о педагогическом совете ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1; Положение о тренерском совете ГБОУ ДОД КСДЮСШОР №1; Положение о конфликтной комиссии по вопросам разрешения споров между участниками образовательного процесса; Положение об оказании платных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в ГБО ДОД КСДЮСШОР №1; Должностные (рабочие) инструкции; Приказы директора государственного бюджетного учреждения);
Образовательный процесс в государственном бюджетном учреждении строится с учетом возрастных индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Опытный и высококвалифицированный тренерско-преподавательский состав обеспечивает сохранение уже имеющегося контингента занимающихся и привлечение новых воспитанников.
КСДЮСШОР №1 среди своих воспитанников имеет неоднократных победителей и призеров международных и всероссийских соревнований, участников, призеров и победителей Олимпийских игр.
Преимуществами КСДЮСШОР №1 являются: наличие учебно-тренировочного стадиона, обеспечивающего возможность развития разных видов спорта; высококвалифицированный тренерско-преподавательский состав (6 Заслуженных тренеров России, 15 тренеров Высшей категории); удобное месторасположение (центр Автозаводского района, 3-7 минут до любого вида транспорта).
Присущ также и ряд недостатков: отсутствие утвержденной организационной структуры управления; отсутствие профессиональной маркетинговой политики по продвижению предоставляемых услуг; отсутствие молодых специалистов; состояние материально-технической базы оставляет желать лучшего.
Внешняя среда:
Экономические факторы. Как и любая некоммерческая организация, КСДЮСШОР №1 осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, и на ее работу оказывают влияние следующие экономические факторы:
Уровень инфляции. К декабрю 2011 года уровень инфляции составляет 5,9% (по прогнозам Центробанка к концу года она составит 6,5%) – это является абсолютным рекордом для России (для сравнения в 2010г. – 8,8%, в 2009г. – 8,8%, в 2008г. – 13,3%, не говоря о 90х годах, когда ее уровень колебался от 11 до 2508%). Уровень инфляции влияет на развитие хозяйственного процесса, социальные условия и другие стороны общественной жизни. Таким образом, применительно к КСДЮСШОР №1, пониженный уровень инфляции сказывается на состоянии денежных средств на расчетном счету школы, на уровне заработной платы работникам, на размере затрат на услуги связи и ЖКХ, на размере командировочных.
Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы для КСДЮСШОР №1. Снижение инфляции говорит о развитии экономики, а когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа коммерческих организаций в области физкультуры и спорта, составляющих конкуренцию государственным учреждениям, таким как исследуемая организация.
денежно-кредитная и финансовая политика (с 1 октября 2011 года утверждено система поэтапного увеличения оплаты труда работников государственных учреждений образования, здравоохранения, социальной политики, физической культуры и спорта, культуры Нижегородской области).
К политическим факторам, оказывающим влияние на функционирование КСДЮСШОР №1 можно отнести следующие:
изменения в налоговом законодательстве (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 235ФЗ предусматривает изменения в статье 149 Налогового кодекса РФ, определяющие перечень операций, освобождаемых от обложения НДС. Так подпунктом 14.1 пункта 2 в статье 149 Налогового кодекса РФ предусмотрена новая группа операций, освобождаемых от налогообложения некоммерческих организаций 2011-2012, – реализация услуг, связанных с соцзащитой населения. В частности, к ним относятся услуги по проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий для населения. Также с 1.01.2012 г. для некоммерческих организаций будет предусмотрена возможность создания резерва предстоящих расходов (ст. 267.3 Налогового кодекса РФ). Решение о его создании отражают в учетной политике, а расходы на его формирование относят на внереализационные расходы.);
правительственные расходы (по сравнению с 2009 годом увеличено финансирование некоммерческих организаций в области физкультуры и спорта на 30% и в 2011 г. составило 1,8 млрд. руб.);
государственное регулирование (с 1.01.2011г. вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно ему, бюджетные некоммерческие организации разделяются на три типа – казенные, автономные и бюджетные. Исследуемая организация приобрела статус бюджетного учреждения. Новые бюджетные учреждения финансируются на основе государственного задания в форме субсидии (это является принципиальным изменением) из бюджета Нижегородской области. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях устанавливается Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества без согласия собственника.).
Социально-культурные факторы. На деятельность спортивной школы из этой группы факторов влияют: рождаемость, стиль жизни, отношение к труду и отдыху. Так, если в 2001, 2002 и 2003 годах в Автозаводском районе коэффициенты рождаемости (число родившихся на 1000 человек) равнялись соответственно 9.0, 9.2, 9.6, а в 2009, 2010 и 2011 годах число зачисленных в КСДЮСШОР №1 детей в возрасте 8 лет равнялось 167, 220, 301 человек соответственно, то можно проследить зависимость количества занимающихся детей в спортивной школе от уровня рождаемости.
Изменение стиля жизни горожан также сказывается на количестве занимающихся. Тенденция последних лет говорит о том, что возрос интерес к занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, как среди родителей, так и среди подрастающего поколения. На занятия спортом в 2010 году 23% семей с детьми выделяли свое свободное время, в 2009 году это показатель равнялся 21%. Записывать своего ребенка в спортивные секции с целью укрепления здоровья предпочитает значительное большинство опрошенных семей (54% и 57% в 2009 и 2010 годах соответственно). Возможно, это связано с распространенным мнением о травматичности профессионального и любительского спорта. Но ведь этот фактор напрямую зависит от квалифицированности тренерско-преподавательского состава выбранной спортивной школы, состояния материально-технической базы. Однако, среди опрошенных семей определяющим фактором в выборе физкультурно-спортивной школы является удобное месторасположение (34% и 33% соответственно в 2009 и 2010 годах). Следует отметить, что за год повысилось значение имиджа спортивной организации.