Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в проведение исследования организационной культуры анализируемого предприятия ООО «Мир фото», выявление проблем и разработке рекомендаций.
Задачи, которые изложены в данной работе следующие:
- рассмотреть теоретические основы формирования организационной культуры предприятия;
- изучить организационную культуру ООО «Мир фото»
- сформулировать предложения по развитию организационной культуры предприятия.
Введение………………………………………………………………………..…3
Теоретические основы формирования организационной культуры предприятия
Сущность организационной культуры………………………………. . 4
Принципы формирования организационной культуры предприятия..5
Влияние организационной культуры на производительность труда..6
Функции организационной культуры…………………………………7
Правила формирования организационной культуры…………………8
Структура организационной культуры предприятия………………….9
Показатели, характеризующие организационную культуру предприятия…………………………………………………………………….13
Изучение организационной культуры ООО «Мир фото»
Оценка кадрового состава предприятия……………………………….14
Символический блок культуры………………………………………..22
Особенности организационной культуры предприятия……………..24
Предложения по развитию организационной культуры предприятия
Общие принципы (рекомендации)…………………………………..…27
Практические рекомендации по развитию организационной культуры ООО «Мир фото»……………………………………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список используемой литературы……………………………………………32
Распределение персонала предприятия по полу за 2006-2008гг.
Таблица 2.8
№ | Структура
персонала
по полу |
Количество работающих | |||
2006 | 2007-2008 | ||||
чел | % | чел | % | ||
1 | М | 9 | 56 | 11 | 55 |
2 | Ж | 7 | 44 | 9 | 45 |
ВСЕГО | 16 | 100 | 20 | 100 |
Из проведенного анализа
Жизнь любой организации подчиняется некоторой системе формальных и неформальных правил. Примером установленных формальных правил являются правила внутреннего трудового распорядка. Неформальные правила касаются сферы общения с коллегами, отношений «подчиненный–руководитель», одежды, профессионального жаргона и т. п. Во многих организациях работники жестко следуют неписаным правилам в отношении поддержания определенного уровня производительности. Те, кто «высовывается», устанавливает рекорды производительности, подвергаются обычно определенным санкциям со стороны коллектива. Нормы и ценности, культивируемые руководством, могут передаваться и закрепляться через определенные церемонии, процедуры, ритуалы. Специалисты подчеркивают, что ритуалы с большой пользой применяются во многих организациях, чтобы напомнить персоналу об огромной важности фирменных ценностей и чтобы помочь каждому сотруднику в усвоении и принятии этих ценностей.
Обряды
– это стандартные и повторяющиеся мероприятия
коллектива, проводимые в установленное
время и по специальному
поводу для оказания влияния
на поведение и понимание
работниками организационного
окружения. Сила обряда в его
эмоционально- психологическом воздействии
на людей. В обряде происходит
не только рациональное усвоение
тех или иных норм, ценностей
и идеалов, но и сопереживание
им участниками обрядового действия.
Ритуалы представляют собой
систему обрядов. Даже определённые
управленческие решения могут
становиться организационными
обрядами, которые работники интерпретируют
как часть организационной культуры. Такие
обряды выступают как организованные
и спланированные действия,
имеющие важное “культурное” значение.
Соблюдение ритуалов, обрядов и
церемоний усиливает самоопределение
работников.
Далее, в таблице представлены все существующие
обряды в анализируемом предприятие ООО
«Мир фото».
Типы организационных обрядов в ООО «Мир фото»
Таблица 2.9
Любая организация имеет ряд
особенностей в своей
В рамках данного исследования респондентам
будет предложено 12 высказываний, описывающих
различные аспекты корпоративной культуры
организации. Чтобы дать ответы по
каждому из высказываний, необходимо проанализировать
свою организацию в целом, а также подумайть
о том, какая модель ведения дел является
в ней нормой. Для выражения степени согласия/несогласия
с тем или иным высказыванием, используйте
предлагаемую шкалу. Если Вы не можете
выразить однозначное согласие или несогласие
с каким-либо из высказываний, выбирайте
нейтральный вариант «Ни да, ни нет». Если
высказывание неприменимо к вашей
ситуации, либо Вы не располагаете достаточными
сведениями для ответа на вопрос - выбирайте
вариант «Затрудняюсь ответить» (см. приложение
№1).
Сводная таблица результатов по исследованию организационной культуры ООО «Мир фото»
Таблица № 2.10
вопрос | Абсолютно не согласен | Скорее не согласен | Ни да,
ни нет |
Скорее согласен | Полностью согласен | Затрудняюсь ответить | Всего |
1 | - | 3 | 5 | 10 | - | 2 | 20 |
2 | 4 | 5 | 3 | 1 | - | 7 | 20 |
3 | - | 4 | 5 | 6 | - | 5 | 20 |
4 | - | - | - | 10 | 3 | 7 | 20 |
5 | - | - | 3 | 11 | - | 6 | 20 |
6 | - | - | 10 | - | - | 10 | 20 |
7 | - | 3 | 4 | 5 | - | 8 | 20 |
8 | - | - | - | 11 | - | 9 | 20 |
9 | - | 7 | 6 | 5 | - | 2 | 20 |
10 | - | - | - | 7 | 3 | 10 | 20 |
11 | 3 | - | 5 | 2 | - | 10 | 20 |
12 | - | - | 3 | 5 | 1 | 11 | 20 |
Представим результаты с помощью диаграммы.
Как видно из приведенного анализа преобладают в основном ответы «скорее согласен», «ни да, ни нет» и «затрудняюсь ответить». Это свидетельствует о том, что коллектив ООО «Мир фото» мало осведомлен информацией.
Данное исследование было
1. Вовлеченность. Степень вовлеченности сотрудников в деятельность предприятия, понимание сотрудниками взаимосвязи между их личными целями и стратегическими целями компании
2. Адаптивность. Склонность организации к нововведениям, способность менеджмента осознавать свои ошибки и учиться на них, ориентация компании на потребителя
3. Взаимодействие. Эффективность организации и взаимодействия различных подразделений и сотрудников для достижения общекорпоративных целей
4. Миссия. Понимание сотрудниками миссии и долгосрочных целей предприятия.
В качестве вывода, можно отметить, что
сотрудникам не хватает вовлеченности
в деятельность предприятия, нет понимания
взаимосвязи между их личными целями и
стратегическими целями компании.
3.1 Общие принципы
Существуют различные способы, инструменты, которые способствуют внедрению желаемой организационной культуры.
Поведение руководителя. Является самым эффективным, но и самым труднореализуемым инструментом воздействия. Безусловно, руководителю необходимо начать с себя. Фактически речь идёт об усвоении руководителем новой для себя роли: не начальника, который приказывает, а лидера, который увлекает своим примером. Не каждый руководитель способен изменить себя ради процветания организации. Система стимулирования и мотивации. Большое влияние на организационную культуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое угнетается при сложившейся практике управления. Насколько приветствуются руководством проявления самостоятельности и инициативы со стороны подчиненных.
Критерии отбора в организацию. Необходимо определить, каким работникам при приёме на работу будет отдаваться предпочтение: профессионалам, обладающим необходимыми знаниями и опытом для выполнения сегодняшних функций, или же работникам, которые – при необходимом профессиональном уровне – являются потенциально более ценными для фирмы, так как способны и готовы освоить новые профессии, чтобы решать задачи завтрашнего дня.
Обучение персонала. Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации. В ходе обучения также разъясняется, какого поведения организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.
Организационные традиции и порядки. Культура предприятия закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации. При этом на организационную культуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. Например, если по каким-то причинам руководство один- другой раз не смогло подвести ежемесячные итоги работы с поздравлением и награждением лучших работников, то это не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководителей разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала «выкладываться» на работе.
Заявления, призывы, декларации руководства. Для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму, но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: «Мы должны стать первыми!», «Высочайшее качество – это залог нашей победы над конкурентами!», «В нашей организации работают лучшие специалисты!». Чувства уверенности, гордости, восхищения вырабатывают автоматическую реакцию на образ компании.
Широкое
внедрение корпоративной
символики. Опыт лучших организаций
показывает, что символика, применяемая
на упаковке готовой продукции,
в рекламных материалах, в оформлении
предприятия, транспортных средств, рабочей
одежде, сувенирной продукции, положительно
отражается на отношении персонала
к компании, повышает преданность,
приверженность работников своей организации
и чувство гордости за неё3.