Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования. Метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.
Проблемы развития региона. Проблематика применения комплексных целевых программ.
Область не располагает какими-либо явно выраженными экономическими преимуществами, т.е. благоприятными обстоятельствами для роста социально-экономического развития, которые не были бы характерны для иных регионов Северо-Западного Федерального округа России.
В регионе отсутствуют в достаточной степени для широкого развития
производства полезные ископаемые, углеводороды, почва мало плодородна. Именно невозможность развития сырьевых отраслей экономики не позволяют региону в краткие сроки иметь высокую бюджетную обеспеченность. Следует отметить, что даже лесные ресурсы региона не являются уникальными, по сравнению с соседними областями. В сравнении с другими регионами область имеет невысокий промышленный потенциал. Доля области в общем объеме промышленного производства в России составляет менее 1 процента. В регионе нет крупных предприятий с численностью более 7 тысяч работающих. Отсутствуют производственные комплексы (кластеры), объединенные полным технологическим циклом переработки сырья. *
В регионе не в полной мере сбалансирована система подготовки, переподготовки современных кадров и региональные мотивационные программы для местных и привлекаемых специалистов высокой квалификации, способных оказать личностное воздействие на формирование кластеров.
Маркетинговая система в области недостаточно четко функционирует в части продвижения бренда региона и региональных товаров на отечественных и международных рынках. Региональная промышленность характеризуется нехваткой у многих предприятий собственных средств на динамичное развитие, обновление основных фондов, реструктуризацию производства, увеличение производительности труда, приобретение новой техники и т.д. Выше названное, обусловлено следующими причинами: опережение роста тарифов на энергоресурсы (включая природный газ для химической промышленности) и транспортные тарифы в сравнении с темпами роста цен на продукцию многих предприятий области;сохранение у предприятий области определенной социальной нагрузки. Следствием перечисленных выше факторов становятся также: слабое развитие собственной научно-технической базы, в том числе занимающихся прикладными исследованиями научных подразделений предприятий, недостаточное развитие инфраструктуры инновационной деятельности; сравнительно низкий уровень развития (гражданского) машиностроения.
Только коренное изменение ситуации может способствовать созданию условий для реализации инновационного сценария развития области. В настоящее время действующие региональные целевые программы направлены на решение насущных задач регионального развития. Цели их разнообразны и определены исходя из реальной социально-экономической обстановки в регионе, их достижение должно коренным образом улучшить ее и прежде всего способствовать скорейшему выходу из кризиса и стабилизации экономики.
В основном программы имеют содержательную концепцию, подробно отражающую современное состояние и основные проблемы развития хозяйства, цели, задачи и федеральную значимость программы, инвестиционную стратегию и научное обеспечение и т.д.
В программах обстоятельно рассматриваются вопросы финансирования мероприятий программы. Активно привлекаются как средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, так и средства внебюджетных источников.
К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. Не созданы организационно-управленческие и нормативно-законодательные основы регионального программирования. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме "цель - система мероприятий – система управления". Отмечается перенос способов общегосударственного программирования на региональный уровень, бессистемность в разработке и принятии территориальных программ. Не устранены попытки осуществления чрезмерного количества одновременно реализуемых, не увязанных между собой, мелких и частных программ.
Программно-целевое
планирование используется, в основном,
для совершенствования
Эта
ситуация также связана с
Одной из проблем использования комплексных целевых программ является также ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.
Программы не проходят необходимую объективную экспертизу, содержат завышенные потребности в финансовых и материально-технических ресурсах. Проекты формируются без учета ресурсного потенциала регионов и реальных возможностей государственной поддержки. Зачастую в программах не увязаны показатели подпрограммы ( объемы работ и услуг, сроки выполнения , результаты и др.), не определяется способ координации деятельности всех исполнителей. Нет анализа реальности намечаемого финансирования, исходя из складывающейся общероссийской и региональной обстановки. *
Мало
внимания уделяется другим направлениям
ресурсного обеспечения: комплектованию
кадрами, материально-техническому снабжению,
научно-исследовательской
Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ. Мероприятия программ не всегда четко обосновываются, поэтому нет уверенности в том, что намечаемые направления реализации целей во всех случаях являются наилучшими и дают наивысший эффект. В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы. Не проводятся расчеты потребности во всех видах обеспечивающих средств и эффективности их использования. Не организована статистика по выполнению программ. Разработка региональных программ осуществляется в условиях острого дефицита информации и невозможности учета всех объективных факторов на стадии проектирования.
Плохо проработан такой важный вопрос регионального программирования, как оценка эффективности программ.
Общая результативность разработки и реализация региональной программы - ее экономическая, социальная, научно-техническая, экологическая и иная эффективность - выражаются конкретными показателями итогов достижения программной цели.
Анализ
соотношения результатов и
Целесообразность использования в программах различных результативных показателей очевидна.
Во-первых, среди них должны быть сквозные показатели, позволяющие сравнивать различные программы между собой и с показателями по стране. Во-вторых, следует включать и макроэкономические оценки. В-третьих, системы установленных показателей, необходимых для определения типов программ - экономических, социальных , экологических и других.
Недостаточная оперативность. Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы по ее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наносится невосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не были созданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно "всплывают на поверхность", однако очевидно, что чем раньше та или иная проблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастся предотвратить. Неправильно устанавливаются сроки завершения программ и отдельных мероприятий.
Подведем
итог. Новгородская область обладает
определенными проблемами, связанными
с общим развитием. Это стало
следствием, в первую очередь, отсутствия
каких-либо преимуществ для развития производства,
а именно — отсутствие должной природоресурсной
базы и подготовки необходимых кадров.
Это создает серьезный дисбаланс в развитии
региона. Применяемые комплексные целевые
программы имеют свои недостатки, как
например, недостаточное использование
в программах различных результативных
показателей, плохо проработанный анализ
проблем, недостаточная оперативность,
низкая эффективность ввиду утраты связей
между системой управления и первоначальной
проблемой, а как следствие — нерациональным
расходованием ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целевая комплексная программа – это система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В такой программе должны быть представлены цели, средства решения программной проблемы. Целевые программы классифицируются по двум основным признакам — функциональной ориентации (экономической, технической, социальной и т.п. ) и срокам реализации (среднесрочные от года до пяти лет; долгосрочные — свыше пяти лет). Обычно с помощью таких программ решаются стратегические проблемы. Разработка целевой программы начинается с постановки проблемы. Программа содержит описание проблем и причин их появления, уже предпринятых шагов постановки цели и подцелей, совокупность конкретных мероприятий. Програмно-целевой метод планирования нашел свое применение в нашей стране в начале ХХ в. и постепенно совершенствовался в связи с динамикой научно-технического и социально-экономического развития.
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах субъектов Российской Федерации. Важным условием эффективности решения проблем регионов является комплексность целевых программ. Комплексные целевые программы позволяют конкретизировать усилие для комплексного и системного решения среднесрочной и долгосрочной проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне. Постановлением Правительства РФ четко обозначаются этапы в работе с целевыми программами, порядок их разработки и реализации.
Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Целевые программы представляют собой плановые документы, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее важных проблем. Стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое. Концепцией развития региона определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных подсистем, проблемных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством, методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий, обосновываются рост уровня и совершенствование образа жизни населения региона.
Рассматривая пример Новгородской области можно подытожить следующее: прогнозирование социально-экономического развития - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Новгородской области, основанных на законах рыночного хозяйствования. Концепция представляет собой систему стратегических направлений, целей и задач социально-экономического развития Новгородской области на среднесрочную перспективу и предусматривает финансовые ресурсы для их реализации, включая средства областных и ведомственных целевых программ. Результаты прогнозирования социально-экономического развития используются региональными властями при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики, разработке целевых программ экономического и социального развития, определении целей и задач таких программ, порядка их разработки и механизма реализации. Регионом разработано и применяется множество комплексных целевых программ, рассчитанных на решение важнейших стратегических задач для развития в различных направлениях. Вот некоторые из них: Областная целевая программа "Содействие занятости населения на 2011 - 2013 годы" , областная целевая программа «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2012-2014 годы», долгосрочная целевая программа «Развитие образования и науки в Новгородской области на 2011-2015 годы».
Информация о работе Использование комплексных целевых программ