Использование комплексных целевых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования. Метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

       На  основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», под федеральными межгосударственными целевыми программами понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Данный нормативно-правовой документ впервые четко обозначил этапы в работе с целевыми программами, порядок их разработки и реализации.

       Выход федеральных целевых программ регламентируется Указами Президента Российской Федерации  и постановлениями Правительства  Российской Федерации. Перечень федеральных  целевых программ, намеченных к финансированию из средств федерального бюджета на год, вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу с одновременным представлением проекта Федерального бюджета, разработанного с учетом основных социально-экономических проблем, на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.

       Так, например, в 2009 году в реализуются  следующие федеральные целевые  программы, имеют следующие приоритеты: развития социальной инфраструктуры, развитие транспортной инфраструктуры, новое поколение, безопасность и экология, развитие науки и технологий, развитие регионов, развитие государственных институтов.

       В соответствии с законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации» перечень федеральных программ содержит:

  • краткую характеристику каждой из принятых к реализации федеральных программ, включая указание целей, основных этапов и сроков выполнения;
  • результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
  • требуемые объемы финансирования по годам с указанием источников финансирования;
  • объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
  • государственных заказчиков программ».*

             В зависимости от важности общегосударственных задач, которые призвана решать та или иная целевая программа, зависит ее статус. Если программа решает особо важные проблемы, то ей присваивается статус президентской и инициатором ее разработки выступает Президент Российской Федерации. Разработка, реализация ресурсное обеспечение и контроль осуществляется непосредственно под патронажем Президента. Примером такой программы может служить федеральная программа «Дети России», которая имеет социальную направленность. 
Региональные и местные власти могут принимать участие в вышеназванных программах за счет средств федерального бюджета и средств собственных бюджетов и разрабатывать соответствующие целевые программы по улучшению развития регионов и муниципальных образований. Координатором по реализации президентской программы выступают исполнительные государственные органы (Министерства).

             На сегодняшний день социально-экономическое развитие регионов характеризуется наличием взаимосвязанных различных проблем, обусловленных глобальными преобразованиями в обществе и в силу этого носящих комплексный характер. Узконаправленно проблемы не решаются (экономический кризис, безработица, рост преступности, бедность людей, низкое качество продукции и услуг, неприспособленность к рыночным условиям и др.), что ведет, к их обострению и укреплению их взаимозависимости. Одним из препятствий на пути решения комплексных проблем является ведомственный (отраслевой) характер управления процессами жизнедеятельности общества. Вследствие этого (особенно при дефиците ресурсов) попытки решения проблем одной отрасли забирают средства из другой. В результате проблемы только усугубляются, а сами отрасли оказываются в отношениях конкуренции — борьбы за ресурсы. Возможный путь выхода из складывающейся ситуации видится в разработке целевых межведомственных (межотраслевых) программ регионального развития, направленных на решение комплексных проблем.

                Резюмируя сказанное, можно отметить, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах субъектов Российской Федерации. Важным условием эффективности решения проблем регионов является комплексность целевых программ. Комплексные целевые программы позволяют конкретизировать усилие для комплексного и системного решения среднесрочной и долгосрочной проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне. Постановлением Правительства РФ четко обозначаются этапы в работе с целевыми программами, порядок их разработки и реализации.

        

       Особенности структуры комплексных  целевых программ на региональном уровне.

       Программы как инструмент управления появляются тогда,  когда возникает серьезная,  крупномасштабная экономическая проблема,  решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.

       Федеральные программы разрабатываются в  соответствии с Законом Российской Федерации  «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ.

       Закон Российской Федерации  «О поставках  продукции для федеральных государственных  нужд» от 13 декабря 1994 года.

       Федеральный закон  «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (от 29.02.2012 N 15-ФЗ );

       Федеральный закон  «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (07.12.2011 N 417-ФЗ );

       Указ  Президента Российской Федерации от 09.03.04 N314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;

       Постановление Правительства Российской Федерации  «Порядок разработки и реализации федеральных  целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.

       Постановление Правительства Российской Федерации  от 29.12.2008 N 1056 (ред. от 22.12.2011) «О реализации Федерального закона  «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;

       Постановление Правительства Российской Федерации  от 22 мая 2004 г. N 249 «О мерах по повышению  результативности бюджетных расходов»;

       Основные  направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2015 г.);

       Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010-2012гг.).

       Государственные целевые программы общенационального,  регионального и местного уровней  представляют собой важную составную  часть системы государственного регулирования экономики,  что позволяет форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей,  отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Они выступают важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана. «Стратегия регионального развития -  это способ,  средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией  (жизни)  общества».*  Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать эффективное развитие регионов в рыночных условиях.  В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов в новых условиях хозяйствования, определяются стратегические приоритеты развития региона в трансформируемой экономике, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде.

       Стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое. Концепция - первичный, начальный документ в системе выработки стратегии и постановки задач развития региона.  В обобщенном виде в ней определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных подсистем, проблемных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством,  методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий,  обосновываются рост уровня и

совершенствование образа жизни населения региона. На основе концепции разрабатываются  отраслевые и территориальные программы -  целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов.

       Программирование  является второй ступенью в процедуре  стратегического планирования. Оно  базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов программ решения важнейших проблем межотраслевых,  отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем. 

       В структуру программы входят паспорт  программы и основное ее содержание.

       В паспорте программы указывается  наименование программы,  основание  для ее разработки, заказчик, основные разработчики, основная цель и задачи программы, сроки и этапы реализации, перечень подпрограмм и основных мероприятий, исполнители, объемы и  источники финансирования, система организации контроля за исполнением программы, ожидаемые конечные результаты реализации программы.

       Основное  содержание программы состоит из следующих разделов:

       1. Социально экономическое положение  и стратегия развития субъекта Российской Федерации. В этом разделе дается характеристика социально-экономического положения региона (общая информация о регионе, анализ социально-экономического положения региона за трехлетний период); основные проблемы социально-экономического развития субъекта РФ; оценка действующих мер по улучшению социально – экономического положения субъекта РФ; стратегия социально-экономического развития субъекта РФ.

       2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации  программы

       Формируемые в данном разделе цели и задачи программы в значительной мере должны соответствовать положениям Стратегии социально-экономического развития страны в целом и вытекать из выявленных в разделе 1 проблем региона.

       Цели  и задачи программы определяются в соответствии с положениями  стратегии социально-экономического развития региона.

       3. Система программных мероприятий

       Назначение  данного раздела –  обеспечить взаимосогласованность всех программных  мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов,  а также  согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.

       4. Организация управления программой  и контроль за ходом ее реализации  Общее руководство и контроль  за ходом реализации программы  осуществляет заказчик программы,  который должен обладать достаточным объемом полномочий и ресурсов для эффективного управления ходом реализации программы, учитывая тот факт, что в ходе реализации программы будут подготавливаться проекты нормативных правовых актов,  осуществляться взаимодействие с органами власти региона, финансовыми, промышленными и общественными организациями. Необходимо предусмотреть механизм взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе.

       5. Ресурсное обеспечение программы

       В данном разделе определяется общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования, источники их формирования, финансовые механизмы, направления и виды расходования средств  (безвозмездные субсидии, кредиты, гарантии и др.), сроки их выделения.

       Предполагаемое  финансирование мероприятий распределяется по годам реализации программы и  по федеральному,  региональному,  муниципальному уровням бюджетной  системы, финансовым ресурсам предприятий  и организаций.

       6. Оценка эффективности, социально  – экономических и экологических последствий от реализации программы

       В данном разделе по каждой из целей  и задач,  поставленных в разделе 2, должны быть представлены четко обозначенные качественные, а также количественные результаты выполнения. Необходимо указать количество инвестиционных проектов и социальных мероприятий, непосредственно участвующих в программе.

       Расчет  эффективности реализации мероприятий  программы оценивается через  степень их влияния на улучшение  инвестиционного климата и рост инвестиций, улучшение показателей социальной сферы и др. Эффективность мероприятий в социальной сфере оценивается через улучшение соответствующих демографических и социальных показателей.

Информация о работе Использование комплексных целевых программ