Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования. Метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.
На
основании Постановления
Выход
федеральных целевых программ регламентируется
Указами Президента Российской Федерации
и постановлениями
Так, например, в 2009 году в реализуются следующие федеральные целевые программы, имеют следующие приоритеты: развития социальной инфраструктуры, развитие транспортной инфраструктуры, новое поколение, безопасность и экология, развитие науки и технологий, развитие регионов, развитие государственных институтов.
В
соответствии с законом Российской
Федерации «О государственном
В зависимости от важности общегосударственных
задач, которые призвана решать та или
иная целевая программа, зависит ее статус.
Если программа решает особо важные проблемы,
то ей присваивается статус президентской
и инициатором ее разработки выступает
Президент Российской Федерации. Разработка,
реализация ресурсное обеспечение и контроль
осуществляется непосредственно под патронажем
Президента. Примером такой программы
может служить федеральная программа
«Дети России», которая имеет социальную
направленность.
Региональные и местные власти могут
принимать участие в вышеназванных программах
за счет средств федерального бюджета
и средств собственных бюджетов и разрабатывать
соответствующие целевые программы по
улучшению развития регионов и муниципальных
образований. Координатором по реализации
президентской программы выступают исполнительные
государственные органы (Министерства).
На сегодняшний день социально-экономическое развитие регионов характеризуется наличием взаимосвязанных различных проблем, обусловленных глобальными преобразованиями в обществе и в силу этого носящих комплексный характер. Узконаправленно проблемы не решаются (экономический кризис, безработица, рост преступности, бедность людей, низкое качество продукции и услуг, неприспособленность к рыночным условиям и др.), что ведет, к их обострению и укреплению их взаимозависимости. Одним из препятствий на пути решения комплексных проблем является ведомственный (отраслевой) характер управления процессами жизнедеятельности общества. Вследствие этого (особенно при дефиците ресурсов) попытки решения проблем одной отрасли забирают средства из другой. В результате проблемы только усугубляются, а сами отрасли оказываются в отношениях конкуренции — борьбы за ресурсы. Возможный путь выхода из складывающейся ситуации видится в разработке целевых межведомственных (межотраслевых) программ регионального развития, направленных на решение комплексных проблем.
Резюмируя сказанное, можно отметить, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах субъектов Российской Федерации. Важным условием эффективности решения проблем регионов является комплексность целевых программ. Комплексные целевые программы позволяют конкретизировать усилие для комплексного и системного решения среднесрочной и долгосрочной проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне. Постановлением Правительства РФ четко обозначаются этапы в работе с целевыми программами, порядок их разработки и реализации.
Особенности структуры комплексных целевых программ на региональном уровне.
Программы
как инструмент управления появляются
тогда, когда возникает серьезная,
крупномасштабная экономическая проблема,
решение которой требует
Федеральные
программы разрабатываются в
соответствии с Законом Российской
Федерации «О государственном
Закон
Российской Федерации «О поставках
продукции для федеральных
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» (от 29.02.2012 N 15-ФЗ );
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (07.12.2011 N 417-ФЗ );
Указ Президента Российской Федерации от 09.03.04 N314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»;
Постановление Правительства Российской Федерации «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 года №594.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1056 (ред. от 22.12.2011) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»;
Основные
направления социально-
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010-2012гг.).
Государственные
целевые программы
Стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое. Концепция - первичный, начальный документ в системе выработки стратегии и постановки задач развития региона. В обобщенном виде в ней определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных подсистем, проблемных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством, методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий, обосновываются рост уровня и
совершенствование образа жизни населения региона. На основе концепции разрабатываются отраслевые и территориальные программы - целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов.
Программирование является второй ступенью в процедуре стратегического планирования. Оно базируется на прогнозных разработках и имеет своей целью составление проектов программ решения важнейших проблем межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем.
В структуру программы входят паспорт программы и основное ее содержание.
В паспорте программы указывается наименование программы, основание для ее разработки, заказчик, основные разработчики, основная цель и задачи программы, сроки и этапы реализации, перечень подпрограмм и основных мероприятий, исполнители, объемы и источники финансирования, система организации контроля за исполнением программы, ожидаемые конечные результаты реализации программы.
Основное содержание программы состоит из следующих разделов:
1.
Социально экономическое
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Формируемые в данном разделе цели и задачи программы в значительной мере должны соответствовать положениям Стратегии социально-экономического развития страны в целом и вытекать из выявленных в разделе 1 проблем региона.
Цели
и задачи программы определяются
в соответствии с положениями
стратегии социально-
3.
Система программных
Назначение данного раздела – обеспечить взаимосогласованность всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектируемыми объемами финансовых ресурсов, а также согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.
4.
Организация управления
5.
Ресурсное обеспечение
В данном разделе определяется общий объем финансирования программы с указанием всех возможных источников финансирования, источники их формирования, финансовые механизмы, направления и виды расходования средств (безвозмездные субсидии, кредиты, гарантии и др.), сроки их выделения.
Предполагаемое финансирование мероприятий распределяется по годам реализации программы и по федеральному, региональному, муниципальному уровням бюджетной системы, финансовым ресурсам предприятий и организаций.
6.
Оценка эффективности,
В данном разделе по каждой из целей и задач, поставленных в разделе 2, должны быть представлены четко обозначенные качественные, а также количественные результаты выполнения. Необходимо указать количество инвестиционных проектов и социальных мероприятий, непосредственно участвующих в программе.
Расчет эффективности реализации мероприятий программы оценивается через степень их влияния на улучшение инвестиционного климата и рост инвестиций, улучшение показателей социальной сферы и др. Эффективность мероприятий в социальной сфере оценивается через улучшение соответствующих демографических и социальных показателей.
Информация о работе Использование комплексных целевых программ