Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования. Метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования. Метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.
Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.
Ключевым понятием программно-целевого планирования является программа. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Таким образом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, а именно объединение планирования и фактического влияния на экономические показатели.
Программы
как инструмент управления появляются
тогда, когда возникает серьезная,
крупномасштабная экономическая проблема,
решение которой требует
Государственные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней представляют собой важную составную часть системы государственного регулирования экономики, что позволяет форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Они выступают важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана
Объект исследования — комплексные целевые программы.
Предмет исследования — использование комплексных целевых программ в управлении регионом на примере Новгородской области.
Цель работы заключается в анализе проблем применения комплексных целевых программ на региональном уровне, разработке рекомендаций по совершенствованию.
Задачами данной работы являются формулирование понятия и сущности комплексных целевых программ, рассмотрения их как средства реализации политики государства, нормативно-правовая база, рассмотрение особенностей применения комплексных целевых программ на региональном уровне в Российской Федерации, выявление проблем их использования.
Работа
состоит из двух глав, введения, заключения
и списка литературы. Во введении обозначены
цель и задачи работы. Первая глава
посвящена теоретическим
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Понятие и сущность комплексных целевых программ
Для
осуществления основных стратегий,
увязки планов различного функционального
назначения, решения новых, перспективных,
масштабных проблем в рамках организации
формируются и реализуются
Обычно с помощью таких программ решаются стратегические проблемы, которые нельзя отдавать на откуп естественному ходу вещей, например компьютеризация, ликвидация тяжелого ручного труда, экологическое оздоровление и пр. Управление программой предполагает создание на высшем уровне организации специального подразделения по планированию, координации и контролю за ее исполнением, разработке бюджета, выделению ресурсов.
В
зависимости от масштабов и сложности
программа может включать в себя
несколько подпрограмм (проектов) —
комплексов работ, обеспечивающих реализацию
промежуточных целей и задач.
Проекты выполняются как
Разработка целевой программы начинается с постановки проблемы; затем строится дерево целей; формулируются критерии их достижения; создается прогнозный сценарий; распределяются ресурсы; конкретизируются задачи; формируются органы управления программой.
Программа содержит описание проблем и причин их появления, уже предпринятых шагов постановки цели и подцелей, совокупность конкретных мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям. К таким мероприятиям могут относиться научные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, испытания образцов, создание или реконструкция объектов, внедрение новых форм и методов управления.
Целевые программы как инструмент управления широко используются в мировой практике. В нашей стране их зарождение и дальнейшая эволюция непосредственно связаны со становлением и развитием системы народнохозяйственного планирования. Идеи разработки и использования программ в практике отечественного управления возникли в первые годы социалистического строительства. Обосновывая концепцию единого народнохозяйственного плана, В.И. Ленин отмечал: "Необходимо, чтобы хозяйственные планы выполнялись по определенной программе..."
На первых этапах не было специальных теоретических исследований, посвященных целевым комплексным программам. Сама практика вызывала к жизни потребность в программировании как новом виде социальной деятельности. Она же определяла содержание и функции программ в системе управления. Однако следует отметить, что уже тогда понятие "программа" связывалось с комплексом мероприятий научно-технического, социально-экономического, социально-политического характера, организованных в пространстве и во времени и направленных на достижение общих целей, реализацию приоритета общественных интересов.
Им
отводилась роль научного обоснования
планово-управленческих решений. Поэтому
в планах, наряду с отраслевым и
календарным, стал разрабатываться
программный разрез (производственная,
строительная, социальная программа пятилетних
планов). Кроме того, в связи с необходимостью
комплексного освоения территорий возникли
программы развития территориально-
Развитие программной деятельности в этом направлении означало формирование программно-целевого метода планирования как способа решения комплексных, межотраслевых задач, к числу которых относятся социальные проблемы: жилищная, проблема продовольствия, безработица, неграмотность, проблема преодоления социально-экономических различий между городом и деревней и др.
Программно-целевой метод рассматривался как форма практического воплощения в планах принципа ведущего звена, а программы - как инструмент обеспечения целевой направленности и комплексности планов.
По мере укрепления отраслевого подхода в управлении, а также ввиду того, что не удалось осуществить на практике идею трехступенчатой системы планирования, в рамках плана год от года все труднее становилось реализовывать принцип ориентации на стратегические цели развития, а также принцип комплексности. По существу постепенно складывалось планирование от достигнутого уровня, в котором программно-целевой метод не мог занять подобающего ему места, а программы не могли выполнять присущие им функции. Это делало систему управления инерционной и при усложнении управленческих задач требовало дополнительной централизации в принятии управленческих решений, что способствовало росту бюрократизма и падению эффективности управленческого труда.
Снижение
роли программно-целевого метода, планирование
от достигнутого уровня в условиях
существования
Затратный
механизм управления постоянно вступал
в противоречие с требованиями развития
общественного производства. Наиболее
ярко это проявлялось в научно-
Эти противоречия не могли не затронуть также социальную сферу. Отраслевой подход в планировании, остаточный принцип ресурсного обеспечения социального развития отрицательно сказались на его темпах. Начиная с 70-х гг. в нашей стране постепенно набирала силу тенденция снижения темпов роста уровня жизни населения, обострялись проблемы труда.
Динамизм научно-технического и социально-экономического развития, постоянное усложнение социальных связей в обществе ввиду углубления разделения общественного труда порождали потребность в расширении спектра методов и инструментов управления, вызывали необходимость уточнения границ применения планирования, его функций в регулировании социальных процессов. Попытки решения управленческих проблем путем расширения "емкости" плана (стремление планировать все и вся) не могли привести к успеху, поскольку вступали в противоречие с законом необходимого разнообразия Эшби. Ограниченный набор средств управленческого воздействия сокращает "пропускную способность", "мощность" системы управления, приводит к увеличению нагрузки на центр, разбуханию аппарата управления и, как следствие, к возрастанию общественных затрат на его содержание.
Эти
и другие проблемы возобновили с
новой силой интерес к
Анализируя научные публикации 1970-х гг. по теории и методологии управления и народнохозяйственного планирования, можно увидеть, что среди отечественных специалистов сложились четыре подхода к оценке места целевых комплексных программ (и соответственно их функций) в системе управления и планирования.*
В соответствии с первым программы рассматривались как инструмент научного обоснования плановых решений и в первую очередь тех, которые имеют долгосрочный, межотраслевой, межрегиональный характер (В. Ю. Будавей, В. М. Иванченко, В. Н. Кириченко). Исходя из этого считалось, что они должны разрабатываться на предплановой стадии и способствовать более полному воплощению в жизнь проблемно-целевой ориентации плановых решений. С учетом программ логика планирования, по замыслу авторов, укладывалась в схему типа: анализ - прогнозы - программы - народнохозяйственный план.
Согласно данной трактовке, программы, будучи предплановым документом, должны выполнять три группы функций: 1)усиление ориентации плановых решений на достижение конечного результата посредством построения иерархически развернутой системы целей, обоснования целевых нормативов; 2)комплексный охват всей системы мероприятий, ведущих к намеченной цели, их межведомственную координацию, установление взаимосогласованной последовательности действий по реализации намеченных задач; 3)придание приоритетности ведущим, наиболее значимым направлениям социально-экономического развития.
Наиболее
серьезной трудностью как в теоретическом,
так и в практическом плане, с
которой приходилось
Сторонники
второго подхода считали, что
программы, наряду с планом, могут
выступать самостоятельной
Информация о работе Использование комплексных целевых программ