Использование комплексных целевых программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозирования бурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методы планирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последним относится и метод программно-целевого планирования. Метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самых точных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровнях планирования и управления.

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

       Для расчета показателей эффективности  инвестиционных проектов используется данные бизнес-плана, составленного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.97 г. N1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ».

       Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых  с их помощью, - не что иное, как план. Целевые программы представляют собой плановые документы, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее важных проблем.  Сущность этого метода заключается в выборе целей социально-экономического развития объекта,  определении задач для каждого этапа и конкретных мероприятий по их достижению. *

       Целевая комплексная программа – это  документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

       По  содержанию целевые комплексные  программы можно разделить на несколько видов.

       1. Социально-экономические программы  -  предусматривают решение

проблем социального характера и повышение  материального уровня жизни населения.

       2. Научно-технические программы -  направлены на решение научных  и технических проблем, ускорение  внедрения в производство достижений науки и техники,  позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

       3. Производственно-экономические программы  - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства,  способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств.

       4. Территориальные программы  - направлены  на преобразование регионов, комплексное  освоение новых территорий и решение других задач в регионах.

       5. Экологические программы  –  представляют собой комплекс  мероприятий природоохранного характера. 

       6. Организационно-хозяйственные программы  - направлены на совершенствование  организации управления экономикой.

       Целевые комплексные программы различаются  также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными,  разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет. Целевые комплексные  программы,  хотя и разрабатываются государством, могут быть реализованы на различных уровнях. Эти уровни таковы:

       1) народнохозяйственные (общегосударственные),  направленные на решение проблем,  оказывающих влияние на всю  национальную экономику; 

       2) межотраслевые,  охватывающие группу однородных,  технологически связанных между собой отраслей;

       3) общеотраслевые, реализация которых  имеет принципиальное значение  для технического развития той  или иной отрасли народного  хозяйства; 

      1. подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей

                 Подведем итог. Программа — это комплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, система стратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Целевые программы представляют собой плановые документы, разрабатываемые на основе программно-целевого метода планирования для решения наиболее важных проблем. Стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое. Концепцией развития региона определяются масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных подсистем, проблемных территорий, а также дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством,  методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий,  обосновываются рост уровня и совершенствование образа жизни населения региона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЦЕЛЕВЫХ  ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ  НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

       Исследование  типов и функций  комплексных целевых  программ, применяемых  в управлении регионом.

       В Новгородской области разработчики программ руководствуются Областным  Законом  «О прогнозировании социально – экономического развития Новгородской области», принятым областной Думой 26 апреля 2000 года (в ред. от 03.10.2011 N 1058-ОЗ) .

    Прогнозирование социально-экономического развития Новгородской области - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Новгородской области, основанных на законах рыночного хозяйствования. Концепция представляет собой систему стратегических направлений, целей и задач социально-экономического развития Новгородской области на среднесрочную перспективу и предусматривает финансовые ресурсы для их реализации, включая средства областных и ведомственных целевых программ.

    Результаты  прогнозирования социально-экономического развития Новгородской области используются при принятии областной Думой и Администрацией области конкретных решений в области социально-экономической политики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, состояния материального производства, социальной сферы, межрегиональных связей Новгородской области, природных ресурсов, а также тенденций развития экономики и социальной сферы на прогнозируемый период. Прогнозы социально-экономического развития Новгородской области разрабатываются с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, а также перечня показателей и сроков разработки прогноза социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, установленных Министерством экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период. При этом учитываются особенности инвестиционного и налогового законодательства, сложившиеся уровни развития в основных отраслях экономики области, реальная ситуация в социальной сфере и другие факторы, оказывающие существенное влияние на развитие социально-экономических процессов в Новгородской области*

       Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации (региональные программы) в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации.  Утверждение указанных программ осуществляется в соответствии с п. 3. Нормативно-правовая база программно-целевых средств регионального развития 62 «г» п. 2 ст.5 Федерального закона  «Об общих принципах организации законодательных  (представительных)  и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.

       Областной закон от 15.05.2000  г. N128-03 (в ред. от 03.10.2011 N 1058-ОЗ) «О прогнозировании социально-экономического развития Новгородской области» определяет цели и содержание системы прогнозов социально-экономического развития Новгородской области,  а также общий порядок их разработки.  В статье 4 («Прогнозирование социально-экономического развития Новгородской области на краткосрочную перспективу») настоящего закона говорится: «Администрация Новгородской области одновременно с разработкой прогноза социально-экономического развития на краткосрочную перспективу с учетом бюджетных заявок формирует перечни областных целевых программ социально-экономического развития области, намеченных к финансированию за счет бюджетных средств на предстоящий год.

       Рассмотрим  несколько важнейших программ, действующих  на данный момент в новгородской области.

       В целях сохранения стабильной ситуации на рынке труда области и создания необходимых условий для реализации трудовых прав граждан, обеспечения социальной поддержки мер по содействию в трудоустройстве и защиты от безработицы в 2012 году реализуются областные целевые программы: «Содействие занятости населения на 2011-2013 годы» и «Дополнительные мероприятия на рынке труда Новгородской области в 2012 году».

       Ситуация  на рынке труда Новгородской области  по состоянию на 28 марта 2012 года характеризуется  как стабильная, сообщает областной  комитет труда и занятости  населения в информации, представленной Губернатору области. Напряженность  на рынке труда составляет 0,8 человека на вакансию. На 28 марта 2012 года уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению составляет 1,33%. Уровень регистрируемой безработицы к численности трудоспособного населения равен 1,2 %. По районам области он колеблется от 0,33 % в Окуловском до 2,61 % в Солецком районах. В целях оценки положения дел на рынке труда, дальнейшего прогнозирования развития ситуации, проводится еженедельный мониторинг численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости и мониторинг увольнения работников. 
Наибольшее число зарегистрированных в качестве безработных граждан были ранее заняты на предприятиях оптовой и розничной торговли (20,6%), обрабатывающего производства (17,9%), в государственном управлении и обеспечении военной безопасности (7,4%), предоставление прочих коммунальных и персональных услуг (7,4%). 

       Как и в других регионах Российской Федерации, в Новгородской области для граждан  остро стоит проблема доступности  приобретения жилья. Постановлением Администрации области утверждена долгосрочная областная целевая программа «Ипотечное жилищное кредитование в Новгородской области на 2012-2014 годы». Задачи программы - обеспечение доступности приобретения жилья в Новгородской области для граждан с различным уровнем доходов за счет получения ипотечных кредитов; оказание бюджетного содействия в целях повышения уровня доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для населения Новгородской области; 
создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и расширения деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования.

       Общий объем финансирования программы  составляет 2582 млн. рублей. В том  числе из областного бюджета-170,8 млн. рублей, собственные и заемные  средства граждан-2411,2 млн. рублей. Успешное выполнение мероприятий Программы в 2012-2014 годах позволит: оказать государственную помощь в приобретении жилья с использованием ипотечного жилищного кредитования 313 гражданам и их семьям, в том числе в 2012 году-107, в 2013 году-104, в 2014 году-102; 
Привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, представляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные.

       В 2010 году постановлением Администрации области утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие образования и науки в Новгородской области на 2011-2015 годы». Цели программы: обеспечение на территории области доступности качественного образования, соответствующего федеральным государственным образовательным стандартам, требованиям развития инновационной экономики и потребностям граждан; сохранение и приумножение научно-технического потенциала области, обеспечение его эффективного использования интересах инновационной экономики;повышение результативности системы образования;повышение удовлетворенности населения качеством образования. Программа реализуется в соответствии с разработанными мероприятиями. В их числе: модернизация дошкольного и общего образования; реализация общих подходов к осуществлению национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; внедрение электронных образовательных ресурсов, механизмов оценки и стимулирования деятельности учителей и преподавателей; адаптация системы профобразования к потребностям экономики области; содействие развитию науки и инновационной деятельности и другие.

       Финансирование  Программы осуществляется за счет средств  областного бюджета в объеме 3940,898 млн. рублей. В том числе: субсидии бюджетам городского округа и муниципальных  районов области-1553,67 млн. рублей; Субвенции  бюджетам городского округа и муниципальных районов области-815,2624 млн. рублей.

       Итак, прогнозирование социально-экономического развития Новгородской области - система  научно обоснованных представлений  о направлениях социально-экономического развития Новгородской области, основанных на законах рыночного хозяйствования. Концепция представляет собой систему стратегических направлений, целей и задач социально-экономического развития Новгородской области на среднесрочную перспективу и предусматривает финансовые ресурсы для их реализации, включая средства областных и ведомственных целевых программ. Результаты прогнозирования социально-экономического развития используются региональными властями при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики, разработке целевых программ экономического и социального развития, определении целей и задач таких программ, порядка их разработки и механизма реализации.  

Информация о работе Использование комплексных целевых программ