Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является детальный анализ инновационного потенциала предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.
Во введении обосновывается выбор темы, цель работы, ее актуальность, формируется круг вопросов, необходимых для решения поставленной проблемы.
В первом разделе теоретические основы инновационного менеджмента.
Во втором разделе произведена оценка инновационного потенциала предприятия.
Третий раздел носит рекомендательный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Основы инновационного менеджмента
1.1 Содержание и задачи инновационного менеджмента………………………...6
1.2 Организация инновационного менеджмента…………………………………10
1.3 Регулирование инновационной деятельности………………………………..11
2 Оценка инновационной деятельности предприятия
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….21
2.2 Анализ организационно-технического уровня предприятия………………..23
2.3 Оценка профессиональных качеств персонала……………………………....28
3 Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия
3.1 Выявление недостатков………………………………………………………..32
3.2 Мероприятия по улучшению инновационного потенциала предприятия….32
3.3 Расчет годового экономического эффекта от внедрения мероприятий…….35
Заключение…………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент Хабаровский завод строительный материалов.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

Делегирование – комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.

Мотивация – создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Рациональное соотношение делегирования полномочий и мотивации труда исполнителей – главное условие успешного менеджмента в инновациях.

К числу обеспечивающих относятся также технологические  функции, которые позволяют реализовать  основные и социально-психологические  функции и включают подготовку, получение, переработку и передачу информации для успешного продвижения инноваций.

Все перечисленные функции  инновационного менеджмента взаимосвязаны  между собой, дополняют друг друга, создают целостную функциональную систему инновационного менеджмента.

 

1.2 Организация  инновационного менеджмента

 

Системы управления принято  разделять командную и демократическую. Первая представляет собой весьма надежную систему управления для обеспечения четкого функционирования уже известных стабильных производственно-хозяйственных процессов. В таком качестве она обладает рядом присущих ей свойств вне зависимости от характера и статуса социально-экономической системы, в которой существует.

Свойства организации, основанной на командной системе  управления:

- организация основана на формальном разделении труда;

- организация использует  преимущественно собственные материально-техническую базу и штаты;

- общие цели разлагаются  на частные подзадачи, выполнение  которых не зависит от решения общих задач;

- задачи задаются жестко для выполнения конечной цели;

- организация строится  по иерархическому принципу, в  ней преобладают вертикальные  потоки информации;

- деятельность работников  регламентируется формализованными  правилами;

- контроль и наиболее  важная информация концентрируются ближе к вершине организационной иерархии. [15, с.14]

Однако по мере роста  заинтересованности предприятий  и  организаций в усилении инновационной  деятельности, необходим переход  к демократической системе управления или принятия отдельных элементов этой системы.

Свойства организации, основанной на демократической системе  управления:

- в организации отсутствует  жесткое распределение целей,  индивидуальных задач и сфер  ответственности, происходит их  постоянное перераспределение, корректировка;

- в организационных структурах иерархия нарушается, преобладают горизонтальные коммуникации и неформальные связи;

- управление конкретными  частными задачами может осуществляться на любом уровне и в любом звене организации;

- регламентация работ  низкая, делается ставка на инициативу исполнителей;

- главное в организации  – развитие личных качеств  работников, их творческого потенциала, что является залогом качественного выполнения работ.

Такая классификация  систем управления базируется либо на максимальной формальной организованности, либо на максимальной активизации человеческого фактора. Применительно к нуждам научно-технического развития подобное разделение также основано на различиях в свойствах инновационных и стабильных процессов. [15, с.15]

Поэтому сторонники демократической системы управления, полагаясь на ее самоорганизацию, считают, что она может обеспечить в конечном счете осуществление всех видов инновационной деятельности.

Опыт показал достаточную  эффективность командных структур не только для обеспечения стабильных, но и некоторой части инновационных процессов. На разных этапах инновационного процесса оказываются эффективными и различные типы систем управления: чем ближе инновационный процесс к  завершению, а соответственно, чем большие массивы экономических ресурсов приходится приводить в действие, тем более эффективной становится командная система управления и менее эффективной – демократическая, и наоборот.

Четко действующая на основе формальных систем планирования и контроля  командная система  управления и сегодня остается основной при реализации уже созданного научно-технического задела, доведенная до серийного производства новой продукции или внедрения новой промышленной технологии.

Однако общая тенденция  состоит в том, что современный  этап научно-технической революции характеризуется более активным применением элементов демократической системы управления на всех уровнях хозяйствования. Это связано во многом с повышением роли начальных этапов инновационных процессов: генерацией новых идей, предложением новых принципов организации производства, которые в наибольшей степени придают гибкость промышленным и транспортным компаниям.

В реальной жизни командная  и демократическая системы управления в чистом виде практически не встречаются. Они сосуществуют, взаимодополняют друг друга, накладываются одна на другую.

Согласно современному подходу для выяснения эффективности  определенной системы управления  и ее места в данной форме организации  необходим ситуационный анализ той хозяйственной системы, которая осуществляет нововведение, а также ее внешней среды, целей, производственно-технической основы, занятого персонала. Инновационная деятельность во многом отражает предъявляемые этими составляющими требования. Так, состояние внешней среды характеризуется сегодня значительными изменениями в структуре и динамике движения общественных потребностей, возникновением новых потребностей, обострением на этой основе конкуренции в предложении новых товаров и услуг.

Все большее значение приобретает научно-техническая  субсреда, в которой аннулируются нереализованные научные идеи, технические и технологические решения. В этих условиях корректируются пути достижения целей хозяйственных организаций, а реализация их интересов становится возможной  через интенсивную инновационную деятельность.

Последняя предопределяется производственно-технологической основой  конкретной хозяйственной организации  – используемыми ресурсами, выпускаемой  продукцией, применяемой технологией, сложившейся организационной структурой. [15, с.15-16]

Интенсивность инновационной деятельности определяется также характеристиками занятого персонала: профессионально-квалификационными, социально-культурными и ценностными ориентациями и мотивацией. Все эти составляющие и обусловливают применение конкретной формы организации инновационной деятельности в хозяйственной системе: тип системы управления, характер финансирования, состав и способы взаимодействия участников инновационных процессов.

Несмотря на огромное многообразие конкретных форм организации  инновационной деятельности в экономике России, представляется, что, по различию задач, решаемых в ходе научно-технического развития, можно выделить две их формы: административно-хозяйственную и инициативную.

Административно-хозяйственная  форма базируется на устойчивой производственно-технологической основе, стабильных целях и стратегиях, наиболее приспособлена к относительно неизменной внешней среде. Она наиболее пригодна для преимущественно эволюционного создания и планомерного использования накопленного научно-технического потенциала. В России эта форма реализуется преимущественно в крупных научно - технических центрах, таких как ОАО «РЖД». [15, с.16]

Инициативная форма  организации инновационных процессов  ориентирована на человеческий фактор, максимальное использование «человеческого потенциала», действующего в условиях неопределенной динамичной научно-технической среды. Она представляет собой инфраструктурную составляющую индивидуальной научно-технической деятельности, т.е. сеть финансовой, материально-технической, консультативной, информационной поддержки индивидуально выступающих и независимых групп изобретателей, ученых, инженеров, предпринимателей, мелких инновационных предприятий.

В организации, построенной  по административно-хозяйственному принципу, возможна как командная, так и демократическая системы управления. Если организация решает рутинные задачи, эффективна командная система управления; если новаторские, то эффективна демократическая система управления. Однако, если командная система применяется к организации, решающей новаторские задачи, инновационный процесс тормозится.

Любой инновационный  проект содержит определенную степень  риска. Проект может оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным, чем намечалось. Как показывают исследования, для разных отраслей, разных видов инноваций характерно то, что вероятность успеха на рынке ниже, чем вероятность собственно технического успеха инновации. Рыночный успех зависит не только от научно-технического достижения, но и от эффективности маркетинговой деятельности, конкурентных позиций фирмы на рынке.

Практика требует наличие  двух схем анализа внутренней среды  и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обосновании инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. Хотя такой анализ является трудоемким, он дает системную и полезную информацию.

Ограничение в сроках, дефицит специалистов, способных  проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике  состояния организации по ограниченному  и доступному кругу параметров.

Обязательные условия  качественного проведения  диагностического анализа:

  • должны использоваться знания системного анализа исследуемого объекта;
  • необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы;
  • информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной. [15, с.17]

Внутреннее состояние  системы описывается структурными параметрами, которые делятся на ресурсные и функциональные. Ресурсные  параметры характеризуют износ (физический и моральный), старение, остаточную мощность, запас ресурсов (трудовых, материально-технических, информационных, финансовых) и организационных средств (технологии, методов, организационной структуры). Функциональные параметры характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов и организационного потенциала, а также к управляющему воздействию.

Что касается персонала  предприятия, то здесь к ресурсным  параметрам можно отнести квалификацию, сотрудничество, навыки и опыт, средний возраст коллектива, а к функциональным параметрам: уровень профессионально-квалификационного разделения труда, специализации и совмещения. Кооперации; учет личных характеристик сотрудников и руководителей и др.

Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели.

При оценке инновационного микроклимата объектом анализа выступают  сферы внешней макросреды, а предметом – их влияние на инновационные цели и стратегии, т.е. определение инновационного макроклимата.

При оценке инновационного микроклимата объектом анализа являются микросреды, а предметом – их влияние на инновационный потенциал, т.е. определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого  на нее влияния (микросреда) представляется совокупностью стратегических зон. [15, с.17-18]

 

1.3 Регулирование  инновационной деятельности 

 

Государственное регулирование  экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. На этапе переходной экономики роль государства как основного участника и партнера по бизнесу в развитии инновационного сектора является стратегической.

 В настоящее время  государство в нашей стране  ответственно в основном только  за блок фундаментальных исследований, что может привести к наращиванию  научного потенциала, который будет  использоваться в странах с  высокой ценой на интеллектуальные  ресурсы. В результате очень скоро Россия может превратиться в поставщика «интеллектуального сырья» в экономически развитые страны [10, с.43].

Одной из наиболее актуальных проблем российской экономики сегодня  является повышение конкурентоспособности  отечественных товаров, работ и услуг. И в этом первоочередную роль играет активизация инновационной деятельности. В этих условиях государство должно принять меры, направленное на существенное оживление инновационной деятельности.

К основным функциям государственного регулирования инновационной сферы являются:

- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

- координация инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

Информация о работе Инновационный менеджмент