Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является детальный анализ инновационного потенциала предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.
Во введении обосновывается выбор темы, цель работы, ее актуальность, формируется круг вопросов, необходимых для решения поставленной проблемы.
В первом разделе теоретические основы инновационного менеджмента.
Во втором разделе произведена оценка инновационного потенциала предприятия.
Третий раздел носит рекомендательный характер.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Основы инновационного менеджмента
1.1 Содержание и задачи инновационного менеджмента………………………...6
1.2 Организация инновационного менеджмента…………………………………10
1.3 Регулирование инновационной деятельности………………………………..11
2 Оценка инновационной деятельности предприятия
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….21
2.2 Анализ организационно-технического уровня предприятия………………..23
2.3 Оценка профессиональных качеств персонала……………………………....28
3 Мероприятия по повышению инновационного потенциала предприятия
3.1 Выявление недостатков………………………………………………………..32
3.2 Мероприятия по улучшению инновационного потенциала предприятия….32
3.3 Расчет годового экономического эффекта от внедрения мероприятий…….35
Заключение…………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент Хабаровский завод строительный материалов.doc

— 328.00 Кб (Скачать)

АННОТАЦИЯ

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства. Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически уже стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран.

Предметом исследования курсовой работы является оценка инновационного потенциала предприятия.

Объект исследования – ЗАО «Хабаровский завод стороительных  материалов».

Целью курсовой работы является детальный анализ инновационного потенциала предприятия.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников.

Во введении обосновывается выбор темы, цель работы, ее актуальность, формируется круг вопросов, необходимых для решения поставленной проблемы.

В первом разделе теоретические основы инновационного менеджмента.

Во втором разделе произведена оценка инновационного потенциала предприятия.

Третий раздел носит  рекомендательный характер.

В заключении излагаются теоретические и практические выводы по данной проблеме.

Объем работы 41 страница, список источников состоит из 15 наименований, содержит 4 таблиц.

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….4

1 Основы инновационного менеджмента

1.1 Содержание и задачи  инновационного менеджмента………………………...6

1.2 Организация инновационного  менеджмента…………………………………10

1.3 Регулирование инновационной деятельности………………………………..11

2 Оценка инновационной деятельности  предприятия

2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….21

2.2 Анализ организационно-технического уровня предприятия………………..23

2.3 Оценка профессиональных  качеств персонала……………………………....28

3 Мероприятия по повышению инновационного  потенциала предприятия

3.1 Выявление недостатков………………………………………………………..32

3.2 Мероприятия по улучшению  инновационного потенциала предприятия….32

3.3 Расчет годового  экономического эффекта от внедрения  мероприятий…….35

Заключение…………………………………………………………………...40

Список используемых источников……………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап мирохозяйственного развития характеризуется ускоренными темпами научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией основных факторов производства. Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, выход с ними на мировые рынки и развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически уже стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран.

В настоящее время  на долю новых или усовершенствованных  технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения в развитых странах  Запада приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта.

Разработка и реализация инновационных проектов связаны с долговременным отвлечением значительных финансовых, материальных и других ресурсов, экономическая и функциональная отдача от которых наступает отнюдь не скоро. Поэтому принятию инвестиционных решений предшествует глубокий комплексный анализ. Его принципы и механизмы постоянно совершенствуются, что позволяет повысить уровень обоснований.

Любой инновационный  проект, являясь проектом инвестиционным, требует учета различного рода факторов, которые могут оказать влияние на финансово-экономические показатели. Поэтому при отборе инновационных проектов важно учитывать именно финансовые критерии, такие как стоимость проекта, формы и  методы его финансирования.

Процесс правильного и адекватного выбора форм и методов финансирования инновационной деятельности в организации в настоящее время в условиях нестабильной внешней среды и неустойчивого финансового рынка приобретает особую значимость, поскольку именно сейчас необходимо делать больше и с наименьшими затратами. Определение приоритетов необходимо, и они должны устанавливаться исходя из общих целей предприятия.

Предметом исследования курсовой работы является оценка инновационного потенциала предприятия.

Объект исследования – ЗАО «Хабаровский завод стороительных  материалов».

Целью курсовой работы является детальный анализ инновационного потенциала предприятия.

В соответствии с поставленной целью, задачи исследования сводятся к  следующему:

1. Расскрыть основы  инновационного менеджмента;

2. Проанализировать инновационную деятельность предприятия ЗАО «Хабаровский завод строительных материалов». Выявить достоинства и недостатки.

3. Предложить рекомендации  по повышению инновационного  потенциала предприятия.

Методологической основой  исследования послужили работы таких  авторов как: И.Г. Балабанов «Инновационный менеджмент», С.В. Валдайцев «Инновационный менеджмент», В.Т. Шишмаков «Основы инновационного менеджмента на предприятиях промышленности и транспорта» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основы инновационного менеджмента

 

1.1 Содержание  и задачи инновационного менеджмента

 

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Другими словами, инновация  – это результат реализации новых  идей и знаний с целью их практического  использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.[15, с.5]

Инновационный менеджмент – это самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности. Она направлена на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Понятие "менеджмент" достаточно быстро вошло в современный  экономический лексикон, став по сути синонимом понятия "управление". Оно широкое используется применительно  к разнообразным социально-экономическим  процессам на предприятиях, действующих в рыночных условиях.

Наряду с принципами, процессами и методами общего менеджмента, характерными для любой фирмы в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы управления различными функциональными сферами или видами хозяйственной деятельности фирмы. Они получили название функционального менеджмента. Так, управление процессом производства продукции составляет содержание производственного менеджмента, финансовыми процессами – финансового менеджмента, инвестициями – инвестиционного, кадрами – персонального менеджмента и т.п.

Таким образом, инновационный менеджмент – это одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента.

Инновационные процессы – это достаточно специфичный, сложный, масштабный и разнообразный по своему содержанию объект управления. Он требует использования специальных форм и методов воздействия для эффективного развития. В условиях реформирования страны, когда нововведения стали неотъемлемым элементом всех структур – начиная от государственных органов управления до малых предприятий, использование инновационного менеджмента становится важным фактором выживания и коммерческого успеха любой компании.

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цель устанавливает определенные ориентиры развития на заданный период. С одной стороны, цель выступает как результат прогнозов и оценки ситуации, а с другой – как ограничитель для планируемых инновационных мероприятий.

Цели инновационного менеджмента сводятся к тому, чтобы найти новое техническое решение в области создания изобретения, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, организации серийного производства, одновременной подготовки и организации сбыта такой продукции, внедрения нового товара на рынок, закрепления на новых рынках с помощью более высокого качества и конкурентоспособности товара.

Реализация поставленных целей предполагает учет различного рода факторов, среди которых можно  выделить следующие: ориентация инноваций на рынок, соответствие инноваций целям предприятия, восприимчивость предприятия к инновациям, наличие на предприятии источника творческих идей, экономически обоснованная система отбора и оценки инновационных проектов, эффективные методы управления инновационными проектами и контроль за их реализацией, индивидуальная и коллективная ответственность за результаты инновационной деятельности.

Исходные принципы инновационного менеджмента сводятся к следующим  основным положениям: инновации есть решающее условие выживания предприятия, и они должны соответствующим образом управляться; ресурсы, выделенные на НИР и ОКР, оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению поставленной цели. Чтобы выявить факторы, обеспечивающие успех, требуется постоянный анализ выполненных и внедренных инноваций; повышение эффективности инвестиций в НИР и ОКР.

Инновационный менеджмент предполагает выполнение следующих  задач (работ):

- разработка и осуществление единой инновационной политики;

- разработка проектов и программ инновационной деятельности;

- подготовка и рассмотрение проектов по созданию новых видов продуктов;

- контроль за ходом работ по созданию новой продукции и ее внедрению;

- финансовое и материальное обеспечение проектов инновационной деятельности;

- подготовка и обучение персонала к инновационной деятельности;

- формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов. [14, с.23]

Перечень задач, которые  можно решить в процессе управления инновациями, довольно широк и может  различаться по отношению к продуктовым инновациям и технологическими нововведениями. Так, применительно к продуктовым инновациям основными задачами, требующими своего решения, будут: исследование рынков сбыта и возможных способов реализации новых продуктов, исследование рынков ресурсов; прогноз особенностей и длительности каждой стадии жизненного цикла нового товара; анализ патентной чистоты нового продукта и способов ее обеспечения, определение методов защиты нового продукта; определение субподрядчиков по проекту создания нового продукта; поиск вариантов кооперации с возможными конкурентами при реализации технически сложных изделий и высокорисковых нововведений; анализ затрат, цены с учетом объемов производства и сбыта нового продукта для получения целевой прибыли; оценка эффективности инновационного проекта и его привлекательности для инвесторов, способы привлечения инвестиций; выявление возможных технических и коммерческих рисков, их минимизация, способы страхования; определение эффективной маркетинговой стратегии, выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта; оценка идей по созданию новых продуктов, управление персоналом, занятым в разработке и производстве нового продукта, создание благоприятного климата и корпоративной культуры.

Состояние инновационной  системы, когда обеспечивается эффективное  и согласованное функционирование всех внутренних и внешних ее элементов, называется гармонией. Поэтому основная целевая задача инновационного менеджмента  – достижение гармонии в развитии инновационного предприятия.

Выделяют две группы функций инновационного менеджмента: 1) основные; 2) обеспечивающие.

Основные функции – это планирование (стратегическое, текущее, оперативное); организация; мотивирование; контроль. Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью. [15, с.10-11]

К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций: социально-психологические и технологические или процессуальные функции. Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе. Различают две их разновидности: делегирование и мотивация.

Информация о работе Инновационный менеджмент