Информация на предприятии и её роль в принятии управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных особенностей информации на предприятии, а также разработка, принятие и реализация управленческих решений. В моей работе будет рассмотрено, в какой мере информация влияет на процесс принятия управленческих решений.

Содержание

Введение
1. Информация в управлении предприятием.
1.1. Сущность и содержание информации .
1.2. Источники информации. Этапы обмена информацией.
1.3. Место и роль информации в управлении.
2.Разработка, принятие и реализация управленческих решений.
2.1. Понятие управленческих решений и их классификация.
2.2. Роль информации в разработке управленческих решений.
2.3. Процесс принятия управленческих решений.
2.4.Реализация управленческого решения.
3.Связь информационных технологий и принятие управленческих решений.
3.1. Роль информационных технологий в деятельности менеджера.
3.2. Значение IT в процессе управления.

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 158.03 Кб (Скачать)

Министерство науки и  образования Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

Саратовский государственный  социально-экономический университет

Кафедра менеджмента

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы  Менеджмента»

на тему:

«Информация на предприятии и её роль в принятии управленческих решений»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка: III курса, II группы, ФЭМ

Гущина Татьяна Сергеевна

Руководитель: канд.экон.наук,

доцент А.В.Фролова

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2012 г.

Содержание

 

Введение

1. Информация в управлении предприятием.

1.1. Сущность и содержание информации .

1.2. Источники информации. Этапы обмена информацией.

1.3. Место и роль информации в управлении.

2.Разработка, принятие и реализация управленческих решений.

2.1. Понятие управленческих решений и их классификация.

2.2. Роль информации в разработке управленческих решений.

2.3. Процесс принятия управленческих  решений.

2.4.Реализация управленческого  решения.

3.Связь информационных  технологий и принятие управленческих  решений.

3.1. Роль информационных технологий в деятельности менеджера.

3.2. Значение IT в процессе управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Тема моей курсовой работы: "Информация на предприятии и  её роль в принятии управленческих решений",является  значимой и не отделимой от процесса управления. Хочу  отметить ,что разработка, принятие и реализация  управленческих  решений  является  важным  процессом менеджмента. Данная тема актуальна, так как именно информация на предприятии откладывает отпечаток на принимаемые  решения,  руководителями  любой организации, они определяют  не  только эффективность ее  деятельности,  но  и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.

Принятие  эффективных  решений - одно  из  наиболее  важных условий эффективного существования  и развития организации. Также,  непосредственное значения для эффективности решения  имеют и компетентность и управленческий опыт лица, его принимающего.

В современных условиях российской экономики разработка эффективных  решений является основополагающей предпосылкой обеспечения конкурентоспособности  продукции и самой организации  на рынке, формирования рациональных организационных  структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования  социально-политических отношений  на предприятии, создания положительного имиджа.

Целью данной работы является изучение основных особенностей информации на предприятии, а также разработка, принятие и реализация управленческих решений. В моей работе будет рассмотрено, в какой мере информация влияет на процесс принятия управленческих решений.

В ходе написания данной курсовой работы мной задействованы  следующие источники: монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи интернет источников.

В курсовой работе содержится: Введение,3 главы, заключение, в конце  работы мной оформлен список использованных источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информация в управлении предприятием.

 

1.1 Сущность и  содержание информации в управлении.

 

Управление предприятием не может эффективно проводиться  без достаточной оперативной, надежной, своевременной и достоверной  информации. Информация является основой  управленческого процесса, и от того, насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием. Информационная деятельность менеджера  требует от него четкой организации  процесса сбора, анализа и обработки информации, причем он должен уметь определять важность или второстепенность поступающей информации. Опытный менеджер также должен уметь упорядочивать коммуникации и обмен информацией в рамках предприятия и фирмы.

В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные  личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит  межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому  в устной или какой-либо другой форме (письменно, жесты, поза, тон голоса, время передачи, недосказанность  и т.п. ) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Понятие “информация” произошло  от латинского слова “informatio”, что означает изложение, разъяснение какого-либо факта, события, явления. В широком смысле информация определяется как сведения о той или иной стороне материального мира или происходящих в нем процессах. При изучении информации учитываются закономерности ее создания, преобразования и использования в различных сферах человеческой деятельности.

Информация - это структурированные  данные, собранные для решения  определенной задачи согласно выставленной цели, и потому имеющие значимость.

В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение, которое состоит в сборе и  переработке информации, необходимой  для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении  и деятельности фирмы на высший уровень  управления и взаимный обмен информацией  между всеми взаимосвязанными подразделениями  фирмы осуществляется на базе современной  электронно-вычислительной техники  и других технических средств связи.

В деятельности крупных фирм, в  особенности имеющих множество  филиалов  в далеко удаленных местах, передача информации является непременным и первостепенным фактором нормального функционирования фирмы. При этом особое значение приобретает обеспечение оперативности и достоверности сведений. Для многих фирм внутрифирменная система информации  решает задачи организации технологического процесса и носит производственный характер. Здесь информация играет важную роль в предоставлении сведений для принятия управленческих решений и является одним из факторов, обеспечивающих снижение издержек производства и повышение его эффективности. Особую роль играет прогнозирование рыночных процессов. Важное значение имеет информация о возникновении  в ходе производства отклонений от плановых показателей, требуемых принятыми оперативными решениями.

Информация служит основой для  подготовки соответствующих докладов, отчетов, предложений для выработки  и принятия управленческих решений.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями управленческих звеньев и вырабатываемых управленческих решений. К информации предъявляются  определенные требования:

1. Достоверность. Получаемая информация  о ситуации принятия решений  должна быть достоверной и  достаточно полной. Недостоверная  либо недостаточно полная информация  может приводить к принятию  ошибочных и неэффективных решений.  Однако не меньшие трудности  возникают и при наличии избыточной  информации, поскольку возникает  проблема отбора информации, действительно  представляющей интерес и важной  для своевременного принятия  эффективного управленческого решения.

2. Адекватность. Информация адекватна,  если с помощью полученной  информации об объекте, процессе  или явлении создается их образ  определенного уровня соответствия. Для адекватного представления  ситуации, как правило, используются  не только количественные данные, но и данные качественного  характера. Это обеспечивается  с помощью широко используемых  в процессах принятие решений  экспертных технологий.

3. Объем. Информация полна,  если ее достаточно для понимания  и принятия решения.

4. Лаконичность. Информация  выражена четко и кратко, если  она не содержит в себе ненужных  сведений.

5. Доступность для понимания.  Информация ясна и понятна,  если она выражена языком, на  котором говорят те, кому она  предназначена.

6. Своевременность. Информация  своевременна, если она не потеряла  актуальность и несет в себе  сведения, необходимые в данный  момент для понимания и принятий  решений .

Целесообразным при получении  и обработке информации о ситуации принятие решений является подготовка аналитического материала, отражающего  основные особенности и тенденции  развития ситуации. Естественно, что  такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими  достаточными знаниями и опытом в  области, к которой принадлежит  ситуация принятия решений.

На самом общем уровне информация служит принятию решений  посредством описания состояния  дел и объяснения происходящего. Как результат, на основе информации происходит прогнозирование событий, оценка предложенного направления  деятельности и рекомендация плана  действий.

Описательная информация - это, как правило, статистические данные наблюдений за процессом производства, процессом потребления и покупок  и т.д. Достаточно часто они получаются из различных статистических форм отчетности в процессе проведения контроля деятельности.

Пояснительная информация - это форма причинно-следственных связей различных факторов и объяснение взаимовлияний.

Информация мoжeт быть классифицирована по ряду позиций, в частности:

• по форме передачи —  вербальная (словесная) информация и невербальная. Невербальная информация: мимика, движения, физические качества лица, передающего и получающего информацию, играет огромную роль при принятии управленческих решений. При устной передаче информации 37% восприятия зависит от тональности голоса и 55% — от выражения лица, т.е. факторов, которые не могут быть зафиксированы на сколько-нибудь длительное время, но могут противоречить содержанию речевого послания. При этом во многих случаях получатель информации воспринимает невербальную информацию значительно внимательнее, чем вербальную. Основное внимание, тем не менее, уделяется вербальной информации;

• по изменчивости во времени  — условно-постоянная и условно- переменная (недолговечная);

• по способу передачи —  спутниковая, электронная, телефонная, письменная и др.;

• по режиму передачи — в  не регламентируемые сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

• по назначению — экономическая, техническая, социальная,

организационная и др.;

• по отношению объекта  управления к субъекту — между  фирмой и внешней средой, между  подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между  руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Внешняя информация — это, информация:

 во-первых, являющаяся результатом деятельности других организаций и зафиксированная в монографиях, статьях в журналах и сборниках, в докладах на семинарах и совещаниях;

во-вторых, сведения, которые  получены в ходе деловых встреч и  переговоров, проводимых сотрудниками функциональных подразделений, о состоянии  дел у партнеров и конкурентов. Такого рода информация может быть получена и от третьих лиц: покупателей, сотрудников государственных и  частных кредитных, страховых, инвестиционных организаций;

в-третьих, официальные публикации законодательных актов, инструкций, отчетов крупнейших банков и акционерных  обществ о состоянии баланса, размерах прибыли и т.п.;

в-четвертых, сведения из Интернета.  

Специфическим источником информации является коммерческий шпионаж, т.е. скрытый сбор сведений об инновационном, маркетинговом, финансовом потенциале конкурента, объекта инвестирования или кредитования, которые не могут быть получены из других источников. Коммерческий шпионаж использует как официальные документы, не предназначенные к открытой публикации, так и конфиденциальные беседы, слухи и другую неформально полученную информацию.

Внутренняя информация — это информация о результатах (положительных или отрицательных) предыдущих решений, являющаяся следствием обратной связи — отчетов нижестоящих работников и организаций, поступающих в процессе контроля: бухгалтерская и статистическая отчетность, внутренний аудит.

Ее можно классифицировать с точки зрения:

1) содержания (экономическая, правовая, техническая и пр.);

2) назначения (отчетная, например, статистическая, т.е. собираемая  в определенные сроки в стандартной  форме и частично предоставляемой  государственным органам, служит  для анализа; оперативная —  для корректировки деятельности  организации);

3) возможности закрепления  и хранения (фиксируемая на носителях  информация может храниться практически  бесконечно, не подвергаясь при  этом искажению, свидетельством  чего являются наскальные надписи  и рисунки; не фиксируемая хранится некоторое время в памяти людей, а затем постепенно стирается и исчезает);

Информация о работе Информация на предприятии и её роль в принятии управленческих решений