Информационно-психологическое влияние руководителя на персонал

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы - выявление возможности информационно-психологического влияния руководителя на персонал, а так же возможности эффективного регулирования поведения подчинённых.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты информационно-психологического воздействия на личность;
2. Проанализировать влияние информации на человека;
3. Рассмотреть методы влияния руководителя на персонал
4. Выявить личностные особенности эффективного руководителя
5. Вывить существующие пути, позволяющие наиболее максимально воздействовать на поведение персонала и на его регулирование руководителем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информационно-психологическое воздействие на личность 6
1.1. Каналы информационно-психологического воздействия на
личность
6
1.2. Психологическое восприятие человеком информации
11
2. Процесс информационно-психологического воздействия
руководителя в организации
14
2.1. Методы воздействия на персонал в организации
14
2.1.1. Метод убеждения
14
2.1.2. Метод упражнения и приучения..
16
2.1.3. Метод обучения.
17
2.1.4. Метод стимулирования
18
2.1.5. Метод контроля
20
2.2. Воздействие руководителя на поведение персонала в организации 21
3. Пути оптимизации регулирования поведения персонала и информационно-психологического влияния руководителя в организации 25
3.1. Личностные особенности эффективного руководителя 25
3.2. Пути совершенствования воздействия на поведение персонала в организации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

     По  характеру включения работника  в изменившуюся трудовую среду адаптация может быть:

     - добровольной;

     - вынужденной (в основном по инициативе администрации).

     Процесс мотивации – это процесс формирования, функционирования внутренних побудительных сил, определяющих трудовое поведение. Глубинным источником мотивации трудового поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность работника, коллектива в чем-то. Существует традиция деления потребностей на первичные (естественные и материальные) и вторичные (социальные и моральные).

     Для того чтобы эффективно работать, человеку требуется определенный стимул. Хороший  руководитель обязан знать, каким образом  можно стимулировать того или иного подчиненного.

     К методам стимулирующего поведения относятся:

  1. мотивация – 1) стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. 2) долговременное воздействие на работника в целях изменения его ценностных ориентаций и интересов, развитие трудового потенциала.
  2. коммуникативная компетентность. Чтобы создать работнику необходимую среду, в которой он сможет наиболее эффективно использовать свой потенциал, менеджер должен максимально информировать своего подчиненного о его перспективах развития и требованиях, предъявляемых к нему.
  3. удовлетворенность работника трудом. Очень важна в персональном развитии. Возникает лишь тогда, когда человек посредством своей работы полностью удовлетворяет свои потребности. В учебнике В.Н. Глумакова «Организационное поведение» удовлетворенность трудом описывается следующей формулой: удовлетворенность трудом = характер и содержание работы + оплата + возможности карьеры + руководство +отношения с товарищами по работе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Пути оптимизации регулирования поведения персонала и информационно-психологического влияния руководителя в организации 

3.1. Личностные особенности руководителя и их влияние на коллектив 

     Понятие «психология руководителя» не тождественно понятию «психология личности». Последнее понятие включает весь мир человека, тогда как понятие «психология руководителя» относится лишь к некоторым специфическим образующим психологии, «обслуживающим» социальную активность в рамках системы управления.

     Личность  руководителя можно представить  в виде трех групп характеристик, которые составляют биографические характеристики, способности и черты личности.

     К биографическим характеристикам относятся:

     1. Возраст руководителя. Проблема возрастного предела для управленческих работников высокого ранга, а также вопросы возрастного оптимума для иных видов профессиональной деятельности существуют достаточно давно. Включение фактора возраста в круг личностных переменных носит скорее относительный нежели абсолютный характер. Однако проведенные исследования (Х.Э.Лахт, Кричевский Р., Кмить Н. и др.) свидетельствуют, что возраст руководителя может оказывать неблагоприятное влияние на удовлетворенность коллектива общей атмосферой и различными аспектами жизни, если он значительно превышает средний возраст членов коллектива.

     2. Пол руководителя. В жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной роли. Но исследователи отмечают, что в отдельных видах деятельности, требующих от участвующих значительной речевой активности, женщины в присутствии мужчин, ведут себя робко. Поэтому женщины реже становятся лидерами а мужчины чаще добиваются этой роли.

     Это объясняется тем, что мужчины  обладают большей компетентностью  в решении групповых задач, а  так же их стремлением обладать преимуществом  в группе. Большое значение имеет  наличие определенного стандарта поведения, принятого в обществе. От исполнителя мужской роли ожидают и соответствующего поведения, а женщинам, для того чтобы к ним относились, как к достойным руководителям, приходится доказывать свои способности и присущие им деловые качества.

     Имеется еще одно существенное различие между  мужчиной и женщиной руководителями, а именно больший интерес женщин к отношениям между людьми. Замечено, что женщины превосходят мужчин в демократичности руководства, а следовательно и в степени  ориентации на человеческие отношения.

  1. Социально-экономический статус и образование. Данные характеристики очень важны для руководителя. Эффективный руководитель должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью организации, иностранными языками. В настоящее время руководители стремятся овладевать не только специальными знаниями, но и экономическими, юридическими. В нашей стране повысилась необходимость у руководителей в знании иностранных языков. Этому способствовало сотрудничество многих предприятий с аналогичными иностранными организациями.

      Следующей составляющей личности являются способности. Все способности можно разделить  на общие (к ним относится интеллект) и специфические (знания, умения и  т.д.). Наибольшее влияние на эффективность руководства оказывают общие способности, то есть интеллект.

     Еще в 60-е годы американский индустриальный психолог Е. Гизели, обследуя группы менеджеров, пришел к выводу, что отношение  между интеллектом и эффективностью руководства носит криволинейный характер. Это значит, что наиболее эффективными оказываются менеджеры не с очень высокими или низкими показателями интеллекта, а имеющие средний уровень. Но эти данные не являются каким-то стандартом для интеллектуального потенциала. Какой-то конкретный эффективный руководитель может иметь достаточно низкие результаты по проведенному тесту интеллекта.

     Более поздние исследования, проведенные  Ф. Фидлером и А. Лейстером, показали, что на взаимосвязь между интеллектом  и эффективностью работы оказывают воздействия и другие факторы. К ним относится мотивация и опыт руководителя, а также его отношения с вышестоящим руководством и подчиненными.

     Эти факторы, как следствие, имеют снижение влияния интеллекта руководителя на эффективность его деятельности.

     К специфическим способностям личности можно отнести специальные умения, знания, компетентность, информированность, которые очень важны для успешного  выполнения управленческой деятельности.

     Следующая характеристика руководителя – черты личности.

     К числу наиболее часто упоминаемых  в различных исследованиях черт личности относятся: доминантность, уверенность  в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению целей, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность. (кричевский)

     Рассмотрим  каждую из этих характеристик в отдельности.

     Доминантность или способность влиять на людей. Руководителю необходимо обязательно обладать данной характеристикой, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. Влияние на людей должно быть основано не только на должностных полномочиях, но и психолого-педагогических особенностях общения руководителя с подчиненными. Влияние должно иметь основой справедливый подход руководителя к подчиненному.

     Уверенность в себе. Влияние этой характеристики непосредственно отражается на подчиненных, которые в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне. Таким образом, определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Неуверенный в себе руководитель не может вызывать доверие и уважение к себе как со стороны подчиненных, так и со стороны руководителей равного или более высокого ранга.

     Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Эмоциональная уравновешенность должна проявляться в контроле со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. Отношения между менеджером и подчиненными должны быть ровными, деловыми и не зависеть от личной симпатии и собственного настроения. Эмоциональная уравновешенность сказывается на эмоциональном состоянии подчиненных. Негативный всплеск эмоций у руководителя может понизить чувство уверенности у подчиненных, следствием этого будет снижение их деловой активности. Работники будут вынуждены бороться с собственными чувствами, а не с рабочими проблемами. Эмоциональная неуравновешенность может подрывать имидж руководителя в глазах деловых партнеров. Но постоянное подавление негативных эмоциональных реакций, сдерживание их способны обернуться неприятными для личности последствиями - неврозами и развивающимися на их основе психосоматическими заболеваниями. Поэтому руководитель должен обратить особое внимание на средства эмоциональной разрядки. Снятие напряжения может происходить во время занятий физическими упражнениями, общение с друзьями и близкими людьми, увлечение всевозможными хобби.

     Креативность или способность к творческому решению задач. Залогом эффективного руководства является то, способен ли руководитель видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.

     Стремление  к достижению цели и предприимчивость - важнейшие черты современного руководителя. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. Руководитель не должен останавливаться на половине дела, должен быть способен рисковать и просчитывать свой риск. Хороший руководитель занимается бизнесом не столько ради денег, (они являются для него показателем успеха, а не средством обогащения), а, сколько из-за постоянной необходимости концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем. Бизнес для хорошего руководителя является необходимым стимулом и жизненно важной дозой адреналина.

     Ответственность и надежность в исполнении заданий. Дефицит этих человеческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной жизни. Руководитель должен предпочитать ситуации, в которых необходимо нести персональную ответственность за принятое решение. Руководитель должен быть ответственным и надежным человеком, так как он является примером и олицетворением идеальной личности у своих подчиненных.

     Независимость. Данная характеристика, несомненно, является важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни организации. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель, тем больше проявляется его независимость. Но это не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег или подчиненных. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо, а также поддерживал это свойство в подчиненных.

     Общительность. По результатам научных исследований более трех четвертей своего рабочего времени руководитель затрачивает на общение. Поэтому коммуникационные способности у руководителя должны быть достаточно высокими. Многие деловые связи, руководство подчиненными начинается с общения.

     Успешный  и эффективный руководитель обладает всеми вышеперечисленными чертами  в максимальной степени. При недостатке каких-либо способностей целеустремлённый руководитель всегда будет, как можно интенсивнее, их в себе развивать. Для успешной карьеры и возможности влияния на коллектив в организации, руководитель обязан в течение всей своей трудовой деятельности совершенствоваться, развиваться и передавать свой опыт подчинённым. 
 

     3.2. Пути совершенствования управления поведением персонала в

     организации 

     В предыдущем пункте мы рассмотрели, какими качествами должен обладать эффективный  руководитель. В данном пункте мы выявим, какие действия должен предпринимать руководитель, какими способами он должен влиять на персонал и как эффективно стимулировать деятельность подчинённых.

     В первую очередь раскроем структурные  рекомендации, которые связаны со стимулированием персонала.

     Названия  должностей должны давать повод для  гордости работникам, их занимающим. При этом необходимо помнить, что в России сложные иностранные наименования могут произвести неблагоприятное впечатление на поставщиков, клиентов и сотрудников.

Информация о работе Информационно-психологическое влияние руководителя на персонал