Информационно-психологическое влияние руководителя на персонал

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы - выявление возможности информационно-психологического влияния руководителя на персонал, а так же возможности эффективного регулирования поведения подчинённых.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты информационно-психологического воздействия на личность;
2. Проанализировать влияние информации на человека;
3. Рассмотреть методы влияния руководителя на персонал
4. Выявить личностные особенности эффективного руководителя
5. Вывить существующие пути, позволяющие наиболее максимально воздействовать на поведение персонала и на его регулирование руководителем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информационно-психологическое воздействие на личность 6
1.1. Каналы информационно-психологического воздействия на
личность
6
1.2. Психологическое восприятие человеком информации
11
2. Процесс информационно-психологического воздействия
руководителя в организации
14
2.1. Методы воздействия на персонал в организации
14
2.1.1. Метод убеждения
14
2.1.2. Метод упражнения и приучения..
16
2.1.3. Метод обучения.
17
2.1.4. Метод стимулирования
18
2.1.5. Метод контроля
20
2.2. Воздействие руководителя на поведение персонала в организации 21
3. Пути оптимизации регулирования поведения персонала и информационно-психологического влияния руководителя в организации 25
3.1. Личностные особенности эффективного руководителя 25
3.2. Пути совершенствования воздействия на поведение персонала в организации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информационно-психологическое  воздействие на личность 6
    1.1. Каналы информационно-психологического  воздействия на            

    личность

6
    1.2. Психологическое  восприятие человеком информации
11
2. Процесс  информационно-психологического воздействия

руководителя  в организации

14
    2.1. Методы воздействия  на персонал в организации
14
    2.1.1. Метод убеждения
14
    2.1.2. Метод упражнения  и приучения..
16
    2.1.3. Метод обучения.
17
    2.1.4. Метод стимулирования
18
    2.1.5. Метод контроля
20
2.2. Воздействие  руководителя на поведение персонала  в организации 21
3. Пути  оптимизации регулирования поведения персонала и информационно-психологического влияния руководителя в организации 25
3.1. Личностные особенности эффективного руководителя 25
3.2. Пути  совершенствования воздействия  на поведение персонала в организации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Нет сегодня более трудной профессии, чем профессия руководителя. Быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии.

    Именно та сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом. Руководитель должен умело воздействовать на подчинённого и на весь персонал таким образом, чтобы в данной организации было взаимопонимание и добросовестное поведение, чтобы отношения в организации были доброжелательные и настраивали на эффективную единичную либо групповую работу. Таким образом, руководитель имеет прямое воздействие на производительность труда в организации.

     Отличительной чертой науки управления является ее последовательная психологизация. Известно, что первые рекомендации по научному управлению («школа научного управления» Ф.У. Тейлора) носили жестко нормативный характер. При таком подходе работник нередко рассматривался как обособленная единица, элемент производственного процесса. Его социальная природа не принималась во внимание.

     В 30-60-е годы ХХ века сложился новый  этап эволюции менеджмента, получивший название «Школы человеческих отношений». Представители этого направления сумели показать важную роль неформальных отношений в деятельности организации. Организации стали рассматриваться как «социальные системы», а человек в них – как одно из центральных звеньев.

     Начало  ХХІ века, отмеченное огромными социальными  изменениями, информационной революцией, ухудшением условий окружающей среды  и усложнением межличностных  отношений, предъявляет повышенные требования к психике человека, ее эластичности и активности. В гуманистическом постиндустриальном обществе на первый план выступает проблема человека. Речь идет об изменении места человека в процессе развития. Таким образом, современная наука управления и организации производства разворачивается в сторону социализации и психологизации.

     В настоящее время поиск путей  активизации человеческого фактора  внутри организации и учет социально-психологических  особенностей персонала является одним  из решающих условий повышения деятельности любой фирмы. Поэтому, знание психологических аспектов проблематики руководства, критериев и факторов, влияющих на эффективность деятельности коллектива – становится обязательным компонентом профессиональной деятельности руководителей любого звена.

     Тема, выбранная для курсовой работы, является актуальной, так как в ней затрагиваются аспекты информационно-психологического воздействия руководителя на персонал, а так же регулирование персоналом и его поведением.

     Предмет исследования – регулирование и возможности информационно-психологического воздействия руководителя на персонал.

     Объект  исследования – влияние руководителя на подчинённых в организации.

     Основная  цель работы - выявление возможности информационно-психологического влияния руководителя на персонал, а так же возможности эффективного регулирования поведения подчинённых. 
 
 

       Для достижения поставленной  цели были поставлены следующие  задачи:

     1. На основе изучения литературы  рассмотреть теоретико-методологические  аспекты информационно-психологического воздействия на личность;

     2. Проанализировать влияние информации на человека;

     3. Рассмотреть методы влияния руководителя на персонал

     4. Выявить личностные особенности эффективного руководителя

     5. Вывить существующие пути, позволяющие  наиболее максимально воздействовать на поведение персонала и на его регулирование руководителем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Информационно-психологическое воздействие  на личность 

     1.1. Каналы информационно-психологического  воздействия на личность 

     Развитие  человека происходит с самого рождения. На формирование личности влияет множество факторов, как биологических, так и социальных. Один из главных факторов в формировании личности – это информация, которая воздействует несколькими путями. Первый фактор – это коллектив. Под коллективом подразумевается общество, окружающее личность и каким-либо образом воздействующее на неё – это в первую очередь семья, близкие люди, друзья, родственники, одноклассники/одногруппники/коллеги, учителя/преподаватели/начальники и т.д.  Другой фактор, оказывающий огромное влияние на психику личности, – это СМИ, т.е. реклама, интернет, печатные издания, телевидение, радио и т.д.

     В первую очередь рассмотрим воздействие  коллектива на личность, оно может  быть как положительным, так и  отрицательным.

     Давно замечено, что коллектив оказывает существенное влияние на психологию и поведение личности. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия группы, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

     Можно с некоторыми оговорками принять  тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных остаточных групповых влияний, что почти все (за исключением генетически и физиологически обусловленных особенностей) в его психологии и поведении складывается и закрепляется под влиянием участия в деятельности различных социальных больших и малых групп. Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах.

     Рассмотрим  в обобщенном виде основные факты, свидетельствующие  о положительном и отрицательном  влиянии группы  на индивида.

     Положительное влияние группы на формирование и  развитие личности состоит в следующем:

     В группе индивид встречается с людьми, которые становятся для него основным источником духовной культуры.

  1. Отношения между людьми, складывающиеся в группе несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в эту тему групповых взаимоотношений.
  2. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.
  3. От участников группы индивид получает информацию,  позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя сохранять и укреплять все положительное в своей личности избавляться от отрицательных черт и недостатков.
  4. Группа снабжает индивида системой положительными эмоциями, необходимыми для его развития.

     Лишь  постоянное общение индивида с более  развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным

     ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. 1

     Так же существует и отрицательные факторы влияния коллектива на личность:

  1. Потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов – «обезличивание»; причины обезличивания:

- анонимность;

- высокий уровень эмоциональной возбуждённости;

- сосредоточенность, внимание не на собственном поведении, а на том, что   

  происходит вокруг;

- высокая сплочённость группы ведёт к конформизму;

- сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида;

         2. Группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодарённых личностей. Коллективное творчество иногда более низкого качества, чем результат творчества одарённой личности.

  1. Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. Во многом эмоциональное состояние личности определяется психологическим климатом группы. Если преобладает нездоровая атмосфера, то на лицо частые конфликты – как между отдельными членами группы, так и между отдельными группировками внутри группы.

     Отрицательные взаимоотношения в группе способствуют формированию у личности повышенной тревожности, провоцирует межличностные  конфликты.

     Для того что бы избежать отрицательного воздействия коллектива на психику  личности, необходимо дать конкретную оценку группе, в которой обитает личность. Понять положительные и отрицательные стороны коллектива. После оценки всех сторон группы, следует сопоставить ценности, устои, правила поведения, нормы, присущие личности и те, что характерны для данного коллектива. Если у человека в этом обществе появляются тенденции к понижению самооценки, интеллектуальной деградации и к другим отрицательным проявлениям – то данный коллектив ему не подходит, и самым разумным будет – это разрыв связей с этим обществом. Если же человек открывает в себе новые таланты, у него повышается самооценка, появляется стремление к реализации новых творческих идей – это общество благотворно влияет на психическое развитие личности.

          Второй фактор, влияющий на психику человека с помощью информации – это СМИ. Интенсивное развитие средств массовой информации – закономерный процесс развития современного общества. СМИ являются динамично развивающейся системой, которая может как положительно, так и отрицательно воздействовать на личность.

          СМИ – совокупность специальных средств информации, использование которых основано на применении массового информационно–психологического и информационно–управляющего воздействия на сознание, подсознание человека и направленно на программирование его психологического состояния и социальных установок групп людей.

Информация о работе Информационно-психологическое влияние руководителя на персонал