Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:42, курсовая работа
Основная цель работы - выявление возможности информационно-психологического влияния руководителя на персонал, а так же возможности эффективного регулирования поведения подчинённых.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты информационно-психологического воздействия на личность;
2. Проанализировать влияние информации на человека;
3. Рассмотреть методы влияния руководителя на персонал
4. Выявить личностные особенности эффективного руководителя
5. Вывить существующие пути, позволяющие наиболее максимально воздействовать на поведение персонала и на его регулирование руководителем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информационно-психологическое воздействие на личность 6
1.1. Каналы информационно-психологического воздействия на
личность
6
1.2. Психологическое восприятие человеком информации
11
2. Процесс информационно-психологического воздействия
руководителя в организации
14
2.1. Методы воздействия на персонал в организации
14
2.1.1. Метод убеждения
14
2.1.2. Метод упражнения и приучения..
16
2.1.3. Метод обучения.
17
2.1.4. Метод стимулирования
18
2.1.5. Метод контроля
20
2.2. Воздействие руководителя на поведение персонала в организации 21
3. Пути оптимизации регулирования поведения персонала и информационно-психологического влияния руководителя в организации 25
3.1. Личностные особенности эффективного руководителя 25
3.2. Пути совершенствования воздействия на поведение персонала в организации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Упражнения
в полезной деятельности имеют целью
выработать привычки в труде, в общении
подчиненных друг с другом. Главное
в этом виде упражнений состоит в
том, чтобы его польза осознавалась
подчиненным, чтобы он, испытывая
радость и удовлетворение от результата,
привыкал самоутверждаться в труде и через
труд. Режимные упражнения - это такие
упражнения, главный педагогический эффект
от применения которых дает не результат,
а хорошо организованный процесс - режим,
который приводит к синхронизации психофизиологических
реакций организма с внешними требованиями,
что благотворно сказывается на здоровье,
физических и интеллектуальных возможностях
работника и, как следствие, на результатах
его деятельности. Специальные упражнения
- это упражнения тренировочного характера,
имеющие целью выработку и закрепление
умения и навыков. Упражнение лишь на самых
ранних стадиях можно рассматривать как
простое повторение. В дальнейшем упражнение
- это совершенствование, которое идет
нарастающим итогом. Так же, как репетиция
спектакля не есть его простое повторение,
а этап все большего приближения к тому
состоянию, которое материализирует режиссерский
замысел, этап совершенствования на пути
к эталону.7
2.1.3. Метод обучения.
В организациях существует потребность в обучении, включающем переподготовку и повышение квалификации работников. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия: по обучению внутри предприятия и за его пределами, а также самоподготовке.
Планирование
В практике сложились две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его.
Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудиториях.
Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются:
- метод усложняющихся заданий;
- смена рабочего места;
- направленное приобретение опыта;
- производственный инструктаж;
- использование работников в качестве ассистентов;
- метод делегирование (передачи) части функций и ответственности;
Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы.
Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются:
- чтение лекций;
- проведение деловых игр;
- разбор конкретных производственных ситуаций;
- проведение конференций и семинаров;
- формирование групп по обмену опытом;
- создание
кружков качества.8
2.1.4. Метод стимулирования
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.9
Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в работе сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача руководителя — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой.10
Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не
привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием.11
Руководитель обязательно должен создавать сотрудникам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Для него также будет лучше, если он будет выражать подчиненным одобрение по поводу малейших их удач и отмечать каждый их успех. Важно поощерять людей, стимулировать их деятельность, показывать, что руководитель и подчиненные – это, в первую очередь, сотрудники, один коллектив.12
Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания.
Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие:
1)
нельзя наказывать за
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
3)
сочетать наказание с
4)
строго соблюдать
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6)
учет возрастных и
Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели.
Этапы:
1. установление стандартов;
2. измерение того, что было фактически
достигнуто и сравнение
Руководитель,
который сумел организовать контроль
над людьми, старается сделать
так, чтобы работа была источником удовлетворения,
воодушевленности и вознаграждения.
Он обладает достаточной силой, чтобы
сохранить целостность и
Методы воздействия на личность направлены на формирование новых потребностей или изменение мотивов поведения. Изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей называется - педагогический процесс. Выделяют несколько основных методов, таких как убеждение, упражнение, приучение, обучение, стимулирование и контроль.
Методы
воздействия – это маленькая
часть огромной системы знаний, позволяющей
целенаправленно, организованно воздействовать
на людей, занятых трудом, (персоналом)
с целью обеспечения эффективного функционирования
организации (предприятия, учреждения)
и удовлетворения потребности работника
и интересов трудового коллектива, которая
называется система управления персоналом.
2.2. Воздействие
руководителя на поведение персонала
в организации
Организационное поведение – изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам, организации в целом.
Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур.
Объектом организационного поведения являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб. В свою очередь, работники организации являются основным ее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Для того, чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо, чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это. Под мотивацией в данном случае понимается процесс побуждения себя или других к деятельности для достижения личных целей и (или) целей организации.
Важным для организационного поведения руководителя является также диспозиционное поведение, осуществляемое в целях закрепления его диспозиционного статуса. Важным также является его должностное поведение.
Современная система работы с кадрами состоит из пяти взаимосвязанных подсистем:
- кадровая политика;
- подбор персонала;
- оценка персонала;
- расстановка персонала;
- обучение персонала.
Кадровая политика определяет генеральную линию и принципиальные установки в работе с персоналом на длительную перспективу. Исходными данными для определения необходимой численности сотрудников, их профессионального и квалификационного состава являются производственная программа предприятия, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда, структура работ.
Подбор
персонала заключается в
Самый эффективный способ подбора работников осуществляется исходя из конкретных особенностей предприятия и его подразделений, а так же исходя из профессиональной подготовки, производственного опыта и качеств работника. Т.е. для высококвалифицированных рабочих и служащих подбираются рабочие места с изменения существующего распределения функций, а для остальных должностей подбор кадров ведется исходя из нормативных требований рабочих мест. Этот способ является более гибким, т.к. позволяет учесть конкретные особенности работы предприятия, квалификацию персонала и создать условия для всестороннего развития людей.
В управленческой деятельности необходим учет психологических особенностей работника
Адаптация – означает включение работника в новую для него предметно-вещественную и социальную среду. При этом наблюдается взаимное приспособление работника и среды. Процесс адаптации будет тем успешней, чем больше ценностей и норм поведения предприятия становится одновременно ценностями и нормами поведения работника.
Выделяют первичную и вторичную адаптации.
Первичная адаптация происходит при первоначальном вхождении человека в трудовую деятельность.
Вторичная адаптация связана с переходом работника на новое рабочее место (со сменой или без смены профессии), а так же при существенном изменении производственной среды (технические, экономические, социальные элементы среды могут меняться).
Информация о работе Информационно-психологическое влияние руководителя на персонал