Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:42, курсовая работа
Основная цель работы - выявление возможности информационно-психологического влияния руководителя на персонал, а так же возможности эффективного регулирования поведения подчинённых.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения литературы рассмотреть теоретико-методологические аспекты информационно-психологического воздействия на личность;
2. Проанализировать влияние информации на человека;
3. Рассмотреть методы влияния руководителя на персонал
4. Выявить личностные особенности эффективного руководителя
5. Вывить существующие пути, позволяющие наиболее максимально воздействовать на поведение персонала и на его регулирование руководителем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Информационно-психологическое воздействие на личность 6
1.1. Каналы информационно-психологического воздействия на
личность
6
1.2. Психологическое восприятие человеком информации
11
2. Процесс информационно-психологического воздействия
руководителя в организации
14
2.1. Методы воздействия на персонал в организации
14
2.1.1. Метод убеждения
14
2.1.2. Метод упражнения и приучения..
16
2.1.3. Метод обучения.
17
2.1.4. Метод стимулирования
18
2.1.5. Метод контроля
20
2.2. Воздействие руководителя на поведение персонала в организации 21
3. Пути оптимизации регулирования поведения персонала и информационно-психологического влияния руководителя в организации 25
3.1. Личностные особенности эффективного руководителя 25
3.2. Пути совершенствования воздействия на поведение персонала в организации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основными средствами информационно–психологического воздействия на личность являются:
– многотиражные печатные издания (листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени и др.):
– стационарные и подвижные телецентры;
– многотиражная кино, видео и аудио продукция (кинопленки, видеокассеты, аудиокассеты и др.);
– стационарные и подвижные станции звуковещания;
– компьютерные
– предметы повседневного
– синтезаторы
СМИ в тоталитарном государстве манипулируют общественным мнением, что достигается препарацией информации, умалчиванием, сокрытием и даже кодированием. Формируется или консервируется некритично мыслящий конгломерат людей.
Задача СМИ для демократического общества принципиально иная: дать информацию для самостоятельного суждения людей. Это способствует росту духовности в обществе, пробуждает к активной общественной деятельности, облегчает самореализацию личности и, в конечном счете, стабилизирует общественную жизнь.2
СМИ играют основную роль среди средств информационно–психологического воздействия.
Включенность
личности в сферу влияния СМИ
как система, характеризуется тесными
взаимосвязями между
1.2.
Психологическое восприятие человеком
информации
Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе — получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный "порядок" и, наконец, на выходе - систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индивидов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному. Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбор информации и систематизация информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.
1. Отбор информации.
Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит селективный3 характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психологический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неважную или ненужную информацию. Например, не слышать разговора людей, стоящих рядом, в том случае, если он его не интересует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологические нагрузки, давая "отдохнуть" органам чувств, отбор информации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязательно приводит к искаженному восприятию действительности и возникновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окружения с помощью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольший объем информации идет через органы зрения и через органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда это информация данного момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информации, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в целом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.
Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности. Однако они не являются единственным источником - получения информации. Не менее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя воображение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку "видеть" то, что ему не доступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер.
2. Систематизация информации.
Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретации информации, которая позволяет индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать, и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.
Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто данный процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения. Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.
Хотя
и отбор, и систематизация информации
в целом осуществляются в соответствии
с определенными принципами, для каждого
человека характерна индивидуальность
в протекании этих процессов. Это всегда
делает восприятие индивидуальным и субъективным.
Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать
с человеком и управлять им, необходимо
знать хотя бы в общем виде то, каковы характерные
черты восприятия данным человеком действительности.
2. Процесс
информационно-
руководителя
в организации
2.1. Методы
воздействия на аудиторию в организации
Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, нужно вовлечь его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению; если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.4
Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже то, чего раньше не хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить.
Метод
воздействия на личность - это система
педагогических приемов, позволяющих
решать те или иные педагогические задачи.
Методы воздействия призваны изменить
поведение человека, его взгляды, мнения
и установки.
2.1.1. Метод убеждения
Убеждение
- это разностороннее воздействие
на разум, чувства и волю человека
с целью формирования у него желаемых
качеств. В зависимости от направленности
педагогического воздействия
Беседа. Главная функция беседы - привлечь людей к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое
изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.
Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:
Убеждение подразумевает "мягкое" воздействие на индивида,
ставящее
целью радикально скорректировать
его взгляды, чтобы тем самым повлиять
на последующее поведение. Данный
вариант является самым этичным способом
влияния, ибо здесь нет грубого насилия
или коварного внедрения в подсознание
объекта.
2.1.2. Метод упражнения и приучения.
Упражнение - это планомерно организованное выполнение подчиненными различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения подчиненными определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.6
Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. В практике воспитательной
работы применяются в основном три типа упражнений:
Информация о работе Информационно-психологическое влияние руководителя на персонал