Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы выступает раскрытие понятия имиджа руководителя и основы его формирования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
·рассмотрение теоретической основы имиджа руководителя;
· анализ формирования имиджа;
· изучение имиджа женщины-руководителя.
Введение.........................................................................................................3
1. Имидж – составляющая успеха организации
1.1. Сущность имиджа........................................................................ 5
1.2. Составные части имиджа
1.2.1. Внешний облик................................................................................. 8
1.2.2. Психологические составляющие имиджа ....................................12
2. Управление имиджем
2.1. Формирование имиджа руководителем ..................................16
2.2. Имиджелогия как наука..............................................................19
2.3. Профессиональное общение руководителя .............................23
3. Имидж женщины-руководителя........................................................27
Заключение..................................................................................................32
Список использованной литературы ....................................................33
В фасоне женского делового костюма, а также блузки не рекомендуется использовать элементы спортивного или военного стиля. В женской деловой одежде исключаются изделия из трикотажа: жилеты, джемперы и т.д.
Обувь – классическая «лодочка» черного цвета из натуральной кожи, но не из кожи крокодила, змеи и не из замши и велюра. Высота каблука зависит от предпочтения женщины (лучше 5-6 см). Босоножки, сандалии и спортивная обувь не допускаются. Чулки (колготки) используют только телесного цвета без рисунка. Чулки носят всегда, вне зависимости от времени года.
Прическа и макияж современной деловой женщины соответствуют моде, но с определенными ограничениями. Цвет волос – естественный, одного тона, но возможны мягкие оттенки и переходы. Рекомендуется закрашивать седые волосы.
Макияж должен быть едва заметным. Необходимо помнить, что подкрашивать губы, поправлять прическу в общественных местах или за столом не следует. Для этого существуют туалетные комнаты.
Маникюр, т.е. содержание рук в порядке,
является неотъемлемым элементом хорошего
тона. Покрытие ногтей лаком не обязательно,
но если покрываются, то предпочтение
отдается естественным, пастельным
тонам.
Парфюм должен чувствоваться слегка и
только при приближении.
Сумка деловой женщины входит в комплект: сумка, туфли, перчатки. Сумка по цвету должна соответствовать цвету обуви и обязательно должна быть из кожи.
Носовой платок следует держать в сумочке или кармане. Записная книжка, футляр для очков, папка для визиток должны быть безупречного вкуса и недешевыми.
Украшения в одежде деловой женщины
допустимы. Желательно, чтобы украшения
составляли комплект, если же украшения
не составляют комплект, то необходимо,
чтобы камни, металл, из которых изготовлены
украшения, гармонировали друг с другом.
Не следует надевать на одну руку золотые
и серебряные кольца. А также носить длинные
висячие, серьги.[12]
Очень важно уметь правильно определять
стиль одежды для разных случаев, чтобы,
во-первых, не чувствовать неуверенности,
а во-вторых, не привлекать излишнего внимания
окружающих к своей внешности. И уж конечно,
не быть смешной. [13]
1.2.2. Психологические составляющие имиджа
Темперамент
Темперамент играет значительную роль в процессе формирования имиджа человека вообще и руководителя в частности. Человек может стать руководителем независимо от природного темперамента, если научится осознавать сильные и слабые стороны, определяемые темпераментом, и правильно использовать их достоинства и недостатки.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие его личность со стороны динамики психических процессов.
Холерик – человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но неуравновешенный, склонный к резким сменам настроения. Всякая монотонная работа холерику противопоказана. Он может выполнять только циклическую работу, но на всплеске активности способен решать самые сложные и ответственные задания, не связанные с длительными сроками их выполнения. Склонен к созданию конфликтных ситуаций, всегда стремиться к лидерству при любом масштабе деятельности. Критику воспринимают как личное оскорбление.
Сангвиник – человек живой, подвижный, стремящийся к частой смене впечатлений, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Он может быть надежным в любой работе, кроме однообразной и медлительной. Более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности.
Сангвиник обычно целеустремлен, но эта целеустремленность и настойчивость проявляются, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений.
Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. Для него характерна быстрая ориентация в любых ситуациях и инициативность.
Флегматик медлителен, с устойчивыми стремлениями и настроениями. Он настойчив и упорен в работе, а его медлительность компенсируется прилежанием. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовиться к ней обстоятельно. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы невысок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству работы, но не стремиться сделать больше и лучше, чем от него требуется. Более расположен к однообразной, хорошо освоенной им работе, не любит перемен. Флегматики малообщительны, слабо реагируют на внешние возбудители, склонны к лени.
Меланхоликами называют людей легко ранимых, склонных глубоко переживать по мелочам. Они очень тяжело переносят обиды и неудачи, плохо сдерживают волевым усилием свои переживания, что называется эмоциональной слабостью.
Внешне робки и застенчивы. Вполне успешно могут работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от них быстрых реакций и частой смены характера деятельности. С меланхоликами надо быть особенно тактичными и максимально терпеливыми.
Для создания имиджа руководителя
представителям различных темпераментов
приходится прилагать разные усилия. Возможно,
больше всего усилий должен прилагать
представитель меланхолического темперамента.
Однако именно такие люди редко стремятся
быть руководителями. Наиболее благоприятной
базой для формирования имиджа руководителя
является сангвинический темперамент.
Но и его обладатели нуждаются в приложении
дополнительных усилий к созданию имиджа.
Темперамент изменить невозможно, но можно
замаскировать слабые и подчеркнуть сильные
стороны личности.
В различных видах деятельности одни и те же стороны личности могут выступать как в качестве сильных, так и в качестве слабых. Важно правильно выбрать профессию, область деятельности. Большинство людей делает правильный выбор интуитивно, руководствуясь природными склонностями. Если эти склонности недостаточно ярко выражены, и человек испытывает затруднения при выборе области деятельности, для него целесообразно воспользоваться помощью психолога. Обладатель каждого из темпераментов может быть полезным на своем рабочем месте, если при его выборе он учел свои достоинства и недостатки. Несмотря на то, что руководитель должен всегда оставаться руководителем, области, в которых осуществляется руководство, могут существенно отличаться друг от друга. Например, холерик может успешно руководить отделом маркетинга, если грамотно сформирует команду, в которой будет компетентный аналитик, по темпераменту, например, флегматик. Такой аналитик сможет контролировать работу, в том числе и руководителя-холерика, помогая ему тем самым избежать ошибок, возникающих из-за его излишней импульсивности. Руководитель-флегматик может успешно управлять научным отделом, где он будет на своем месте. Немедленное принятие оперативных решений по каким-либо вопросам он может поручить более подходящему по темпераменту сотруднику. [14]
Голос и речь
Голос иногда называют «вторым лицом». Иногда голос может рассказать о человеке так же много, как и лицо. При знакомстве первое впечатление определяется внешним видом, но затем, когда начинается разговор, голос становится важнее. Однако в процессе создания имиджа о голосе часто забывают.
Голос – это неотъемлемая часть имиджа. При первой встрече люди делают определенные выводы, исходя из внешности человека, и подсознательно хотят получить подтверждение своим впечатлениям в звуках его голоса. Звук голоса либо усиливает, либо уменьшает воздействие внешнего вида.
В настоящее время особое значение
имеет умение разговаривать по телефону.
Именно по телефону устанавливаются
начальные контакты. Чем больше
человек использует телефон, тем более
важно для него умение контролировать
свой голос. Первое впечатление складывается
по звуку голоса, и к моменту личной встречи
у собеседника уже формируется определенное
мнение. Приятный голос делает человека
более привлекательным и может компенсировать
заурядность внешности.
Если людям нравится звучание голоса,
они будут реже прерывать его обладателя
на собраниях или в беседах по телефону.
В этом случае можно сделать вывод о том,
что у него есть «имидж оратора», из которого
стоит извлечь максимальную пользу.
Темп речи зависит от расстановки пауз. Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателю обдумать сказанное. Слушать человека, который говорит медленно, но не делает пауз, очень скучно. Пауза нужна для того, чтобы вдохнуть воздух, «подзарядиться» перед продолжением речи, дать возможность мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю – осознать сказанное.
Делать паузы в речи считается
признаком хорошего тона. Они производят
впечатление, что собеседнику предоставляется
возможность вставить реплику, если он
того пожелает. Кроме того, паузы дают
возможность следить за реакцией собеседника
на сказанное.
Научившись пользоваться паузами в речи,
можно заметно усовершенствовать свой
имидж. Если люди будут видеть, что говорящий
чувствует себя комфортно, им тоже будет
комфортно в беседе с ним. Умение держать
паузу, ничем ее не заполняя - признак большой
уверенности в себе, эквивалент умения
просто сидеть и молчать. Когда люди видят,
что говорящий делает паузы для того, чтобы
думать, это придает ему дополнительный
авторитет. Разумеется, слишком длинные
паузы влияют на имидж отрицательно. Очень
важным является умение выдержать оптимальную
длину паузы.
Если человек говорит невнятно, это воспринимается окружающими как признак скрытности и недоверия.
«Имидж оратора» можно значительно улучшить за счет повышения четкости и ясности речи. Небрежность речи может свидетельствовать об отсутствии заинтересованности и энергичности, а иногда и о высокомерии. Небрежную, нечеткую речь можно улучшить с помощью специальных упражнений, например, скороговорок.
Произношение оказывает
2. Управление имиджем
2.1. Формирование имиджа руководителем
Образ или имидж – это визуальная
привлекательность личности, и здесь
немаловажную роль играет искусство
самопрезентации, без которого невозможно
достичь наибольших успехов в любой
деятельности.
Имидж всегда соотносится с идеалом и
потому способен оказывать мощное воздействие
на общественное мнение, влияя на результат
деловой активности. Понятия имидж руководителя
и имидж организации взаимосвязаны. Поэтому,
рассматривая и формируя имидж руководителя,
автоматически проецируется имидж организации
и наоборот.
Немаловажной особенностью руководителя может быть харизматическая черта личности. Способность привлечь людей, направлять и удерживать внимание окружающих и благодаря этому завоевывать успех – это талант. Однако существует и другая точка зрения, утверждающая, что почти в каждом человеке можно развить определенные качества. Это относится, в том числе, и к способностям создать себе имидж. Естественно, что одной харизмы недостаточно для успеха, необходимо разумно и активно действовать самому руководителю, создавая самому себе имидж или образ знающего, авторитетного и опытного главы организации.
Следующая составляющая имиджа руководителя – самопрезентация. Это умение подавать себя, свой имидж, свои знания и умения с наилучшей стороны. Для этого необходимо обладать такими способностями, как коммуникабельность, рефлексность и самообладание.
Немаловажное значение играет особый
блеск глаз, чарующая улыбка, своеобразная
интонация голоса, привлекательность
манер поведения.
Нельзя не сказать о «face building», что означает
«строительство лица» и составляет особую
мини-технологию в имиджировании. Овладение
ею является наиболее сложной частью всего
процесса формирования имиджа.
В «face building» особое внимание уделяется улыбке, которая, как известно, способна преображать лицо и передавать массу эмоциональных оттенков. Необходимо больше улыбаться, так как известно, что улыбка повышает настроение. Технология «face building» помогает использовать естественную выразительность взгляда. В беседе, когда говорите вы, необходимо смотреть на собеседника, чтобы придать своими словами больше веса и убедительности. Если же говорит партнер, то не следует вступать в единоборство взглядов, так как это может побудить только агрессивность с его стороны.
Выработка имиджа – это первое, о чем следует позаботиться руководителю. Он создает свой неповторимый имидж, поддерживает его своим образом жизни, стилем руководства и в соответствии с этим строит свое обращение или выступление.
В нашей стране имидж руководителей обычно не проектируется, не строится, а присваивается. Поэтому имиджмейкеры занимаются тем, что пытаются дополнить уже сформированный образ руководителя или наложить новый образ с учетом уже существующего. Роль руководителя в формировании своего имиджа заключается в помощи имиджмейкеру, то есть в открытости с ним и готовности воспринимать его советы и разработки в качестве программы действий. Руководителю, стремящемуся к успеху и ведущему свою организацию к развитию, необходимо иметь команду по формированию имиджа организации, своего имиджмейкера и внимательно относиться к его советам: как улыбаться, как руководить, как вести себя внутри организации и на встречах с клиентами или руководителями других компаний.[15]
Информация о работе Имидж руководителя и основы его формирования