Государственная политика в области занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:58, реферат

Описание работы

Проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной дипломной работы.
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях становления и закрепления рыночных отношений в нашей стране эти проблемы проявляются особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости пока пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные объекты управления 6
1.1 Понятие занятости и безработицы 6
1.2 Функционирование рынка труда 11
Глава 2. Государственное воздействие на рынок труда 15
2.1 Теоретические подходы к исследованию рынка труда 15
2.2 Методы государственного регулирования рынка труда 21
2.3 Задачи службы занятости в современной России 26
Глава 3. Регулирование рынка труда в России 31
3.1 Особенности и проблемы российского рынка труда 31
3.2 Будущее Российской политики в области занятости 38
Заключение 43
Список литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Государственная политика в области занятости.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Расширение занятости в будущем  зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест. 
Решение проблемы «очаговой» безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных  изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим  потенциалом для увеличения занятости, хотя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. 
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. 
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест. 
В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

За последние два года безработица  приобрела вид крупного макроэкономического  явления, превратившись в самостоятельный  фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

В мире накоплен большой теоретический  и практический опыт по регулированию  рынка труда. Россия нуждается в  особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Похоже, что еще несколько лет  нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

Парадоксально, но до сих пор, ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.

Основными стратегическими направлениями  деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

- содействие становлению многосекторного  хозяйства, расширяющего масштабы  занятости и возможности выбора  работниками соответствующих видов  занятости, отвечающих способностям  и интересам каждого;

- целенаправленное формирование  государственного сектора экономики,  его предпринимательского и непредпринимательского  сегментов для сохранения рабочих  мест;

- реальная и повсеместная поддержка  малого и среднего предпринимательства;

- становление и развитие муниципальной  собственности;

- совершенствование законодательства  в сфере занятости;

- разработка комплексной и региональных  программ создания и сохранения  рабочих мест, подготовка организационных  и нормативно-правовых основ для  их реализации;

- введение обязательной социальной  экспертизы всех разрабатываемых  программ для оценки их влияния  на условия занятости и смягчения  социальных проблем регионов;

- совершенствование отношений  социального партнерства за счет  включения в договоры всех  уровней мероприятий по созданию  и сохранению рабочих мест, содействие  адаптации персонала к изменению  их структуры и качества, расширение  практики общественных работ.

В завершение следует отметить, что государственная  политика в последнее время имеет  целостный и системный характер, используя зарубежный опыт и адаптируя  его к российским условиям. Однако, изменения наступают не сразу, и  следовательно нужно тщательно их отслеживать, отмечать негативные и позитивные тенденции, оперативно корректировать политику государства в сфере занятости населения и регулирования рынка труда.

 

Заключение

Государственный сектор экономики  в настоящее время не только сокращает  свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные  структуры не поглощают полностью  избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Повышаются требования работодателей  к уровню квалификации работающих и  вновь принимаемых на работу. Сокращается  возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников  учебных заведений.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Государственное вмешательство на рынке труда должно носить поэтапный характер с четким определением приоритетов каждого этапа. В противном случае в центр внимания попадают традиционные группы риска, безусловно, испытывающие наибольшие трудности при поиске работы, или контингенты занятых, находящиеся под прямой угрозой высвобождения.

Ориентация государственной политики в области регулирования рынка  труда, отслеживание процессов в  сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Долгосрочные прогнозы и концепции  развития трудовой сферы ещё нуждаются  в разработке. Но предварительно можно  предположить, что в после кризисной  перспективе большинство отклонений российской ситуации от положения в  развитых странах должно быть постепенно сглажено. Восстановятся тенденции  роста занятости в прогрессивных  отраслях экономики. Продолжится рост занятости в сфере услуг. Сократится занятость в добывающей промышленности, сельском хозяйстве. Соотношение уровней  заработной платы изменится в  пользу прогрессивных отраслей. Безработица  сохранится примерно на нынешнем уровне, однако характер её изменится: станет меньше безработных специалистов, больше незанятых малоквалифицированных рабочих. В случае проведения активной политики занятости (и повышения самостоятельной активности людей на рынке труда) можно ожидать повышения эффективности систем переподготовки и трудоустройства безработных и сокращения средних сроков пребывания людей в статусе безработного. Безработица будет носить в основном структурно – технологический и фрикционный характер, увеличиваясь во время циклических спадов производства.

В более отдалённой перспективе  следует ожидать новых перемен  в отраслевой структуре занятости, обусловленной технологическими сдвигами. Увеличится занятость в «экологических» отраслях, информационных технологиях. Возрастёт доля «домашних» рабочих мест, основанных на компьютерных технологиях и соответствующих средствах связи. Будет сокращаться продолжительность рабочей недели и величина рабочего времени среднего занятого россиянина. Изменится структура подготовки кадров специалистов. Уменьшится доля инженерных специальностей. Увеличится подготовка специалистов в области экономики и управления, социологии и социальной работы, психологии и ряде других мест. Возрастёт общий уровень образования населения, в том числе доли лиц с высшим образованием, учёной степенью. Средняя продолжительность обучения россиянина трудоспособного возраста приблизится к показателям наиболее развитых стран.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного  населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка  труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки  производства, формирования эффективной  социальной политики.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
  2. Федеральный закон от 19.04.1991 « О занятости населения РФ» №1032-1 с изменениями и дополнениями от 27.12.2009 N 367-ФЗ
  3. Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости / Р.Л. Агабекян. – М.: Юнити Дана, 2001. – 263 с.
  4. Еремеев, Н.И. Занятость и труд в рыночной экономике: учеб. пособие / Н.И.Еремеев, Б.С. Кичилин. – М.: Дом печати, 1997. – 387 с.
  5. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег: Учебник / Дж. М. Кейнс. – СПб.: Гелиос АРВ, 1999. – 458 с.
  6. Государственное регулирование экономики / под ред. Морозовой Т.Г / Учебное пособие. – 2002 г. 255с.
  7. Рофе А. и др. Рынок труда, занятости населения, экономика. - М.: ЮНИТИ, 1997г.
  8. Фетисов, Г.Г. Региональная экономика и управление / Г.Г. Фетисов, В.П. Оршин. - М.: Инфра  М, 2008. – 416 с.
  9. Труд и занятость в России: стат. сборник / Росстат. – М., 2005. – 502 с.

 




Информация о работе Государственная политика в области занятости