Государственная политика в области занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:58, реферат

Описание работы

Проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной дипломной работы.
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях становления и закрепления рыночных отношений в нашей стране эти проблемы проявляются особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости пока пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные объекты управления 6
1.1 Понятие занятости и безработицы 6
1.2 Функционирование рынка труда 11
Глава 2. Государственное воздействие на рынок труда 15
2.1 Теоретические подходы к исследованию рынка труда 15
2.2 Методы государственного регулирования рынка труда 21
2.3 Задачи службы занятости в современной России 26
Глава 3. Регулирование рынка труда в России 31
3.1 Особенности и проблемы российского рынка труда 31
3.2 Будущее Российской политики в области занятости 38
Заключение 43
Список литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Государственная политика в области занятости.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Основной  причиной нестабильности на рынке труда  К. Маркс считал диктат капитала над  трудом. Он отметил, что с техническим  прогрессом растет масса и стоимость  средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы.

С точки  зрения регулирования рынка труда  обращает на себя внимание тот факт, что К. Маркс рассматривал цикличность  его функционирования. Одной из причин безработицы он допускал кризисы  в развитии рыночного хозяйства, что позволяет оценивать ее как  постоянную спутницу формирования рынка. К. Маркс считал, что в условиях безработицы, «когда многие тысячи выброшены на улицу, потому что разделение труда приковало их к одной определенной отрасли», рабочий не найдет себе покупателя без соответствующей подготовки и переподготовки.

Марксистская  теория впервые обосновала необходимость  масштабного регулирования рынка  труда, защиты прав наемных работников. Следствием циклического развития экономики  становится высвобождение рабочей  силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.

Особое  внимание государственному регулированию  экономики и, в частности, регулированию  рынка труда как части системы  занятости уделяется в теории кейнсианства. Так, Дж. М. Кейнс считал достижение полной занятости одной  из основных задач государственного регулирования. Он впервые выдвинул положение о вынужденной безработице. Несомненной заслугой является его представление логической модели механизма, направленного на предупреждение экономической нестабильности, интегральной составляющей которой выступает занятость. Дж. М. Кейнс отмечал, что по мере роста национального богатства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице. Дж. М. Кейнс считал, что причина безработицы заключается в низком уровне потребления: «...если эффективный спрос недостаточен, то возникает неполная занятость в том смысле, что имеются безработные, которые согласились бы работать за меньшую по сравнению с существующей реальную заработную плату». Следовательно, с ростом эффективного спроса занятость увеличивается при одновременном сохранении существующей реальной заработной платой или даже ее понижении, пока не будет, достигнут пункт, где не будет уже излишка рабочей силы.

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения  доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает  «побуждение к инвестициям», что  влечет спад производства и безработицу. Прежде всего, следует повысить эффективный  спрос, снижая ссудный процент и  увеличивая инвестиции. Важную роль при  этом играет «мультипликатор занятости», который рассматривается в кейнсианской теории как прирост всей занятости  по отношению к первичной занятости  в отраслях, сильно взаимосвязанных  друг с другом, в которые произведены инвестиции.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса  саморегулирующегося рынка труда, как части экономики, обосновали необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

2.2 Методы государственного регулирования рынка труда

Факты конкретной экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько  десятилетий как стали создавать  и совершенствовать механизм для  целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это было обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. В результате наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров нужной квалификации. Эти процессы показали объективную необходимость тесной увязки политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.

С начала 60-х гг. регулирование рынка труда  становится одним из важнейших направлений  деятельности многих государств, на которое  затрачивается, например, в Канаде, 2—3% ВВП. 1962 год в США стал как  бы рубежом в развитии государственного регулирования подготовки и использования  трудовых ресурсов в этой стране. Затем  было разработано несколько специализированных программ по подготовке и трудоустройству рабочей силы. Это программа «Новые возможности», которая осуществляет профессиональную подготовку молодежи с 1964 г., первая со времен Великой депрессии по созданию рабочих мест в государственном секторе.

К концу 60-х — началу 70-х гг. были выявлены основные направления государственного вмешательства в сферу занятости, призванные смягчить остроту проблем, возникших на рынке труда. Это  программы, во-первых, стимулирования роста занятости и увеличения числа рабочих мест; во-вторых, подготовки и переподготовки рабочей силы; в-третьих, содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, социального страхования  безработицы, т. е. выделения средств  на пособия по безработице. Приоритетность выбора того или иного направления  и их сочетание зависят от конкретной ситуации на рынке труда.

Для достижения необходимых целей в сфере занятости государственные регулирующие органы используют различные методы воздействия на состояние рынка труда, в составе которых различают две группы: административные, или прямые; экономические, или косвенные. Из административных методов наиболее сильное и непосредственное влияние на состояние рынка труда оказывают:

• создание новых рабочих мест посредством  использования для этого финансовых ресурсов из федерального, региональных и местных бюджетов, организация общественных, временных работ;

• изменение  масштабов подготовки работников всех профессий, специальностей в государственных учебных заведениях (высших и средних), организация переподготовки кадров, повышения их квалификации;

• организация  социальной защиты незанятого населения  посредством установления определенного уровня пособий по безработице и выплаты их;

• организация  помощи безработным в их трудоустройстве  через систему органов (служб) занятости;

• установление нормативного уровня минимальной заработной платы, обязательного для предприятий, организаций бюджетного и небюджетного секторов экономики;

• регулирование  уровня заработной платы работников бюджетной сферы посредством Единой тарифной сетки и др.

Применение  каждого из перечисленных методов  требует разработки соответствующего инструментария и методики его использования в регулирующих целях.

В качестве административного инструмента  государственного регулирования оплаты труда работников бюджетного и небюджетного секторов экономики используется норматив минимальной заработной платы, устанавливаемый Правительством РФ. Величина норматива должна соответствовать прожиточному минимуму, а размер фактической минимальной заработной платы работников обоих секторов экономики не может быть ниже этого норматива. Государство посредством этого норматива устанавливает низшую границу оплаты труда на социально допустимом воспроизводственном уровне. Росстат пересчитал величину прожиточного минимума в первом квартале 2010 года. В среднем его величина составила 5518 рублей. Доходы 14,7% россиян ниже этого уровня. В абсолютном исчислении это 20,6 млн. человек, т.е. в настоящее время этот норматив не действует. Повышение регулирующей роли данного норматива очень актуально для России, так как за чертой бедности, которая должна быть зафиксирована в нем, находится значительная часть населения страны.

В условиях развития рыночной экономики возрастающую значимость в механизме государственного регулирования рынка труда приобретают экономические методы. Для увеличения спроса на рабочую силу государство стимулирует усиление инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, расширение ее масштабов, проявляющееся в увеличении количества рабочих мест. С этой целью используются различные экономические рычаги, из которых наиболее сильнодействующие — изменение процентных ставок банковских кредитов и налоговых ставок на доходы хозяйствующих субъектов. Удешевление кредитных ресурсов означает для хозяйствующих субъектов снижение затрат на производство продукции, услуг и соответственно увеличение массы прибыли, что непосредственно и в сильной степени стимулирует расширение масштабов хозяйственной деятельности.

Не менее  эффективный инструмент регулирования  масштабов хозяйственной деятельности, эффективно используемый во всех странах с рыночной экономикой, — изменение налоговых ставок на доходы от этой деятельности. Мировой опыт, исследования ученых западных стран показывают, что при изъятии в форме налогов более 35% прибыли стимулирующая функция налоговой системы снижается, если же изымается более 50% прибыли, налоговая ставка начинает выполнять антистимулирующую функцию — масштабы хозяйственной деятельности и соответственно количество рабочих мест сокращаются. В России в форме налогов в последние годы изымалось более 80% доходов хозяйствующих субъектов, т.е. налоговый инструмент не стимулировал увеличение количества рабочих мест, а действовал в обратном направлении.

Налоговая ставка — достаточно гибкий инструмент регулирования. Она может быть использована в адресной форме, посредством установления льготного (пониженного) уровня для предприятий (фирм), осуществляющих значительно большие в сравнении со среднеотраслевым уровнем вложения средств в расширение масштабов хозяйственной деятельности, увеличение количества рабочих мест.

Один  из методов регулирования оплаты труда в современных условиях — нормирование состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (услуг) при исчислении налогооблагаемой базы (прибыли). Оно препятствует включению в себестоимость элементов дохода и таким образом повышает обоснованность фактического объема дохода и той его части, которая расходуется на оплату труда. Большое влияние на желание работников трудиться на тех или иных предприятиях, в различных отраслях оказывают условия, состояние охраны труда, ее эффективность. Государство, влияя на эти факторы, имеет возможность косвенно регулировать характер воздействия их на предложение рабочей силы.

Важным  элементом механизма государственного регулирования рынка труда является прогнозирование влияния факторов, определяющих состояние рынка труда: экономических, демографических, природно-климатических, миграционных и др. Прогнозы разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. Их роль в механизме регулирования состоит в том, что результаты прогнозов определяют направленность, интенсивность, формы государственного воздействия на состояние общероссийского и региональных рынков. Например, если по результатам демографических прогнозов выявлены регионы, где ожидается высокий естественный прирост населения, то при наличии в этих регионах кризисной ситуации на рынке труда (значительное превышение предложения над спросом) вероятность еще большего обострения ситуации очень велика. Следовательно, необходимость осуществления политики активных регулирующих мер, направленных на сохранение и в особенности создание новых рабочих мест, возможное территориальное переселение, особенно актуальна. Если по результатам экономических прогнозов ожидается экономический рост, то регулирующее воздействие государства должно быть направлено на предложение рабочей силы, повышение ее качества, рационализацию структуры.

Эффективный инструмент занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление  способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персоналом называется структурной мерой регулирования  рынка труда, т.к. она обусловлена  постоянными структурными изменениями  в экономике, отмиранием одних профессий  и возникновением других. Система  подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры  первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную  занятость, надо постоянно расширять  свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением становится переподготовка.

Использование всех необходимых методов и инструментов в совокупности, эффективная работа государственных органов, функционирующих в данной сфере, способствуют улучшению ситуации на рынке труда, и как следствие – повышается социально-экономический уровень в государстве.

2.3 Задачи службы занятости в современной России

В 1991 г. в  России была сформирована государственная  служба занятости. В настоящее время  в стране действуют Федеральная служба по труду и занятости, 89 региональных организаций ФСТЗ в областях, краях, республиках, 2390 городских и районных центров (бюро) занятости, 54 их филиала, 52 учебно-методических центра, 7 центров профориентации. В них работают почти 36 тыс. человек.

Службы  занятости организуют обучение и  переобучение безработных на базе своих  учебных центров, которые бывают многофункциональными, многоуровневыми, общеобразовательными и предоставляющими дополнительное образование.

Как показывает зарубежный опыт, одну из ключевых ролей  в регулировании рынка труда  играют государственные службы содействия найму. Службы занятости — основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Основные функции службы занятости состоят в следующем: изучение конъюнктуры рынка труда  и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, а также регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу. В большинстве стран службы занятости являются государственными организациями. Вместе с тем наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм. Так, в США действует около 15 тыс. таких фирм.

Информация о работе Государственная политика в области занятости