Государственная политика в области занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:58, реферат

Описание работы

Проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной дипломной работы.
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях становления и закрепления рыночных отношений в нашей стране эти проблемы проявляются особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости пока пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные объекты управления 6
1.1 Понятие занятости и безработицы 6
1.2 Функционирование рынка труда 11
Глава 2. Государственное воздействие на рынок труда 15
2.1 Теоретические подходы к исследованию рынка труда 15
2.2 Методы государственного регулирования рынка труда 21
2.3 Задачи службы занятости в современной России 26
Глава 3. Регулирование рынка труда в России 31
3.1 Особенности и проблемы российского рынка труда 31
3.2 Будущее Российской политики в области занятости 38
Заключение 43
Список литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Государственная политика в области занятости.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Необходимость внедрения новых форм и методов  регулирования занятости потребовала  существенных изменений в структуре  и функциях службы содействия найму. Так, например, в Канаде для улучшения  обслуживания различных групп населения  и различных районов (крупных  или небольших городов, сельской местности, отдаленных населенных пунктов) были созданы новые типы центров  содействия найму.

Регулирование рынка труда в стране осуществляет служба занятости, призванная содействовать  найму, подготовке и переподготовке кадров, оказывать помощь безработным.

Основными принципами в работе службы занятости  являются: децентрализация; гибкость и  мобильность; демократизм; рациональное сочетание в управлении вертикальных и горизонтальных связей.

Перед службой  занятости поставлены следующие  задачи:

  1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
  2. информирование о возможностях трудоустройства;
  3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
  4. сохранение и организация новых рабочих мест путем прямого инвестирования и кредитования;
  5. организация общественных работ;
  6. организация профессионального обучения и профессионального консультирования незанятых граждан;
  7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
  8. регистрация безработных;
  9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи;
  10. оформление досрочного выхода на пенсию;
  11. разработка программ занятости;
  12. мероприятия по социальной защите различных групп населения.

Государственная система службы занятости имеет  три уровня подчиненности:

  • I уровень — федеральная служба занятости;
  • II уровень — региональные организации службы занятости;
  • III уровень — местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т. д.

Для решения  перечисленных выше задач каждый уровень системы службы занятости  выполняет как общие, так и  частные, присущие только ему функции.

Общими  функциями служб занятости всех уровней являются:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу;
  • оказание помощи в выборе работы;
  • организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
  • разработка целевых программ занятости, в том числе межрегиональных и региональных;
  • поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
  • определение основных направлений профессионального обучения;
  • создание правовой и нормативной базы функционирования;
  • координация работы региональных и местных служб занятости.

 Для местных организаций службы занятости частными являются функции, связанные с работой непосредственно с гражданами: регистрация безработных, поиск свободных мест, трудоустройство, выявление актуальных профессий, переобучение и выбор курсов, а также учебных программ. Много внимания уделяется социально незащищенным слоям населения. Предусматриваются специальные меры по профессиональной реабилитации инвалидов, адаптации военнослужащих в гражданской среде, содействию развития малого бизнеса, трудоустройству подростков, организации профессионального консультирования различных групп населения, включая школьников, участию в решении региональных проблем рынка труда, таких, как миграция работников за рубеж, работа на дому, работа неполный рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных из мест заключения, и др.

Основными источниками финансирования служб  занятости являются региональный бюджет, обязательные отчисления работодателей и средства обязательного страхования.

Деятельность  учебных центров служб занятости  строится на основе следующих принципов:

  • опережающее обучение;
  • содействие самозанятости населения;
  • формирование социального заказа на обучение;
  • предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
  • предоставление преимуществ в обучении для граждан, нуждающихся в социальной защите, т. е. для лиц, долгое время не имеющих работу, молодежи, инвалидов, одиноких, многодетных, беженцев, женщин и др.

Деятельность государственных  служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается  следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

 

 

 

 

Глава 3. Регулирование рынка труда в России

3.1 Особенности и проблемы российского рынка труда

В нашей стране формирование рынка рабочей силы находится  на первом этапе, ведь еще совсем недавно рабочая сила в России не рассматривалась в качестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.

На протяжении 90-х годов преобладающей  тенденцией на рынке труда был  спад экономической активности населения. Финансово-экономический кризис 1998 года нарушил ее, и после него возобладала обратная тенденция - рост, хотя и с некоторыми колебаниями. За 1992-1998 годы численность экономически активного населения сократилась  с 74,9 до 67,3 миллиона человек, а в относительном  выражении - с 70,3% до 61,1% населения 15-72 лет (в возрасте, установленном для  измерения экономической активности населения). В 1999 году экономически активное население заметно увеличилось, достигнув 72,2 млн. человек (65,5% населения 15-72 лет), но затем вновь уменьшилось - до 71,0 млн. человек (64,3%) в 2001 году. С 2002 года рост численности экономически активного населения возобновился, причем обусловлен он был преимущественно  увеличением числа занятых в  экономике.

Главное отличие российского рынка труда – это наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят: монополию на многие товары и услуги, немалый дефицит некоторых товаров, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочей силы и многие другие. К этому можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, супермонополизацию производства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и др. Рынок труда в России в значительной степени дисбалансирован. Ниже отмечены лишь основные его черты:

  • существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;
  • ощущается острая нехватка рабочих и специалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;
  • значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства;
  • высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;
  • страна обособлена от мирового рынка рабочей силы.
  • спрос на работников, способных адаптироваться в новых рыночных условиях, особенно в сфере финансовых и налоговых институтов, системе таможенных органов и социальных учреждениях;

Проблема молодежной занятости  как важнейшего элемента социальной стабильности и экономической эффективности функционирования общества особенно остро стоит в период перехода к рыночным отношениям. Молодежь представляет собой группу населения, объединяемую показателем возраста, но являющуюся крайне неоднородной с точки зрения образования, профессиональной квалификации, материальных запросов и т.д. В условиях переходной экономики молодежь можно рассматривать и как наиболее социально опасную группу, и как наиболее социально незащищенную группу населения. И в том, и в другом случае нужны специальные меры по поддержке занятости молодежи, ориентированные именно на специфику отдельных слоев в рамках этой группы.

Произведенный анализ реального  состояния российского рынка труда, сопоставление его основных характеристик и тенденций с изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования:

1. Российский рынок труда – с учетом многих его характеристик – не может быть отнесен к числу развитых и цивилизованных. Отечественный рынок труда сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких стихийных регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция. Гипертрофия скрытого рынка труда (скрытой безработицы) в России – отличительная черта переходного периода, когда ослаблены или даже разрушены старые организационно-управленческие и институциональные структуры, но еще не созданы новые;

2. В ближайшее время для рынка труда будет характерно превышение предложения труда над спросом на него. В то же время дальнейший переход экономики на рыночные отношения будет связан с массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и т.д. Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться в пределах жесткой системы внеэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошло выхода социальных потрясений за пределы допустимого. Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять на себя государство, используя для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении.

3. Российский рынок труда пока не может быть назван и «напряженным». Усиление разбалансированности спроса и предложения рабочей силы – это скорее показатель несоответствия качества и пропускной способности службы занятости оперативному обслуживанию нормального для рыночной экономики межотраслевого и территориального перелива рабочей силы. Вместе с тем узость потребительского рынка и товарный дефицит ведут к формированию нового монополистического рынка, где государственная монополия заменяется монополией новых хозяйственных субъектов. А монополистический рынок не может решить проблему занятости населения. Общая тенденция снижения спроса на рынке труда не может быть преодолена частно-коммерческими структурами в ближайшее время, поэтому государство обязано регулировать ситуацию на рынке труда.

Для успешного формирования рынка труда, политика занятости государства должна включать в себя следующие направления:

Во-первых, это создание эффективной  рабочей инфраструктуры, включающей информационные биржи труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие;

Во-вторых, рынок труда  должен быть ориентирован на те сферы  труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены изменениям (например, сфера услуг);

В-третьих, должна быть создана  региональная система стимулирования труда для закрепления кадров и эффективного привлечения их из других регионов;

В-четвертых, создаваемые биржи труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применения контрактной системы найма. Таким образом, рынок труда воплощает в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предложение, реализуемых через действующую систему воспроизводства, распределения, перераспределения и трудоустройства работников.

Несомненно, что российский рынок труда имеет  массу проблем, бороться с которыми под силу только государству с  его мощным аппаратом власти, поощрения  и наказания. Необходимо создать  действенную структуру в органах  власти, которая будет способна трудоустроить  незанятое население, либо изменить порядок работы уже существующей системы. Так же необходимо снизить  долю теневой экономики и неофициальной  занятости, которые не гарантируют гражданам социальных гарантий и защиты.

3.2 Будущее Российской политики в области занятости

Суть действенной политики занятости состоит в том, что она должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
  3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Информация о работе Государственная политика в области занятости