Государственная политика в области занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 13:58, реферат

Описание работы

Проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы становятся все более актуальными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы. Этим объясняется актуальность и значимость темы данной дипломной работы.
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях становления и закрепления рыночных отношений в нашей стране эти проблемы проявляются особенно остро, т.к. государственная политика в области занятости пока пассивна и ориентирована на достижение краткосрочных целей.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные объекты управления 6
1.1 Понятие занятости и безработицы 6
1.2 Функционирование рынка труда 11
Глава 2. Государственное воздействие на рынок труда 15
2.1 Теоретические подходы к исследованию рынка труда 15
2.2 Методы государственного регулирования рынка труда 21
2.3 Задачи службы занятости в современной России 26
Глава 3. Регулирование рынка труда в России 31
3.1 Особенности и проблемы российского рынка труда 31
3.2 Будущее Российской политики в области занятости 38
Заключение 43
Список литературы: 45

Работа содержит 1 файл

Государственная политика в области занятости.docx

— 75.34 Кб (Скачать)

Полный, или естественный, уровень безработицы  возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда  количество ищущих работу равно числу  свободных рабочих мест.

Отмечается, что чем выше уровень безработицы, тем больше социально-экономических  проблем в обществе, поэтому государство  своей политикой в данной области  должно поддерживать естественный уровень  безработицы.

1.2 Функционирование рынка труда

Рынок труда  представляет собой совокупный спрос  и предложение рабочей силы, который  за счёт взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного  населения по сферам хозяйственной  деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально - квалификационных разрезах. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наёмными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых в заработной плате.

В основе функционирования рынка труда, как  и других производственных факторов, лежат те же принципы, что и в  основе рынка потребительских товаров  и услуг. Анализ спроса и предложения  – основной метод изучения и тех, и других. Однако функционирования рынка труда имеет следующие  особенности, связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей  силы:

    1. неотделимость права собственности на товар – рабочую силу от его владельца.
    2. имеет место относительно длительное взаимодействие продавца и покупателя по сравнению с рынком продовольственных товаров.
    3. наличие большого числа институциональных структур особого рода порождает своеобразие отношений между субъектами рынка. Поэтому необходима более детальная регламентация различных сторон их деятельности.
    4. высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда, переходом контрактной системе найма и т.д.
    5. своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом вещного товара.
    6. для работника играет важную роль не денежные аспекты сделки, а именно:
    • содержание и условия труда;
    • гарантия сохранения рабочего места;
    • перспективы продвижения по службе и перспективы профессионального роста;
    • микроклимат в коллективе и т.д.

К анализу  ситуации на рынке труда можно  применить формулу Коуза: положительные и отрицательные побочные результаты не требуют государственного вмешательства тогда, когда четко определены права собственности, вовлечено небольшое число людей и стоимость сделки не слишком мала.

Теоретический анализ рынка труда  приводит к мысли о возможности  и необходимости достижения равновесной  цены.

Однако на практике, несмотря на наличие  корректирующих – в направлении  восстановления равновесия как рыночных, так и нерыночных механизмов, явно проявляются следующие особенности  рынка труда: безработица не исчезает даже в момент равновесия, то есть равновесная  цена не всегда обеспечивает полную занятость. Это происходит по следующим причинам:

1. Предложение рабочей силы не может быть резко сокращено или увеличено вслед за спросом, оно обладает гораздо меньшей эластичностью по сравнению со спросом;

2. Колебание цены труда может происходить в определённых границах: от нижней - стоимости рабочей силы до верхней - вновь созданной стоимости, говоря другими словами, зарплата в нормальных условиях - длительно не может быть ниже прожиточного минимума или же превышать общий доход производителя;

3. Полной 100% занятости не может быть и потому, что всегда найдутся люди, которые по различным причинам, например по собственному желанию являются незанятыми, безработными, то есть всегда существует естественный уровень безработицы;

4. На рынке труда активно действуют такие неконкурентные факторы как государство, профсоюзы, крупные работодатели (предприятия) в результате влияния которых совершенная конкуренция превращается в несовершенную; объектом их воздействия выступают не только заработная плата, но и производительность труда, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и др.

Анализ рынка труда  приводит к выводу о том, что он не только не однороден, обладает многослойной структурой, но и не статичен, является весьма динамичной, постоянно развивающейся  социально – экономической системой.

Можно выделить внешние и  внутренние факторы, влияющие на рынок  труда:

1) внешние - кризисный спад общественного производства, структурная перестройка производства, сокращение вооружённых сил, изменение отношений собственности, денежно – кредитная и финансовая политика государства;

2) внутренние (они являются  систематизирующими и воздействуют  на предложение труда, а не  на его спрос) – демографическая  ситуация, образование, подготовка и переподготовка кадров, миграция;

Целенаправленная  политика создания новых рабочих  мест становится тем более актуальной, что современный уровень НТП  позволяет обеспечить экономический  рост без увеличения занятости.

 

 

Глава 2. Государственное воздействие на рынок труда

2.1 Теоретические подходы к исследованию рынка труда

Проблемы  рынка труда, его регулирования  и роли государства в этом процессе привлекали внимание различных экономических  школ. Преимущественно данные вопросы  исследовались в контексте проблем  занятости, изучению которых и сопряженным  с ними аспектам посвящено множество  работ. При этом регулирование рынка  труда если оно допускалось некоторыми экономическими школами, то сводилось, в основном, к борьбе с безработицей или в лучшем случае — к выяснению ее причин.

Теоретический фундамент учения о рынке труда  в экономической науке был  заложен представителями классической школы (Т. Мальтус, А. Смит, Д. Рикардо и др.). Так, Т. Мальтус считал, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.

По мнению классической экономической теории, рынок труда способен к саморегулированию. Одним из положений учения А. Смита  был тезис о свободной конкуренции  как условии оптимального использования  материальных, финансовых и людских  ресурсов: «Так, по крайней мере, обстояло бы в обществе, где дела были бы предоставлены  своему естественному течению, где  существовала бы совершенная свобода, и где каждый был бы абсолютно волен выбирать занятие, которое считает подходящим, и менять его, когда сочтет нужным».

 Представители данного направления экономической теории рассматривали труд как обычный товар, который продается на рынке труда, а спрос и предложение рабочей силы подчиняются тем же законам, что и на любом другом рынке. Наиболее благоприятное состояние равновесия на рынке труда - полная занятость, которое рано или поздно обязательно установится на рынке само по себе. По мнению А. Смита, объем занятости населения в экономике определяется величиной средней ставки заработной платы одного рабочего, если она увеличивается, то снижается возможность обеспечения занятости.

А. Смит, исходил из того, что рынок труда  является рынком совершенной конкуренции, однако отмечал, что на рынке труда  преимущество лежит всегда на стороне  работодателей, так как они менее  многочисленны по сравнению с  наемными работниками, потребность  работодателя в работнике меньше, чем работника в работодателе, поскольку заработная плата для  работника является основным источником дохода. Следовательно, рынок труда  уже в XVIII веке не был рынком совершенной  конкуренции, способным к саморегулированию, поскольку, конкуренция существовала в основном между работниками, а  между работодателями ее практически  не было, значит, уже тогда рынок  труда нуждался в регулировании.

Классики полагались на то, что в процессе производства создается доход, сбережения которого являются инвестициями, за счет них предприниматели расширяют производство и наращивают занятость. Таким образом, увеличивается совокупный доход, следовательно, растет совокупное потребление и совокупный спрос, это заставляет предпринимателей расширять производство. Значит, на рынке труда всегда восстанавливается полная занятость и существует только добровольная безработица. Однако, как показали дальнейшие исследования, нет гарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью, какую-то часть дохода можно сберечь, и поэтому она не найдет отражения в спросе. Сбережения вызовут недостаточность потребления, в результате - непроданные товары, сокращение производства и безработица.

В данном учении присутствует достаточно много  абстракции, поэтому тезис о саморегулировании  рынка труда также можно отнести  к одной из классических утопий. По мнению экономистов-классиков, государство  своим регулированием рынка труда нарушает рыночный механизм.

Эти подходы  были развиты в неоклассической  экономической теории А. Маршаллом, А. Пигу, М. Фелдстайном и др. Так, А. Маршалл, исследуя рынок труда, отмечал несовершенство системы его саморегулирования: «В то время как на товарном рынке преимущества при заключении сделки могут быть вполне равномерно распределены между обеими сторонами, на рынке рабочей силы преимущество чаще оказывается на стороне ее покупателей, а не продавцов». Особенно, по его мнению, «работники физического труда как класс в торге с работодателями находятся в невыгодном положении при заключении сделки». А. Маршалл считал, что «чем выше мобильность рабочей силы, чем менее узко она специализирована, чем более настойчиво родители стремятся подбирать своим детям наиболее выгодные профессии, чем быстрее рабочие могут приспособиться к изменяющимся условиям, тем более конкурентоспособны работники на рынке труда». Наиболее конкурентоспособные, по мнению ученого, на рынке труда люди, которые относятся к «высшим категориям труда», так как располагают большими резервными фондами, большими знаниями и большей решительностью, то есть те, кто материально достаточно обеспечен и обладает многими положительными качествами рабочей силы.

Важное  методологическое значение для обоснования  процессов регулирования рынка  труда имеют положения, обоснованные А. Пигу. По его мнению, на рынке труда  действует несовершенная конкуренция, она ведет к завышению цены труда. Поэтому предпринимателю  выгоднее заплатить высокую заработную плату, квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость  выпуска продукции. За счет высокопроизводительного  труда предприниматель имеет  возможность сократить рабочий  персонал. Заслуживает внимание, позиция  А. Пигу о том, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но всё же, эта теория не может дать полного объяснения источников колебаний на рынке труда. Кроме того, статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.  
По мнению неоклассической экономической теории, вмешательство в регулирование рынка труда осуществляется посредством методов борьбы с безработицей, которые проводит правительство конкретной страны. В качестве таких мер, направленных на основную причину безработицы - высокую заработную плату, А. Пигу и его последователи предлагали: содействовать снижению заработной платы, разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы, государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.  
Сторонники неоклассической экономической теории, также как и их предшественники отвергают существование механизма регулирования рынка труда, но допускают регулирование безработицы и иногда соотношения спроса и предложения. Заработная плата, по их мнению, является основным инструментом регулирования рынка труда. Из рекомендаций неоклассиков при регулировании рынка труда широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками, использование частичного рабочего дня, что сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры.

Еще один подход к проблемам регулирования  рынка труда отражает монетаризм, возникший на базе классической экономической теории, представители которого М. Фридмен, Т. Саржент, Р. Селден , разработали предложение по кредитно-денежным мерам поддержания стабильности в экономике, включая занятость населения.

Монетаристы исходят из того, что занятость  связана лишь с краткосрочной  непредвиденной инфляцией, поскольку  она отклоняет уровень безработицы  от естественного. Важное методологическое значение имеет положение М. Фридмена о существовании естественного уровня безработицы, который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее естественного уровня с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.  
Видя бессмысленность политики стимулирования спроса, М. Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности  регулирования рынка труда основным является непредсказуемость результатов  государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта  этих мер.

По мнению представителей данной школы, государственная политика в области увеличения занятости приводит к росту инфляции, тем самым только ухудшая положение на рынке труда. Вместе с этим следует отметить, что авторы данной теории допускают проведение государством некоторых мер антиинфляционного характера, в том числе: сокращение расходов на социальные нужды, снижение налогов, т. е. создание наиболее благоприятной обстановки для частной инициативы и господства свободных рыночных отношений.

Следовательно, сторонники рыночного саморегулирования  рынка труда считают недопустимым глубокое вмешательство государства: помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический  рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и  новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в  другие страны.

Методологически значимыми для предмета настоящего исследования представляются положения  К. Маркса, согласно которым на рынке  труда продается способность  человека к труду. Стоимость труда  К. Маркс определял как вновь  созданную стоимость, воплощенную  в товаре, наемный рабочий получает ее часть, стоимость рабочей силы.

Информация о работе Государственная политика в области занятости