Государственная экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Применение в разных странах той или иной модели рыночной экономики имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено уровнем развития производительных сил, историческими и национальными условиями. Совокупность мер государственного воздействия на социально-экономические процессы выбирается в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и на основе анализа факторов, ее определяющих.

Содержание

Введение 3
1. Основы методологии государственного управления 4
2. Варианты государственного воздействия на социально-экономические процессы 5
3. Цели и задачи экономической и социальной политики государства 8
4. Государственное управление 11
5. Экономическое и социальное прогнозирование развития территории 14
6. Планирование экономического и социального развития территории 15
7. Программно - целевой метод управления экономикой 17
8. Балансовый метод 18
9. Бюджетное регулирование 18
10. Моделирование в государственном регулировании экономики 19
11. Сущность налоговой системы. Функции налогов 20
12. Государственный заказ 21
13. Антимонопольная политика государства 22
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     Государственный заказ является формой прямой государственной  поддержки перспективных проектов и программ. Через него государство может облегчить хозяйствующим субъектам освоение новой продукции, создать надежный рынок ее сбыта. Кроме того, получение госзаказа повышает престиж товарной марки фирмы. Выгодность получения государственных ассигнований на закупку продукции и финансирование науки порождает в рыночной экономике достаточно сильную конкуренцию за них.

     Государственный заказ разрабатывается в рамках федеральной целевой программы по определенному направлению в соответствии с законом Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для федеральных государственных нужд». Государственный заказ осуществляется в виде:

     - закупки продукции для государственных  нужд;

     - кредитования разработок и внедрения  новых технологий;

     - кредитования строительства производственных  и непроизводственных объектов.

13. Антимонопольная политика государства

     Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства в  экономику. Регулирование развивается  в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму менее жесткого антимонопольного законодательства.

     Антимонопольная политика государства включает:

     - запрет на ограничение самостоятельности  организаций и предпринимателей в области производства и реализации товаров и услуг;

     - запрет на установление исключительных  условий для деятельности

     отдельных хозяйствующих субъектов;

     - отмену монополистических соглашений;

     - запрет конкурирующим фирмам  договариваться о ценах;

     - контроль на рынке ценных бумаг за приобретением акций конкурирующих фирм;

     - запрет действий, относящихся к  недобросовестной конкуренции;

     - разделение компаний-монополистов;

     - стимулирование развития малого  и среднего бизнеса;

     - контроль за процессами создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

     - контроль за ходом приватизации  предприятий-монополистов.

     Для осуществления функций по ограничению  монополистической деятельности на товарных рынках образованы Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации и его территориальные управления. Эти органы наделены широкими

     полномочиями  в области развития конкуренции. Они осуществляют контроль за созданием, слиянием, ликвидацией, преобразованием  хозяйствующих субъектов, за соблюдением законодательства по защите прав потребителей, разрабатывают мероприятия и организуют их реализацию по защите прав потребителей, проводят предупредительную работу и пресекают монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, имеют право давать предписания о принудительном разделении предприятия-монополиста, расторжении или изменении договоров, соглашений, актов, противоречащих антимонопольному законодательству, содействуют развитию конкуренции и предпринимательства. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации координирует разработку и реализацию отраслевых и региональных программ демонополизации, участвует в формировании международных программ по проведению антимонопольной политики и защите прав потребителей.

     Одна  из наиболее важных задач государственного регулирования экономики при  становлении и функционировании рынка – предотвращение проявлений монополизма. С этой целью разрабатываются программы демонополизации в целом по стране, а также в отраслевом и региональном разрезах. Успех мероприятий по ограничению монополистической деятельности во многом зависит от общего состояния экономики страны, формирования рыночной инфраструктуры, тесно связан с такими процессами, как оздоровление денежно-финансовой системы, либерализация ценообразования.

Заключение

     Государственная экономическая политика - генеральная  линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства  в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

     Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

     Назначение  государства заключается в обеспечении  эффективной работы рынка. В открытой экономике главной проблемой  государственного управления и регулирования является достижение внутреннего и внешнего равновесия функционирования трех рынков: товарного, денежного и валютного.

     В мировой практике управления принято  различать активную и пассивную  государственную экономическую  политику. Первая из них предполагает относительную неизменность заранее  объявленных целевых ориентиров, принимающих форму нормативных экономических показателей (индикаторов). Пассивная макроэкономическая политика – это политика «свободы действий», она означает отсутствие каких-либо количественных рамок, предусматривает в каждом конкретном случае по мере необходимости то или иное вмешательство в экономику Правительства и Центрального банка. Опыт макроэкономического регулирования в развитых индустриальных странах свидетельствует о неоспоримых преимуществах «игры по правилам» перед произвольной политикой.

     Справедливый  и эффективный рынок не создается сам собой, а является следствием обоснованной государственной экономической политики.

     Государственная политика результат деятельности органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. Различают экономическую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную, валютную, ценовую государственную политику. Недостатки рыночной системы могут корректироваться государством. Однако существует предел такого вмешательства, за которым

     начинаются диспропорции в рыночном механизме, снижается эффективность производства. Тогда возникает необходимость в разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерного государственного воздействия.

Литература

 
  1. Елькин  В.А., Елькина Н.В. Государственное  управление и экономическая политика. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.- 304 с.
  2. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М., 1998.
  3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. М.: Юрид. лит.,1997.
  4. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие для вузов / В.А. Пикулькин, Ю.М. Дурдыев,

    В.Э. Комов и др. Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина/Всерос. заоч. фин-экон. ин-т. М.: Финстатинформ, 1997.

  1. А.Д. Нестерова. Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. - 63 с.
  2. М.В. Новиков Государственное регулирование экономики: конспект лекции/ Таганрог, 2000. – 156 с.

Информация о работе Государственная экономическая политика