Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:58, реферат
Применение в разных странах той или иной модели рыночной экономики имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено уровнем развития производительных сил, историческими и национальными условиями. Совокупность мер государственного воздействия на социально-экономические процессы выбирается в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и на основе анализа факторов, ее определяющих.
Введение 3
1. Основы методологии государственного управления 4
2. Варианты государственного воздействия на социально-экономические процессы 5
3. Цели и задачи экономической и социальной политики государства 8
4. Государственное управление 11
5. Экономическое и социальное прогнозирование развития территории 14
6. Планирование экономического и социального развития территории 15
7. Программно - целевой метод управления экономикой 17
8. Балансовый метод 18
9. Бюджетное регулирование 18
10. Моделирование в государственном регулировании экономики 19
11. Сущность налоговой системы. Функции налогов 20
12. Государственный заказ 21
13. Антимонопольная политика государства 22
Заключение 23
Литература 24
Государственный
заказ является формой прямой государственной
поддержки перспективных
Государственный заказ разрабатывается в рамках федеральной целевой программы по определенному направлению в соответствии с законом Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для федеральных государственных нужд». Государственный заказ осуществляется в виде:
-
закупки продукции для
-
кредитования разработок и
-
кредитования строительства
Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства в экономику. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму менее жесткого антимонопольного законодательства.
Антимонопольная политика государства включает:
-
запрет на ограничение
-
запрет на установление
отдельных хозяйствующих субъектов;
-
отмену монополистических
- запрет конкурирующим фирмам договариваться о ценах;
- контроль на рынке ценных бумаг за приобретением акций конкурирующих фирм;
- запрет действий, относящихся к недобросовестной конкуренции;
-
разделение компаний-
-
стимулирование развития
-
контроль за процессами
-
контроль за ходом
Для осуществления функций по ограничению монополистической деятельности на товарных рынках образованы Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации и его территориальные управления. Эти органы наделены широкими
полномочиями в области развития конкуренции. Они осуществляют контроль за созданием, слиянием, ликвидацией, преобразованием хозяйствующих субъектов, за соблюдением законодательства по защите прав потребителей, разрабатывают мероприятия и организуют их реализацию по защите прав потребителей, проводят предупредительную работу и пресекают монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, имеют право давать предписания о принудительном разделении предприятия-монополиста, расторжении или изменении договоров, соглашений, актов, противоречащих антимонопольному законодательству, содействуют развитию конкуренции и предпринимательства. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации координирует разработку и реализацию отраслевых и региональных программ демонополизации, участвует в формировании международных программ по проведению антимонопольной политики и защите прав потребителей.
Одна из наиболее важных задач государственного регулирования экономики при становлении и функционировании рынка – предотвращение проявлений монополизма. С этой целью разрабатываются программы демонополизации в целом по стране, а также в отраслевом и региональном разрезах. Успех мероприятий по ограничению монополистической деятельности во многом зависит от общего состояния экономики страны, формирования рыночной инфраструктуры, тесно связан с такими процессами, как оздоровление денежно-финансовой системы, либерализация ценообразования.
Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.
Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.
Назначение
государства заключается в
В
мировой практике управления принято
различать активную и пассивную
государственную экономическую
политику. Первая из них предполагает
относительную неизменность заранее
объявленных целевых
Справедливый и эффективный рынок не создается сам собой, а является следствием обоснованной государственной экономической политики.
Государственная политика – результат деятельности органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. Различают экономическую, бюджетно-финансовую, денежно-кредитную, валютную, ценовую государственную политику. Недостатки рыночной системы могут корректироваться государством. Однако существует предел такого вмешательства, за которым
начинаются диспропорции в рыночном механизме, снижается эффективность производства. Тогда возникает необходимость в разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерного государственного воздействия.
В.Э. Комов и др. Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина/Всерос. заоч. фин-экон. ин-т. М.: Финстатинформ, 1997.