Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:58, реферат
Применение в разных странах той или иной модели рыночной экономики имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено уровнем развития производительных сил, историческими и национальными условиями. Совокупность мер государственного воздействия на социально-экономические процессы выбирается в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и на основе анализа факторов, ее определяющих.
Введение 3
1. Основы методологии государственного управления 4
2. Варианты государственного воздействия на социально-экономические процессы 5
3. Цели и задачи экономической и социальной политики государства 8
4. Государственное управление 11
5. Экономическое и социальное прогнозирование развития территории 14
6. Планирование экономического и социального развития территории 15
7. Программно - целевой метод управления экономикой 17
8. Балансовый метод 18
9. Бюджетное регулирование 18
10. Моделирование в государственном регулировании экономики 19
11. Сущность налоговой системы. Функции налогов 20
12. Государственный заказ 21
13. Антимонопольная политика государства 22
Заключение 23
Литература 24
Разработка программы имеет определенную последовательность:
- определение проблемы и анализ исходного состояния изучаемого объекта;
- формирование комплекса целей программы;
-
определение множества
- анализ допустимых вариантов реализации программы и выбор из них наиболее эффективного;
-
окончательная детальная
Система управления программой представляет собой совокупность органов, наделенных определенными полномочиями, которые осуществляют руководство программой и ее выполнение. Основная проблема в организации системы управления программой заключается в обеспечении четкого распределения функций по принятию решений, а также ответственности между органами и руководителями, реализующими программу.
При принятии федеральных программ принимается постановление Правительства Российской Федерации. В нем указывается в соответствии с каким федеральным законом принята данная программа.
Констатируется факт ее утверждения и выделения под нее средств из федерального бюджета.
В постановлении Правительства РФ различным министерствам даются задания, связанные с принятием и реализацией федеральной целевой комплексной программы. В нем определяется кто будет осуществлять контроль за реализацией программы. В рассматриваемом во вставке случае контроль возложен на Министерство финансов Российской Федерации.
Если ранее уже было принято постановление Правительства Российской Федерации по решаемой проблеме, то оно признается утратившим силу. Обязательно в постановлении указывается с какого времени оно вступает в силу. Подписывает его Председатель Правительства Российской Федерации.
В зависимости от уровня разработки программы делятся на федеральные и региональные. Федеральные целевые программы направлены на решение приоритетных социально-экономических, научно-технических, природоохранных и других важнейших проблем, на согласование федеральных и региональных задач, комплексную разработку мероприятий.
Сущность балансового метода заключается в увязке потребностей и ресурсов, выявлении возможных несоответствий и диспропорций. В государственном управлении и регулировании экономики используются следующие группы балансов:
- балансы, определяющие исходные ориентиры основных пропорций экономического развития;
-
балансы, выступающие в
-
балансы, отражающие
Данные группы балансов связаны между собой и имеют важное значение в процессе государственного управления и регулирования экономики.
Первая группа балансов позволяет обосновать пропорции на перспективный период. Далее эти предварительные расчеты уточняются на основе мероприятий, предусмотренных в планах и программах. Балансы, разрабатываемые на основе статистической отчетности, являются базой для определения основных мероприятий по развитию хозяйства на дальнейшую перспективу.
По содержанию балансы можно разделить на следующие группы: материальные, стоимостные, трудовые. Материальные балансы используются для координации и увязки производства и потребления конкретных видов продукции. Для отдельных продуктов они разрабатываются в натуральном выражении. При составлении сводных материальных балансов применяются как условно натуральные единицы измерения, так и денежная оценка.
При
помощи стоимостных балансов формируются
пропорции в распределении
В целях обоснования перспектив развития экономики применяются стоимостные балансы: баланс производства, распределения и конечного использования национального дохода, баланс производства и использования национального продукта, государственный бюджет, баланс национального богатства.
Основу механизма бюджетного регулирования составляет организация целостной системы экономических отношений. Бюджетное регулирование это - совокупность механизмов, координирующих финансовые взаимосвязи. Они обеспечивают существование бюджетной системы в условиях целостности и единства федеративного государства. При этом предусматривается учет интересов участников бюджетного процесса в решении финансовых проблем, возникающих при закреплении определенного порядка бюджетного устройства и управлении бюджетным процессом страны.
Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого, составляется бюджет, различают государственный (федеральный
и субъектов Федерации), местный (муниципальный) и семейный (потребительский) бюджеты.
Федеральный бюджет является одним из наиболее обобщающих балансов, характеризующих состояние экономики страны, устойчивость ее финансового положения. Превышение расходов по федеральному бюджету над доходами свидетельствует о дефиците бюджета. Величина дефицита бюджета характеризует состояние государственных финансов и оказывает влияние на развитие инфляционного процесса. Изъятие из обращения части избыточной денежной массы, выпущенной в период инфляции, сопровождаемое общим снижением уровня цен в стране называется дефляцией. Она реализуется путем повышения учетных банковских ставок, увеличения налогов, расширения продажи государственных ценных бумаг и с помощью других мер.
В федеральном бюджете находит отражение соотношение доходов и расходов государства на предстоящий год и исполнение его за истекший год. Федеральный бюджет составляется Правительством РФ, а принимается после четырех чтений Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом РФ.
В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата Федерального Собрания контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое выделение бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденным федеральным Законом о федеральном бюджете на текущий год. Квартальная форма отчета утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.
Современная макроэкономика проводит анализ, состоящий из трех этапов. На первом этапе исследователи пытаются представить на теоретическом уровне процесс принятия решений отдельными фирмами и домашними хозяйствами, исходя при этом из упрощающей анализ предпосылки о существовании репрезентативной фирмы и репрезентативного домашнего хозяйства, являющихся чем-то вроде среднего типичного хозяйствующего субъекта. Затем, используя научный инструментарий, изучают поведение такой типичной фирмы в различных экономических условиях. На втором этапе посредством агрегирования, или, другими словами, сложения всей совокупности решений, принятых индивидуальными домашними хозяйствами и фирмами, анализируются общеэкономические тенденции для того, чтобы предсказать поведение экономики в целом. На третьем этапе, собирая и анализируя фактическую макроэкономическую информацию, исследователи проверяют с помощью фактических данных, имеет ли теория реальный смысл. Эти данные могут быть использованы для проверки существования гипотетических зависимостей, соответствующих количественных измерений, объяснения развития экономики в прошлом, а также для аргументации того или иного прогноза на будущее.
Налогообложение является важнейшим методом экономического управления, через который государство оказывает непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов. Налоги выполняют ряд взаимосвязанных функций. Фискальная функция связана с тем, что за счет налогов пополняется доходная часть государственного бюджета. Следующая функция направлена на стимулирование и регулирование масштабов, темпов развития и структурных сдвигов в экономике. Государство, разрабатывая систему налогообложения, учитывает перспективы экономической политики и с ее помощью оказывает влияние на организацию и ведение хозяйственной деятельности. Третья функция налогообложения связана с перераспределением национального дохода.
В
законодательном порядке
Принципы построения и организации взимания налогов определяется государственными законодательными актами. Следует различать: субъекты налогообложения (налогоплательщиков), объекты налогообложения (облагаемый доход, имущество), единицу обложения (единицу измерения объекта налога), налоговую ставку (норму налогообложения) и налоговый оклад (сумму налога с одного объекта), налоговые льготы.
Принцип
налогообложения – это
1)
«подданные государства должны
давать на содержание
2)
налог «должен быть
3)
налог должен взиматься в
4) издержки взимания налогов должны быть минимальными.
В
зависимости от характера организации
изготовления товаров, степени и
формы централизованного
- общественные блага;
- частные товары и услуги.
Производство товаров для общественных нужд полностью или частично финансируется, контролируется, а иногда и организуется государством.
Частные товары и услуги производятся хозяйствующими субъектами на условиях самофинансирования.
Государство, как субъект хозяйствования, решает стоящие перед ним задачи в рамках средств, имеющихся в его распоряжении. Экономической базой выполнения государством хозяйственных функций являются централизованные денежные средства, а также находящиеся в его собственности основные производственные и непроизводственные фонды.
Госзаказ - это договор государства с хозяйствующими субъектами на изготовление и поставку продукции, оказание услуг того или иного вида.
Ряд экономических, социальных, экологических и оборонных задач из-за масштабности и общенациональной значимости нецелесообразно решать на уровне хозяйствующего субъекта, поэтому государство берет на себя обеспечение страны общественными благами. Для этого государство в рамках имеющихся у него средств разрабатывает целевые комплексные программы, предусматривающие осуществление системы мероприятий, среди которых одно из центральных мест занимают госзаказы.
Признаками госзаказа являются конкретность, платность, приоритетность. Государственный орган, размещающий заказ, определяет параметры запроса, сроки его выполнения, формы и методы доведения продукции до потребителя. Источником финансирования выступает в зависимости от вида заказа бюджет соответствующего уровня и внебюджетные фонды.
Конкурентность
госзаказов является одним из важнейших
условий успешного
Госзаказ может быть использован как экономический и как административный метод государственного управления.