Государственная экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Применение в разных странах той или иной модели рыночной экономики имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено уровнем развития производительных сил, историческими и национальными условиями. Совокупность мер государственного воздействия на социально-экономические процессы выбирается в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и на основе анализа факторов, ее определяющих.

Содержание

Введение 3
1. Основы методологии государственного управления 4
2. Варианты государственного воздействия на социально-экономические процессы 5
3. Цели и задачи экономической и социальной политики государства 8
4. Государственное управление 11
5. Экономическое и социальное прогнозирование развития территории 14
6. Планирование экономического и социального развития территории 15
7. Программно - целевой метод управления экономикой 17
8. Балансовый метод 18
9. Бюджетное регулирование 18
10. Моделирование в государственном регулировании экономики 19
11. Сущность налоговой системы. Функции налогов 20
12. Государственный заказ 21
13. Антимонопольная политика государства 22
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     При этом либо растет эффективность функционирования системы, но основные доходы достаются узкому кругу лиц, либо наблюдается равномерное распределение доходов, что неизбежно ведет к снижению темпов экономического роста.

4. Государственное  управление

     Основными экономическими агентами рыночной среды, регулируемой

     государством, являются следующие группы участников хозяйственной

     деятельности:

     1. Потребители.

     2. Поставщики.

     3. Посредники.

     4. Государственные органы управления.

 

     Рис. 1 - Взаимодействие основных субъектов рынка на территории

     при формировании рыночной среды 

     Порядок и правила экономических взаимоотношений устанавливает государство, которое через уполномоченные органы осуществляет регулирование и контроль за состоянием рыночной среды. Государственные органы управления должны быть независимы от хозяйствующих субъектов и предназначены выражать интересы всего населения, проживающего на данной территории.

     Одной из важных составных частей деятельности государства по совершенствованию  управления является отработка структуры  органов государственной власти.

     Рис. 2 - Система государственного управления рыночной средой

     где А - потребители;

     Б - посредники;

     В - производители;

     I - информационная подсистема сбора  и обработки данных;

     II - подсистема измерения состояния  рыночной среды;

     III - подсистема оценки и анализа  состояния рыночной среды;

     IV - подсистема принятия управленческих  решений;

     V - подсистема регулирующего воздействия  на рыночную среду. 

     Структура Правительства должна давать возможность  проводить в жизнь реформаторскую политику Президента и Правительства. Задача  Правительства не командовать отраслями и предприятиями, а определять экономическую политику, способствовать становлению рыночных отношений между свободными товаропроизводителями.

     В целях совершенствования информационного  обеспечения принимаемых управленческих решений должен проводиться анализ и прогнозирование экономической и социально-политической ситуации в стране и ее отдельных регионах, деятельности представительных органов государственной власти, состояния науки, образования, культуры и искусства, целесообразно осуществлять экспертизу нормативных документов, представляемых Президенту РФ, разрабатывать проекты нормативных документов, предложения и рекомендации.

     Эффективная, четкая и слаженная деятельность государственного аппарата зависит  во многом от определения компетенции каждого органа управления. Устанавливая с помощью правовых норм компетенцию своих органов, государство производит «разделение труда» между ними и в то же время обеспечивает согласование их усилий, определяет роль каждого структурного подразделения в выполнении функций государства, очерчивает пределы, формы и методы их воздействия на работу хозяйствующих субъектов, на поведение граждан.

     Структура органов управления определяется сочетанием отраслевого и территориального принципов управления. Территориальный подход позволяет повысить эффективность производства за счет концентрации строительства, совместного создания дорог, единых источников водоснабжения, общего градостроительного комплекса. Территориальный подход позволяет уточнить отраслевые прогнозы с точки зрения воздействия на окружающую среду, обеспечения проектов рабочей силой, природными ресурсами.

     На  уровне субъекта РФ должна осуществляться региональная политика, способствующая прогрессивным структурным сдвигам в экономике территории, подведомственной субъекту РФ, ускорению развития слаборазвитых районов, регулированию размещения производительных сил. Для этого могут использоваться экономические рычаги (налоговые льготы, дифференцирование ставки платы за природные ресурсы и др.).

     Необходимо  обеспечение единства действий федеральных  и региональных органов, основанных на программе реформ, предусматривающих создание единого экономического пространства России, свободу перемещения на ее территории капиталов, товаров и услуг, рабочей силы, единство разработки и осуществления финансово-кредитной, налоговой политики, регулирования денежной системы, политики ценообразования. Решения региональных органов могут нейтрализовать на местах действия федеральных властей, поэтому необходима координация и согласованность действий на федеральном и региональном уровнях, в том числе и местного самоуправления. Задача федеральных органов власти и управления и соответствующих органов субъектов РФ - находить оптимальные пути совместных действий.

5. Экономическое и  социальное прогнозирование  развития территории

     Основными функциями социально-экономического прогнозирования территории являются:

     - анализ социальных и экономических  процессов и выявление сложившихся  тенденций развития территории;

     - определение альтернатив развития;

     - обоснование выбора пути развития  территории. Территориальные прогнозы разрабатываются как в целом по стране, так и по крупным регионам и более мелким территориальным образованиям. Виды прогнозов в зависимости от выбранного направления исследования развития территории делятся на:

     - демографические;

     - социальные;

     - экономические;

     - прогнозы наличия и использования  природных ресурсов;

     - экологические;

     - прогнозы развития науки и  техники;

     - отраслевые;

     - региональные.

     Каждое из этих направлений прогнозирования имеет свою специфику, свой определенный, в известной степени автономный, объект. Вместе с тем все они взаимосвязаны и между ними существуют прямые и обратные связи. Разработке экономических прогнозов предшествуют прогнозы использования природных ресурсов, научно-технического прогресса, демографические, социальные.

     На  основе совокупности вышеперечисленных  прогнозов разрабатывается сводный  прогноз по соответствующей территории. В нем содержатся:

     - сведения о роли региона в экономике страны;

     - общая характеристика региона;

     - данные о связи с другими  регионами;

     - выявленные закономерности и  тенденции экономического и социального  развития региона.

     Результатом регионального комплексного прогноза является концепция развития региона, определяющая направления возможного (вариантного) решения его сложных проблем.

     Разработка  прогнозов базируется на ряде принципов. Принцип системности означает, что социально-экономический комплекс территории рассматривается, с одной стороны, как единый объект, с другой стороны, как совокупность относительно самостоятельных направлений (блоков) прогнозирования. Системность предполагает также регулярность составления прогнозов при одновременной ориентировке на разные временные горизонты.

     Принцип адекватности объекту прогнозирования означает, прежде всего, максимальное приближение модели к устойчивым существенным закономерностям и тенденциям развития региона.

     Принцип целенаправленности прогнозирования  связан с необходимостью обоснования  перехода от сложившихся тенденций к траектории развития, в большей мере соответствующей долгосрочным целям.

     Разработка  прогнозов состоит из следующих  этапов: ретроспективный анализ развития объекта; установление срока, на который составляется прогноз, и определение целей; разработка вариантов достижения целей; оценка вариантов; выбор варианта.

6. Планирование экономического и социального развития территории

     Цель  планирования - устранить отрицательный  эффект неопределенности и изменчивости функционирования объекта, сосредоточить внимание на главных задачах и облегчить контроль за ходом развития объекта. Планирование социального и экономического развития территории означает определение задач, путей, параметров будущего состояния такой сложной, постоянно развивающейся системы как страна (субъект РФ, муниципалитет). Результатом планирования является система планов (долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных).

     Разработка  стратегии государственного управления и регулирования экономики включает следующие этапы: долгосрочная концепция формирования важнейших общеэкономических пропорций; среднесрочный прогноз развития экономики; индикативный текущий план стабилизации экономики, включающий меры воздействия на её развитие; система оперативного мониторинга, построенная на принципе «раннего обнаружения» на макроуровне возникающих в экономике проблем.

     Комплекс  регуляторов, встроенных в эту стратегию  государственного воздействия на экономику, предусматривает оперативную их корректировку в зависимости от складывающейся конкретной ситуации.

     В процессе выработки экономической  стратегии государственного управления и регулирования важная роль отводится индикативному планированию.

     Кроме того, в случае возникновения необходимости  устранения диспропорций на основе индикативного  плана вносятся корректировки в уже реализуемые программы. Прогнозная оценка возможной степени сбалансированности совокупного спроса и предложения, охватывающая как рынок средств производства и предметов потребления, так и рынок труда и капитала, служит основой для разработки мер по использованию конкретных экономических регуляторов государственного воздействия.

     Система индикаторов раннего обнаружения  диспропорций в экономике применяется для внутригодового скользящего мониторинга основных пропорций формирования валового внутреннего продукта и национального дохода. Это позволяет не только оперативно прогнозировать последствия реализации проводимой краткосрочной экономической политики, но и заблаговременно выявлять возможность обострения диспропорций в экономике.

     В структуру индикативного плана целесообразно включить три важнейших блока показателей:

     - общеэкономические индикаторы, отражающие  основные пропорции и

     структурные сдвиги в экономике, а также основные факторы их формирования;

     - показатели целевого воздействия  государства на формирование отдельных отраслей, сфер и региональных структур экономики;

     - важнейшие экономические регуляторы  государственного воздействия на пропорции и тенденции развития страны.

     Обобщающие  индикаторы развития экономики:

     - численность населения;

     - валовой внутренний продукт (валовой национальный продукт);

     - объем промышленной продукции;

     - валовая продукция сельского  хозяйства во всех категориях  хозяйств;

     - объем инвестиций за счет всех  источников финансирования;

     - размер инфляции;

     - розничный товарооборот;

     - прибыль по всем видам деятельности;

     - доходы и расходы на душу  населения;

     - численность лиц, имеющих статус  безработного;

     - экспорт;

     - импорт;

     - дефицит бюджета.

7. Программно - целевой метод управления экономикой

     Методология программно-целевого подхода предполагает, что для достижения поставленной цели должна быть разработана комплексная  программа, содержащая ряд мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, и финансируемая  за счет специально выделенных средств.

Информация о работе Государственная экономическая политика