Государственная экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:58, реферат

Описание работы

Применение в разных странах той или иной модели рыночной экономики имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено уровнем развития производительных сил, историческими и национальными условиями. Совокупность мер государственного воздействия на социально-экономические процессы выбирается в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и на основе анализа факторов, ее определяющих.

Содержание

Введение 3
1. Основы методологии государственного управления 4
2. Варианты государственного воздействия на социально-экономические процессы 5
3. Цели и задачи экономической и социальной политики государства 8
4. Государственное управление 11
5. Экономическое и социальное прогнозирование развития территории 14
6. Планирование экономического и социального развития территории 15
7. Программно - целевой метод управления экономикой 17
8. Балансовый метод 18
9. Бюджетное регулирование 18
10. Моделирование в государственном регулировании экономики 19
11. Сущность налоговой системы. Функции налогов 20
12. Государственный заказ 21
13. Антимонопольная политика государства 22
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

Государственное и муниципальное управление.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

     Все операционные рынки экономической  системы объединяются в зависимости  от сферы применения ресурсов на три основные, частично пересекающиеся группы рынков:

     - рынок товаров и услуг;

     - рынок факторов производства;

     - рынок финансовых средств.

     Каждый  из них, в свою очередь, делится на субрынки по следующим

     признакам:

     1. По экономическому назначению объектов (сырьевой рынок, рынок ценных бумаг, рынок труда, рынок промышленных товаров, рынок услуг и т. д.).

     2. По географическому положению  (местный, региональный, межрегиональный,  республиканский, федеральный, мировой).

     3. По отраслям (нефтяной, лесной, металлургический и т.д.).

     4. По степени ограничения конкуренции  (совершенный и несовершенный:  олигополистический, монополистический  и т.д.).

     5. По характеру продаж (оптовый,  мелкооптовый, розничный).

     Любой рынок обладает определенными свойствами экономической среды. Экономическая среда может обладать конкурентными свойствами, но может и не обладать ими. В первом случае ее принято называть конкурентной рыночной средой или просто рыночной средой.

     Рыночная  среда - это такое состояние совместной деятельности хозяйствующих субъектов на территории, которое характеризуется наличием условий для свободного применения всех имеющихся в их распоряжении ресурсов с целью эффективного их использования в собственных интересах.

     Рыночная  среда - это своего рода способ организации агентов рынка в процессе производства и реализации товаров, ресурсов и услуг. Первоначально участники экономической деятельности вынуждены самостоятельно договариваться между собой о правилах производства и реализации товаров. В этот период роль координирующих органов обычно выполняют общественные организации типа Союза промышленников и предпринимателей, разного рода ассоциации и т.д. В дальнейшем субъекты рынка делегируют часть прав по организации рыночной среды профессиональным и постоянно действующим регулирующим органам. Как правило, ими становятся государственные органы управления. В этих условиях рыночная среда приобретает организованный характер. Часть рынков, в основном теневых, несмотря на бесперспективность данного направления регулируется отнюдь не государством, а организованной преступностью.

     При делегировании части прав по организации  рыночной среды профессиональным и  постоянно действующим регулирующим органам состояние рыночной среды  принято называть организованным рынком в отличие от неорганизованного стихийного рынка. Организованный рынок это высоко информированный рынок, в котором действия субъектов осуществляются по определенным, заранее оговоренным и одобренным всеми участниками правилам, что позволяет им избежать недобросовестной конкуренции и неоправданных потерь. Только конкурентная рыночная среда способна к саморазвитию и саморегулированию.

3. Цели и задачи  экономической и  социальной политики  государства

     Цели  и задачи экономической и социальной политики государства зависят от того, какая в стране система, рыночная или распределительная. В распределительной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг путем строгой централизации и распределения. Такая система показала свою неэффективность и не обеспечила решение главной цели - рост благосостояния общества.

     В рыночной экономике перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг, но от этого оно не в меньшей мере заинтересовано в росте благосостояния общества. Государственная политика должна реагировать на изменения в рыночной системе, иначе вместо стабилизации может возникнуть кризисная ситуация в экономике. Государству приходится постоянно корректировать степень своего влияния.

     Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, это корректировка «несовершенства» рыночного механизма по отношению к так называемым общественным товарам, которые потребляются коллективно. Например, содержание армии, милиции осуществляется обществом в целом.

     Рыночный  конкурентный механизм не способен решить проблемы внешних эффектов. Это, прежде всего, связано с загрязнением окружающей среды, которое требует дополнительных затрат. Кроме того, рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов отдельных групп населения. Это может привести к социальным конфликтам. Необходимы усилия по сокращению уровня безработицы. Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, ограничивая власть монополий. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это слишком рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов.

     Задачей государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это сложнейшая задача, решение которой наталкивается на множество противоречий и осуществляется с учетом конкретных условий.

     Целенаправленная  деятельность государства (в лице органов  государственной власти и местного самоуправления) по использованию бюджетно-финансовой и денежно-кредитной систем для реализации задач экономической политики представляет собой бюджетно-финансовую политику.

     В зависимости от конкретной хозяйственной  и политической ситуации, а также от стратегии экономического развития страны бюджетно-финансовая политика предусматривает разную степень перераспределения национального дохода через бюджет, больший или меньший уровень централизации финансовых ресурсов внутри бюджетной системы, усиление или ослабление регламентации использования бюджетных средств, приоритетность бюджетного финансирования тех или иных мероприятий, выбор путей достижения сбалансированности бюджетных доходов и расходов и т.д. Бюджетно-финансовая политика включает в себя налоговую политику (систему мероприятий, проводимых государством в области налогов) и тесно связана с денежно-кредитной, ценовой и валютной политикой.

     Денежно-кредитная  политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. Одной из форм денежно-кредитной политики центральных банков, направленной на государственное регулирование экономики, является дисконтная политика.

     Она осуществляется путем повышения  или понижения учетной ставки в целях воздействия на объем кредита в стране, темп инфляции, а также состояние платежного баланса и валютный курс.

     Валютная  политика - совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм, осуществляемых в области валютных отношений. В рамках текущей политики осуществляют оперативное регулирование рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, ограничений, субсидирования, диверсификации валютных резервов и т. д. Долговременная политика предполагает долгосрочные меры по последовательному изменению действующего механизма с помощью межгосударственных переговоров и соглашений, прежде всего, в рамках Международного валютного фонда, а также валютных реформ.

     Государственная экономическая политика, направленная на борьбу с инфляцией путем прямого ограничения заработной платы и ценового контроля, является политикой цен и доходов. Она основывается на концепции государства по изменению уровней цен с учетом динамики предложения и спроса. Для этого используются ресурсы госбюджета для регулирования экономики, создания конкурентной среды и устранения монополистических тенденций. В условиях развитого рынка и эффективной экономики ценовой политикой фирм становится стратегия низких издержек, которая связывает достижение конкурентных преимуществ с более низкими затратами на производство и сбыт продукции.

     В периоды стабильного развития экономики  уменьшается влияние государства  на экономические процессы, большее внимание уделяется социальному развитию. В периоды кризиса, спада производства государство концентрирует свою экономическую политику на стимулировании предпринимательства, инвестиционной активности. В бюджете возрастает доля социальных расходов на поддержку безработных и малоимущих, государство увеличивает число рабочих мест в целях сдерживания роста безработицы. При нарастании инфляционных процессов ограничение кредитно-денежной массы достигается за счет роста учетной ставки, а также уменьшения непроизводительных расходов государства, социальных субсидий, различных дотаций. Рост налогов направлен на ограничение покупательной способности населения, что позволяет сбалансировать совокупный спрос и предложение.

     Рыночная  система не может обойтись без  вмешательства государства.

     Однако  существует предел, за которым начинаются диспропорции в рыночным механизме, снижается эффективность производства. Тогда возникает необходимость  в разгосударствлении экономики, избавлении ее от чрезмерного государственного воздействия.

     Уровень эффективности функционирования рыночной среды в наиболее общем виде можно  оценить по формуле

                                             

     где Jэфф - индекс относительного уровня эффективности функционирования рыночной среды;

     Эфакт - фактический уровень состояния эффективности функционирования рыночной среды;

     Ээт - эталонный уровень состояния эффективности функционирования рыночной среды.

     Вектор  развития территориально-экономических  систем может быть разным по направлению. Он обуславливается выбранной стратегией достижения поставленных целей.

     Задача  правительств всех уровней вовремя  разглядеть опасность выхода ситуации из-под контроля и сместить акценты  своего поведения так, чтобы не только в период рецессии (спада) уделять большее внимание вопросам эффективности, но и при малейшей возможности компенсировать населению его потери на подъеме экономики. Если ожидания не оправдаются, то из-за недоверия властям владельцы ресурсов не станут инвестировать свои сбережения, будет наблюдаться уход от налогов и перевод доходов за пределы данной территории. Одновременно те регионы, где наблюдается устойчивый баланс эффективности и справедливости, при прочих равных условиях, будут более привлекательны для инвесторов.

     В каждый конкретный момент времени под  воздействием мнений различных экономических групп населения в стране формируются определенные предпочтения, представленные внешне в виде кривых социального безразличия. Они отражают общепринятые в обществе допустимые пределы возможных ограничений тех или иных свобод собственников ресурсов в ущерб другим свободам.

     Кривые  социального безразличия обычно формулируются представительными  органами власти в виде правовых актов, стандартов проживания, экономических нормативов. Они не являются стабильными и подлежат пересмотру в зависимости от конкретной экономической ситуации. Вектор траектории развития территорий обосновывается правительством исходя из собственных политических возможностей, массы имеющихся под его контролем ресурсов, силы экономической власти.

     Политика  правительства объявляется заранее в виде программы и обычно ассоциируется с автором, под чьим руководством она разработана.

     Пересечение вектора развития страны и кривой социального безразличия дает общую  оценку экономической ситуации на территории. Кривая социального безразличия представляет собой такое сочетание социально-экономических свобод, которые обеспечивают допустимое с точки зрения основной массы населения равновесие уровней эффективности и справедливости в данный момент.

     Она показывает, какой частью экономической справедливости готово пожертвовать общество, чтобы добиться эффективного развития. Предпочтение тех или иных свобод может быть только в ущерб другим свободам.

Информация о работе Государственная экономическая политика