Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:26, курсовая работа
Целью данной работы является нахождение путей создания эффективной системы планирования.
Суть вопроса на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее деятельности на основе ее сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинг, финансы и производство.
При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу (при ответе на первый вопрос) изучаются другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются экономические условия, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие факторы состояния экономики, политическая ситуация и другие факторы внешней среды). Ответ выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению.
Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей [12, c. 123-124].
Можно утверждать, что планирование наводит мост между существующим положением дел и тем, которого необходимо достичь. Оно дает возможность:
1. реализовать предоставляющиеся возможности;
2. свести к минимуму будущие риски.
Процесс планирования включает несколько последовательных этапов конкретных управленческих действий, в том числе:
При разработке планов, необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде [16, c. 107].
Для
обеспечения эффективного управления
деятельностью предприятия
Обеспечение
полноты и достоверности
Ясность
и однозначность планов означает,
что цели и задачи должны иметь
понятные и воспроизводимые
Непрерывность
планирования отражает факт, что планирование
не является одноразовым актом, а
представляет непрерывный процесс.
Это находит выражение в
Кроме того, при определении уровня детализации плана и объема работ по планированию необходимо всегда руководствоваться принципами разумности и экономичности планирования [9, c. 24].
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры применяют в своей работе.
Балансовый метод основывается
на взаимной увязке ресурсов,
которыми будет располагать
Другим методом планирования является нормативный. Он состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период кладутся нормы затрат различных ресурсов. Технико-экономические нормативы характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Третья группу методов планирования составляют математические, сводящиеся к расчетам на основе различного рода моделей.
Единого
метода планирования, который бы соответствовал
каждой ситуации, не существует. Организационное
планирование в конкретной фирме
может основываться на использовании
различных методов и способов планирования,
их сочетании [20, c. 70-72].
1.3
Формы, виды и способы
планирования
В практической деятельности организаций существуют различные формы планирования, использующие им соответствующие методы и виды планов.
В зависимости от содержания, целей и задач, а также в зависимости от длительности планового периода можно выделить следующие формы планирования:
1.
долгосрочное планирование: заключается
в основном в определении
2.
среднесрочное планирование: охватывает
период в 2- 5 лет, содержит количественные
показатели, отражает детальные
сведения по всей номенклатуре
продуктов, данные о
3.
краткосрочное (текущее)
Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного стратегического планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает формирование среднесрочного стратегического и оперативного планов. Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов и финансовых планов, которые составляются по каждому подразделению на соответствующий период, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план предприятия [15, c. 67].
Виды планирования можно классифицировать по следующим признакам:
По широте охвата:
По функции:
По степени детализации планов:
По обязательности выполнения:
Виды планов могут быть классифицированы по двум основным признакам [1, c. 59]:
1. в зависимости от видов хозяйственной деятельности: планы НИОКР, производства, сбыта, материально- технического снабжения, финансовый план, план капитальных вложений;
2. в зависимости от организационной структуры предприятия: планы предприятия в целом, планы производственного отделения, планы дочерней компании, планы структурного подразделения.
В деятельности туристических предприятий существует много способов планирования, но основными из них являются: планирование сверху вниз, снизу вверх, смешанный и целевой.
Каждая фирма выбирает такой способ планирования, который наиболее точно отвечает ее потребностям и специфике работы. Кроме того, выбор способа планирования основном определяется традиционными подходами к управлению, которые сложились в конкретной фирме, городе, регионе. Начиная создавать свою фирму, любой предприниматель должен выбрать наиболее приемлемый способ управления собственной фирмой, поскольку частая смена стиля управления вносит разлад в управленческую систему.
Планирование сверху вниз. При этом способе планирования руководитель фирмы совместно со своими заместителями разрабатывает стратегию развития фирмы на запланированный период и определяет основные пути ее достижения. Затем основные показатели развития фирмы на запланированный период передаются в плановый или экономический отдел для разработки планов и после утверждения руководством фирмы доводятся до сведения всех подразделений, которые изыскивают способы их выполнения. Этот способ чаще всего применяется в Украине и других странах СНГ, поскольку такое планирование основано на командно-административном стиле управления, который привычен большинству наших новых предпринимателей. Недостатком такого подхода к планированию является то, что руководство фирмы не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев. К тому же, недостатки планирования или текущей работы фиксируются именно низовыми звеньями, которые далеко не всегда имеют возможность донести эту информацию до руководства.
Планирование снизу вверх. Этот способ планирования предполагает большую самостоятельность и ответственность всех подразделений фирмы и каждого сотрудника. Наиболее действенной эта система является для акционерных обществ закрытого типа. При таком способе планирования каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде. Руководитель подразделения самостоятельно или с работниками на основе представленных предложений формирует программу (план) работы своего подразделения в плановом году и передает эту информацию в плановый отдел, где собственно и происходит процесс планирования и координирования работы всех подразделений. Затем план возвращается в подразделения, где рассматривается и одобряется, а при необходимости и корректируется с учетом замечаний и передается на утверждение руководителю предприятия. Этот способ планирования базируется на философии тех фирм, которые пропагандирует творческий подход в управлении предприятием работниками всех уровней. Доверие к исполнителям стимулирует их работу и придает ей значимости в глазах их. Но и этот способ планирования имеет недостатки. Прежде всего – это невозможность “снизу” определить и оценить глобальность задач, которые стоят перед предприятием.