Функция планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является нахождение путей создания эффективной системы планирования.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

      ВВЕДЕНИЕ 

      Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие: планирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и  стимулирование. Каждая функция характеризуется  присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект. Функции управления всегда направлены на достижение целей управления.

      Одной из функций управления любым предприятием является планирование. Многолетний  опыт зарубежных фирм и предприятий Республики Беларусь предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

     Руководство любого предприятия все время  ощущает необходимость выбора. Оно  должно осуществить выбор оптимальной  цены реализации, величины объема продукции, принимать решения в области  кредитной и инвестиционной продукции и многое другое. Чтобы обеспечить возможность принятия экономически обоснованных решений, на предприятии производятся и анализируются расчеты альтернативных предложений и описываются ожидаемые результаты экономической деятельности. Правда, руководители многих предприятий (особенно небольших) склонны считать, что не стоит тратить время на так называемое «формальное планирование» (т.е. подробно фиксировать на бумаге всю схему действий), поскольку экономическая ситуация так быстро меняется, что приходится постоянно вносить изменения и дополнения в первоначальную схему действий.

     Однако  ученые, а также руководители крупных  предприятий относят планирование к деятельности высшего порядка  и считают, что формальное планирование предоставляет немало выгод:

  1. помогает руководству предприятия мыслить перспективно;
  2. способствует четкой координации предпринимаемых предприятием усилий;
  3. формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля;
  4. готовит предприятие к возможным внезапным рыночным переменам;
  5. демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц;
  6. способствует также привлечению инвестиций в производство и организации совместных предприятий с зарубежными фирмами.

      Планирование  хорошо работает в условиях стабильной, четкой, формализуемой и прогнозируемой среды. В этом случае планирование позволяет заранее предвидеть все основные наступающие события и вовремя принять все полезные меры, включая эффективное размещение и использование ресурсов.

      Однако  планирование может использоваться не только в условиях стабильной, четкой, формализуемой и предсказуемой среды, но и в условиях турбулентной, нечеткой и плохо прогнозируемой среды. Поэтому, тема курсовой работы является очень актуальной.

      Целью данной работы является нахождение путей создания эффективной системы планирования.

      Объектом  исследования в данной курсовой работе является ОДО «Елена Плюс», а именно система его внутрифирменного планирования.

     Теоретической и методологической основой данной работы послужили: труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам планирования. 
 
 

      ГЛАВА 1

      ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК  ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ  МЕНЕДЖМЕНТА 

      
    1. Сущность  и взаимосвязь  функций менеджмента
 
 

      Управление  в организации- это процесс, состоящий  из последовательных действий по реализации функции управления для того, чтобы сформулировать и достичь ее целей.

      Функциями управления называют управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач  для достижения целей организации  [22, c. 46].

      В современном менеджменте можно выделить два подхода к классификации функций управления.

        Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления. Он отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления. Функции могут быть классифицированы следующим образом: планирование, организация, мотивация, контроль.

      Второй  подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта  управления. В рамках этого подхода  выделяется система частных функций управления конкретным объектом, реализующих универсальные функции управления с учетом специфики рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им. Осуществляют такие функции соответствующие специализированные  подразделения организации [4, c. 73].

      Для туристской индустрии важнее всего  рассмотреть общие универсальные  функции: планирование, организацию, мотивацию  и контроль.

      Каждая  из этих функций менеджмента жизненно важна для организации. Вместе с  тем планирование как функция  управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

      Основные  функции управления реализуется  на всех уровнях  и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом [23, c. 215].

      Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации.

      Функция организации представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение  нормального функционирования организации  в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата. Она обеспечивает координацию деятельности всех подразделений и сотрудников организации для достижения поставленных целей.

      Функция контроля в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

      Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей [4, c. 74].

      Приведенные функции управления находятся в  тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации,  в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а функция контроля  взаимосвязана с функциями планирования и организации. Функции планирования, организации и контроля тесно связаны с функцией мотивации.

      Ни  рис 1.1 показана последовательность реализации основных функций процесса управления в организации и взаимосвязь этих функций друг с другом.

      

      Рис 1.1- взаимосвязь функций управления

      Примечание  – источник: [4, c. 75]. 

      Приведенную взаимосвязь функций управления принято называть внешней. Вместе с  тем существует и тесная внутренняя взаимосвязь рассматриваемых функций, проявляющаяся в том, что элементы всех этих функций являются составной  частью каждой из них [2, c. 136].   

       1.2 Функция планирования  как начальная  функция управления  

      Управление  системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном  в будущее) видении и предвидении. На основе видения разрабатывается  политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры [12, c. 67].

      Функция планирования является первой в процессе управления организацией. Она осуществляется менеджерским корпусом для определения  целей организации, а также путей и средств их достижения.

      Планирование– это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями. В общем случае это процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

      План  предприятия– заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции или оказания услуг [8, c. 254].

      Содержание  планирования как функции управления состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

      Выделяют  основные задачи планирования [14, c. 26]:

  1. обеспечение целенаправленного развития предприятия;
  2. организация деятельности структурных подразделений и работников;
  3. обеспечение экономичного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;
  4. создание базы эффективного контроля и оценки;
  5. мотивация трудовой деятельности;
  6. информационное обеспечение членов трудового коллектива.

      Планирование  как необходимый элемент управления выполняет ряд важнейших функций [24, c. 46]:

    1. инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
    2. оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально – экономической среде;
    3. координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
    4. безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
    5. упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
    6. контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
    7. воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
    8. документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
    9. прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;

      Планирование  предусматривает разработку целей  и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности  с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом [10, c. 167].

      По  существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться, т.е. в процессе планирования предполагается получить ответ на три следующих вопроса:

  1. каково наше сегодняшнее реальное положение?
  2. какой путь следует избрать для достижения целей фирмы?
  3. посредством каких методов и ресурсов можно достигнуть поставленной цели?

Информация о работе Функция планирования на предприятии