Формирование стратегии для предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 03:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является построение стратегии деятельности предприятия на примере ОАО АКБ Авангард
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть сущность и основные понятие стратегии на предприятии;
- изучить основные подходы к разработке маркетинговой стратегии;
- рассмотреть внутреннею среду ОАО АКБ Авангард;
- сделать анализ внешнего и непосредственного окружения Банка
- проанализировать конкурентов по отрасли;
- разработать стратегию для ОАО АКБ Авангард

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1Стратегия предприятия, как важнейший элемент его развития 5
1.2 Основные подходы к разработке маркетинговой стратегии 10
2. РАЗРАБОТКА И ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО АКБ АВАНГАРД 22
2.1 Внутренняя среда ОАО АКБ Авангард 22
2.2 Анализ внешней среды 31
2.3 Анализ среды непосредственного окружения 33
2.4 Анализ конкурентной среды отрасли 37
2.5 Разработка стратегии предприятия 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Работа содержит 1 файл

Formirovanie_strategii_dlja_predprijatija.doc

— 332.50 Кб (Скачать)

В условиях избыточного спроса конкуренция  на уровне отдельных предприятий не имела большого значения.

1.2 Основные  подходы к разработке маркетинговой стратегии

 

Разработка  маркетинговой стратегии включает в себя два этапа: маркетинговый  анализ и собственно выработку маркетинговой  стратегии.

Маркетинговый анализ начинается со сбора информации. Качество информации во многом обуславливает качество принятых решений. В связи с этим менеджер по маркетингу должен определить: Какая информация ему необходима? Где ее можно получить? В каком объеме? В каком виде? В какие сроки? На сколько полученная информация ценна? Каковы затраты на получение информации? Своевременные ответы на эти вопросы позволят получать релевантную информацию. По способу получения маркетинговой информации исследования подразделяется на два вида: вторичные (desk research – кабинетные исследования) и первичные (field research – полевые исследования)6.

Вторичные исследования как правило базируются на уже имеющейся информации и  поэтому носят название кабинетных исследований. Вторичные исследования по своему содержанию – это изучение уже имеющихся источников информации об изучаемой или исследуемой проблеме в системе маркетинга. Различают (по отношению к фирме) внешние и внутренние источники для вторичных исследований. В качестве внутренних источников информации могут быть - маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, объем сбыта, объем распродаж, импорт, экспорт, рекламации), данные о маркетинговых затратах (по продукту, рекламе, продвижению, сбыту, коммуникациям), прочие данные (о производительности установок, оборудования, о загрузке производственных мощностей, прайс-листы на сырье и материалы, характеристика системы складирования, карты потребителей и др.).

В качестве внешних источников выступают:

- публикации  национальных и международных  официальных организаций;

- публикации  государственных органов, министерств,  муниципальных комитетов и организаций;

- публикации  торгово-промышленных палат и  объединений;

- ежегодники  статистической информации;

- отчеты  и издания отраслевых фирм  и совместных предприятий;

- книги,  сообщения в журналах и газетах;

- публикации  учебных, научно-исследовательских,  проектных институтов и общественно-научных  организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;

- прайс-листы,  каталоги, проспекты и другие  фирменные публикации;

- материалы консалтинговых организаций.

Значимость  для вторичных исследований внутренней или внешней информации в каждом конкретном случае определяется исследователем. Основными достоинствами вторичных  исследований являются:

- затраты  на проведение кабинетных исследований меньше, чем на проведение таких же исследований с помощью полевых исследований;

- большей  частью вполне достаточно для  решения исследований только  вторичной информации, поэтому первичные  исследования становятся не нужными;

- возможность  использования результатов кабинетного исследования, в случае если поставленная цель маркетингового исследования не достигнута, для определения задач полевого исследования, его планирования и использования выборочного метода.

Исследования, выполненные на основе вторичной информации, как правило, являются предварительными и носят описательный или постановочный характер.   С помощью таких исследований можно определить, например, общеэкономические характеристики рынка, положение в отдельных отраслях, национальные и иные особенности при выходе на зарубежные рынки (в случае международного маркетинга).

Для более глубокого исследования необходима оперативная информация. Эта информация, собранная впервые для конкретной цели, получила название первичной  информации, а исследования, выполненные на базе ее анализа - полевые (field research)7.

Сбор  и анализ первичной информации целесообразно  проводить только в тех случаях, когда изучение вторичной информации не дает нужного результата.   При этом нужно сформулировать требования к вторичной информации, что определяется предметом и объектом проводимого исследования. Сочетание вторичной и первичной информации в требуемых объемах, содержании и качестве может привести к достижению целей исследования8.

Основными методами получения первичных данных являются опрос, наблюдение, эксперимент. Наибольшее распространение получил метод опроса и интервью. Разновидностью этого метода можно считать панельное исследование. В последнее время, в связи с информатизацией маркетинговой деятельности стали применяться интерактивные методы моделирования маркетинговой информации. Методы опроса, наблюдения, эксперимента, панели и моделирование применяются для решения исследовательских задач разного уровня. В то же время каждый из методов может использоваться в сочетании с другими, полевые исследования почти всегда дороже кабинетных. Поэтому они применяются в случаях, когда:

- в  результате вторичного исследования  не достигнут требуемый результат  и не возможно проведение соответствующего  маркетингового мероприятия;

- высокие  затраты на полевые исследования  могут быть компенсированы значением  и необходимостью решения соответствующей  задачи.

Полевое исследование может быть полным или  сплошным, если им охвачена вся группа интересующих исследователя респондентов и частичным или выборочным, если им охвачен определенный процент респондентов.

Сплошные  исследования обычно используются для  изучения относительно небольшого числа  респондентов, например, крупные потребители, крупные фирмы. Вообще сплошные исследования отличаются своей точностью, а с другой стороны, высокими затратами ресурсов и времени.

Частичные или выборочные исследования наиболее часто используются для получения  информации при полевых исследованиях. На практике применяются следующие  методы частичного исследования: случайной выборки, нормированной (по квоте) выборки, концентрированной выборки.

Сбор  информации во время первичных и  вторичных исследований дает «сырье»  для последующего анализа.

Анализ  и обобщение данных осуществляется методами ручной, компьютерной (полукомпьютерной), когда используется карманный компьютер и электронной (с использованием персонального или большого компьютера) обработки. Для обработки используются как описательные, так и аналитические методы. Среди аналитических методов в маркетинге часто применяются: анализ трендов, методы нелинейной регрессии и коррекции, дискриминантный анализ, кластерный анализ, факторный анализ и другие9.

Ниже  приведен примерный список данных, необходимых для анализа окружающей среды, рынка и предприятия.

Окружающая  среда.

1. Экологическая  окружающая среда.

- наличие  энергии;

- наличие  сырья;

- направления  защиты окружающей среды;

- требования  по утилизации и вторичному  использованию;

2. Технологическая  окружающая среда.

- технология  производства;

- технология (свойства) товара;

- инновации  товара;

- технологии-заменители;

- технологии  утилизации.

3. Экономическая  окружающая среда.

- рост  национального дохода;

- рост  внешней торговли;

- изменение  платежного баланса;

- изменение  обменного курса;

- тенденции  инфляции;

- развитие  рынка капитала;

- развитие  рынка рабочей силы;

- инвестиционные  тенденции;

- ожидаемые  изменения конъюнктуры;

- развитие  особых секторов.

4. Социально-демографическая окружающая  среда.

- рост населения;

- структура населения;

- социально-психологические течения;

5. Политическая и правовая окружающая  среда.

- глобальные политические изменения;

- национальные политические изменения;

- региональные политические изменения;

- экономико-политическое развитие;

- социально-политическое  развитие;

- влияние  профсоюзов;

- развитие  налоговой системы.

 Информация  для анализа рынка.

Количественные  данные о рынке.

- емкость  рынка;

- рост  рынка;

- доля  рынка;

 стабильность  спроса.

Качественные  данные о рынке.

- структура  потребности;

- мотивы  покупки;

- процессы покупки;

- отношение  к информации.

Анализ  конкуренции.

- оборот/доля  рынка;

- сильные  и слабые стороны;

- определимые  стратегии;

- финансовая  помощь;

- качество  управления.

Структура покупателя.

- количество  покупателей;

- виды/размеры  покупателей;

- сложности,  свойственные отдельным регионам;

- сложности,  свойственные отдельным отраслям 

Структура отрасли.

- количество  продавцов

- вид  продавцов

- организации/союзы

- загрузка  производственных мощностей

- характер  конкуренции.

 Структура  распределения

- географическая;

- по  каналам сбыта;

Надежность, безопасность

- барьеры  для доступа;

- возможность  появления товаров-заменителей.

На  основе собранной информации проводят маркетинговый анализ. Маркетинговый  анализ состоит из:

  • анализа сектора промышленности – структура данного сектора имеет большое влияние на успех бизнеса;
  • анализа нужд потребителей – ваш бизнес должен удовлетворять ожиданиям потребителей, таких, как розничные или оптовые торговцы, и/или конечные пользователи, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками вашей продукции;
  • анализа конкурентов – рыночная экономика - это конкуренция. Чтобы выжить и иметь успех, необходимо знать, кто является вашими конкурентами, как они ведут бизнес, по возможности – ключевые факторы их успеха;
  • анализа ССВУ (SWOT-анализ) – с учетом всех аспектов, описанных ранее, может быть проведен анализ ССВУ. Этот анализ Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз бизнеса, основанный на исследовании действительного и потенциального рынков. Данный анализ служит средством выявления сравнительных преимуществ вашего бизнеса, т.е. ключевых характеристик бизнеса и/или продукции (технология производства, сеть распределения, имидж компании и т.д.), которые не могут быть предложены конкурентами в ближайшем будущем.

Анализ завершается формулировкой маркетинговой стратегии:

- область  деятельности;

- общие  цели;

- роль  маркетинга;

- роль  других предпринимательских функций;

- корпоративная  культура.

- выбор  целевых рынков;

- цели  маркетинга (образ, сбыт, прибыль,  отличительные преимущества);

- организация  маркетинга;

- структура  маркетинга.

Для выбора сегмента рынка решающим является анализ потребителей, выявляющий, что  в принципе может принести прибыль, и анализ производства, выявляющий возможности предприятия. Тип стратегии (наступательная, оборонительная и т.д.) выбирают исходя из результатов SWOT-анализа, оценки реального положения на рынке и конкурентоспособности предприятия10.

Структура маркетинга включает четыре основных компонента:

  • продукция-микс, что означает «физическую продукцию плюс…». Этот «плюс» - создание определенного имиджа продукции, отличного от имиджа конкурентов;
  • место/распределение-микс – каналы распределения имеют значительное влияние на стратегию выбора продукции, продвижение ее на рынок и ценообразование;
  • продвижение-микс – продвижение на рынок имеет решающее значение в рыночной экономике. Оно должно быть предметом постоянного внимания. Основными способами продвижения на рынок являются личные продажи, реклама, продвижение на рынок и связи с общественностью;
  • цена-микс – является один из самых сложных компонентов, так как должны учитываться многие факторы, такие, как цели бизнеса, внешние факторы (конкуренты, потребители и т.д.) и внутренние факторы (производственные расходы, узкие места и т.д.).

Подобную структуру называют «4P»: Product, Place, Promotion, Price.

Можно несколько иначе представить  структуру маркетинговой стратегии  – как совокупность стратегии  привлечения покупателей и стратегии  продвижения товара.

Разработка  продукции в маркетинге основывается на следующих принципах:

  1. Товар – первый и самый важный элемент комплекса маркетинга. Товарную единицу можно рассматривать с точки зрения трех уровней:
    • товар по замыслу;
    • товар в реальном исполнении;
    • товар с подкреплением.
  2. Товары можно классифицировать:
    • по долговечности (длительного или кратковременного спроса);
    • на основе покупательских привычек потребителей (повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса, пассивного выбора);
    • по степени участия их в процессе производства (материалы и детали, капитальное имущество, вспомогательные материалы и услуги).
  3. Фирма должна разработать товарно-марочную политику, включающую решение о марках, качестве упаковки, маркировки, комплексе услуг.
  4. Фирма должна принять решение о товарном ассортименте, о товарной номенклатуре, являющимися орудиями в процессе разработки товарной политики.
  5. Процесс создания нового товара включает составляющие:
    • технологическую (формирование и отбор идей, техническую проверку замысла, опытно-конструкторские разработки, опытное производство);
    • экономическую (обоснование инвестиций, калькуляция расходов, расчеты себестоимости, цены и прибыли);
    • маркетинговую (анализ рынка, пробный маркетинг, коммерциализация).
  6. На этапе выработки идеи используется ряд методов:
    • творческого решения проблем (метод “мозговой атаки”, научный метод, параметрический анализ и т.д.);
    • психологические модели исследования рынка: (модель Розенберга, модель с идеальной точкой, модель продукт - рынка).
  7. Каждый товар, запущенный в коммерческое производство, имеет свои потенциальные циклы, состоящие из нескольких этапов, в зависимости от которой выбирается стратегия продвижения товара:
    • выведение на рынок;
    • роста спроса;
    • зрелости (насыщения);
    • спада спроса;
    • реанимации.

Информация о работе Формирование стратегии для предприятия