Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:32, курсовая работа
систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Характеристика предприятия………………………………………………….5
2. Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия.........................................................................................................9
3. Анализ макроокружения……………………………………………………...16
4. Анализ среды непосредственного окружения………………………………20
4.1. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли…………...20
4.2. Анализ конкуренции в отрасли……………………………………….….21
4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий………………………...24
5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе…………………………………………………………………….………29
6. Видение, миссия, цели предприятия………………………………………...33
7. Формирование стратегии бизнеса……………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература…………………………………………………………………….…4
В соответствии с выработанной общей стратегией определяется и конкурентная стратегия. Она нацелена на достижимость конкурентных преимуществ. Теория конкурентоспособности выделяет два типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки и дифференциацию. Под более низкими издержками понимается способность предприятия разрабатывать, производить и сбывать товар более эффективно, чем конкуренты, т.е. способность организовать весь цикл операций с товаром с меньшими затратами времени и средств. Под дифференциацией понимается способность удовлетворять особые потребности покупателей и назначать при этом цену более высокую, чем у конкурентов. При этом в любой данный момент времени можно строить стратегию обеспечения конкурентоспособности, опираясь только на один из типов конкурентных преимуществ. Попытка совместить оба типа приводит к неудаче.
Кроме выбора типа конкурентного преимущества перед предприятием стоит задача выбора диапазона конкуренции: конкурировать на всем рынке или на отдельном сегменте. Для выработки конкурентной стратегии удобно использовать матрицу М. Портера (табл. 12).
Модель конкурентных стратегий М. Портера
| Тип конкурентного преимущества | ||
Более низкие издержки | Дифференциация | ||
Диапазон конкуренции | Вся отрасль | Лидерство в снижении издержек | Дифференциация |
Отдельные сегменты отраслевого рынка | Фокусирование на снижении издержек | Фокусирование на дифференциации |
ОАО «ККХП» следует сконцентрировать внимание на определенных сегментах, которое направлено на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном специфическом сегменте рынка. При этом гарантирован стабильный сбыт. Предприятию так же следует стремиться увеличить свои конкурентные преимущества за счёт более низких издержек. Предприятие должно осуществить нововведения в маркетинге, которые могут способствовать разработке, развитию и сбыту товара более эффективно, чем у конкурентов.
При формировании общей стратегии предприятия ОАО “ ККХП ” удобно так же использовать модель, которая имеет следующий вид ( табл. 13)
Таблица 13
Модель “ Товар – рынок ”
Товары | Рынки | |
Существующие | Новые | |
Существующие | Проникновение на рынок: интенсификация сбыта, поиск новых покупателей, вытеснение конкурента, развитие ( расширение) сферы потребления товара. | Развитие рынка: новые рынки, новые регионы, международные рынки, создание новых областей использования товара. |
Новые | Развитие товара: разработка новых товаров собственными силами , развитие контрактов, лицензий, обмен продукции. | Диверсификация: -горизонтальная -вертикальная -концентрическая |
Исхода из этого, предприятию следует с существующими товарами пытаться завоевать новые рынки сбыта. Наладить отношения с новыми потребителя как в уральском регионе, так и за его пределами. Вторичные продукты переработка зерна — зародыш и отруби, отделяемые при сортовых помолах, можно использовать для изготовления диетических продуктов, переработка зерна при этом станет безотходной и тем самым будет обеспечено новое использование продукта.
Функциональные стратегии разрабатываются специально для каждой функциональной области предприятия (маркетинговая, производственная, финансовая стратегии и стратегия управления персоналом).
Маркетинговая стратегия ОАО «ККХП» имеет следующие направления:
проведение анализа рынка, постоянное исследование потребностей;
усиление присутствия на ярмарках;
систематическое обновление ассортимента;
предложение благоприятных условий при крупных договорах, особенно в случаях повторных заказов
Реализуя производственную стратегию, ОАО «ККХП» целесообразно придерживаться следующих направлений:
создание специального оборудования и станков для рационализации производства;
ускорение автоматизации, сокращение числа рабочих, занятых в производстве.
Финансовая стратегия АК «Корвет» имеет следующие направления:
совершенствование контроля затрат;
не допускать инвестиций при высокой степени риска.
Разработка стратегии управления персоналом решает проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, создания и поддержания на предприятии эффективной структуры персонала. Особое внимание на предприятии уделяется подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведённого анализа макроокружения предприятия и его конкурентной позиции можно отметить следующее:
- предприятие занимает среднюю позицию в конкурентной борьбе. Преимуществом предприятия является наличие лицензий, соответственно высокое качество продукции и сервисного обслуживания. Отрицательным моментом является недостаток финансовых средств для дальнейшего расширения производства.
- ближайшими конкурентами ОАО «ККХП» являются ОАО «Пермский мукомольный завод» и « Омский мукомольный завод ».
- рекомендуемая предприятию стратегия – стратегия роста (наступательная стратегия), ориентированная на получение конкретного преимущества за счёт опережающего внедрения новых товаров, технологий, услуг. Данная стратегия требует значительных финансовых ресурсов, но поскольку предприятие финансово устойчиво и отличается достаточно высокой платёжеспособностью, поэтому реализация этой стратегии возможна.
- конкурентная стратегия организации направлена на фокусирование внимания снижению издержек. Реализация данной конкурентной стратегии позволит предприятию обеспечить не менее чем на 25% увеличение объема продаж традиционным покупателям по серийным изделиям и за счет освоения новой номенклатуры. Усиление сотрудничества на конкретном сегменте отраслевого рынка будет способствовать дальнейшему росту продаж .
Реализация выработанной стратегии стратегия позволит снизить степень влияния факторов внешней среды, повысить уровень конкурентоспособности предприятия, а так же использовать с максимальной эффективностью возможности внешней среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы6 Учебно-методическое пособие. –М.: Финансы и статистика, 2000
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999
3. Варламова З.Н., Косова С.А. Маркетинг и стратегическое планирование. Учебное пособие. Курган, 1999
4. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002
5. Методическое указание к выполнению курсового проекта по дисциплине «Стратегический менеджмент». Курган, КГУ, 2003