Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:32, курсовая работа
систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Характеристика предприятия………………………………………………….5
2. Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия.........................................................................................................9
3. Анализ макроокружения……………………………………………………...16
4. Анализ среды непосредственного окружения………………………………20
4.1. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли…………...20
4.2. Анализ конкуренции в отрасли……………………………………….….21
4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий………………………...24
5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе…………………………………………………………………….………29
6. Видение, миссия, цели предприятия………………………………………...33
7. Формирование стратегии бизнеса……………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература…………………………………………………………………….…4
благоприятный имидж;
наличие патентов.
Исходя из выше изложенного, ОАО «ККХП» обладает значительными конкурентными преимуществами, может эффективно бороться с существующими конкурентами . Этому препятствуют входные барьеры – это совокупность экономических, технологических, организационных условий для создания нового предприятия.
Товаров-заменителей по сути нет.
Что касается воздействия на ОАО «ККХП» поставщиков, то в основном опасаться следует нестабильности поставок и их низкого качества. Сила поставщиков в отрасли определяется величиной компаний-поставщиков, отсутствием заменителей поставляемых товаров. В остальном сила поставщиков не велика. В общем у ОАО «ККХП» достаточно поставщиков по всем видам приобретаемой продукции. Недоброкачественность поступающих товаров случается, но относительно редко.
Сила потребителей отрасли определяется следующими факторами:
1)
2)
3)
Итак, анализ конкуренции в отрасли показал, что опасность проникновения новых конкурентов невелика, ОАО «ККХП» имеет значительные возможности для противостояния уже существующим конкурентам благодаря ключевым факторам успеха. Поставщики и покупатели обладают силой среднего уровня.
Анализ производится с целью выявления ближайших конкурентов и прогнозирования их возможных действий на рынке. С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Стратегическую группу образуют конкурирующие предприятия с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями. Эти предприятия может объединять ряд признаков: схожий ассортимент продукции, ориентация на определенные типы покупателей, незначительный разброс цен, примерно одинаковый уровень качества, схожие стратегии поведения и т. п.
Выделение стратегических групп производится путем составления карт стратегических групп конкурентов. Последовательность составления карты такова:
1. Выбирают характеристики предприятий отрасли. Типичными характеристиками являются цена, количество, ассортимент, уровень сервисного обслуживания, степень вертикальной интеграции и др.
2. Составляется карта с двумя характеристиками. Важно, чтобы они не были коррелированны.
3. Предприятия размещаются на двух координатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик.
4. Предприятия, попавшие в одно пространство, объединяются в стратегическую группу.
5. Вокруг каждой стратегической группы рисуется окружность, диаметр которой рекомендуется для наглядности определять пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж отрасли.
Согласно приведенной схеме построим несколько карт (рис. 3).
Анализ карт стратегических групп позволяет установить состав стратегических групп и их позиции, состав предприятий в группе и их позиции, основных конкурентов, оценить уровень конкуренции в отрасли.
В качестве характеристик выбраны цена и ассортимент продукции, а также качество и упаковка продукции .
Карта стратегических групп конкурентов ОАО « ККХП» по цене и ассортименту
На основе рисунка можно отметить, что наиболее сильными конкурентами являются «Пермский мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод ». Оба предприятия занимают значительную долю на рынке, а так же имеют достаточно широкую номенклатуру продукции. Однако преимуществом «Пермского мукомольного завода» является относительно невысокая цена продукции, подобное преимущество есть и у ОАО « ККХП».
Карта стратегических групп конкурентов ОАО «ККХП» по качеству и разнообразию упаковки
В соответствии с полученным рисунком можно сказать, что наиболее ближайшими конкурентами в данной группе остались «Пермский мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод». Примерно на том же уровне по качеству продукции находиться ОАО «ККХП».
Таким образом, в результате проведения группировки конкурентов ОАО «ККХП» в стратегические группы мы получили возможность выявить основных конкурентов, их позиции.
Как уже отмечалось выше, в отрасли действует множество предприятий. Cреди местных предприятий есть определенное территориальное разделение рынка и конкуренция здесь не носит жесткого характера. В этом случае можно говорить скорее о взаимной координации действий.
Сильными конкурентами являются пермский и омский мукомольный заводы, что связано с постоянными технологическим усовершенствованием и повышением производительности труда. Так пермский завод не только сохранил, но и укрепил свою позицию на рынке. Его преимеществом является
Закупка не только местных сортов зерна, но и с других районов, что позволяет улучшать качество продукции;
Оптимальное соотношение качественных показателей зерна, цены, транспортных расходов и т.д.
Все это позволяет занимать ему одно из лидирующих мест в отрасли.
Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности): маркетинг, финансы, производство, технология, менеджмент, персонал. В пределах каждой функциональной зоны выбирается ряд показателей, по каждому из них производится оценка позиции предприятия по отношению к конкурентам. Методика различается перечнем оцениваемых характеристик, вариантами оценки сравнительных позиций.
Варианты бальных оценок, представленные в таблице, соответствуют следующим позициям предприятия:
2б. – предприятие является лидером в отрасли, его позиции лучше, чем кого-либо из конкурентов;
1б. – показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднеотраслевого уровня;
0б. – средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам, устойчивые позиции на рынке;
-1б. – уровень показателей ниже среднеотраслевого, имеет место ухудшение показателей деятельности;
-2б. – показатели предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов, предприятие находится в кризисной ситуации.
В ходе оценки делается отметка по каждому параметру в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными сторонами оценки отражают слабые стороны предприятия, с положительными – сильные. Полученная ломаная линия называется профиль конкурентных преимуществ деятельности предприятия.
Сильные стороны - это всё то, что предприятие умеет делать лучше других, или то, обладание чем обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами. Перечень сильных и слабых сторон индивидуален для каждого предприятия.
Определение относительных преимуществ предприятия в конкуренции
Характеристики | Удельный вес, % | ОАО "ККХП" | Пермский завод | Омский завод | |||
Баллы 0-100 | Оценка | Баллы 0-100 | Оценка | Баллы 0-100 | Оценка | ||
1. Маркетинг | |||||||
1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием | 10 | 10 | 1 | 50 | 5 | 30 | 3 |
1.2. Цена продукции | 8 | 50 | 4 | 75 | 6 | 60 | 4,8 |
1.3. Организация сбыта | 6 | 40 | 2,4 | 60 | 3,6 | 50 | 3 |
1.4. Сервисное обслуживание | 3 | 50 | 1,5 | 60 | 1,8 | 50 | 1,5 |
1.5. Рекламная деятельность | 3 | 30 | 0,9 | 50 | 1,5 | 40 | 1,2 |
1.6 Деловые связи | 5 | 40 | 2 | 50 | 2,5 | 60 | 3 |
1.7 Имидж фирмы | 4 | 40 | 1,6 | 70 | 2,8 | 60 | 2,4 |
1.8. Номенклатура продукции | 8 | 60 | 4,8 | 90 | 7,2 | 70 | 5,6 |
2. Производство | |||||||
2.1. Уровень использования производственных мощностей | 7 | 50 | 3,5 | 60 | 4,2 | 70 | 4,9 |
2.2. Возраст технологического оборудования | 5,5 | 20 | 1,1 | 50 | 2,8 | 40 | 2,2 |
2.3. Контроль качества | 6,5 | 80 | 5,2 | 90 | 5,9 | 70 | 4,6 |
2.4. Численность работников | 2 | 50 | 1 | 70 | 1,4 | 60 | 1,2 |
2.5. Наличие производственных площадей для расширения производства | 2 | 40 | 0,8 | 60 | 1,2 | 50 | 1 |
3. Технология | |||||||
3.1. Расходы на НИОКР | 3 | 30 | 0,6 | 40 | 0,8 | 50 | 1 |
3.2. Позиции в области получения патентов | 4,5 | 50 | 2,3 | 70 | 3,2 | 60 | 2,7 |
3.3. Применяемые стандарты | 6 | 60 | 3,6 | 90 | 5,4 | 70 | 4,2 |
3.4. Новые изделия | 4 | 20 | 0,8 | 50 | 1 | 30 | 0,6 |
4. Персонал | |||||||
4.1. Структура персонала | 3 | 20 | 0,6 | 40 | 0,8 | 30 | 0,9 |
4.2. Система вознаграждения | 2,5 | 10 | 0,3 | 20 | 0,5 | 10 | 0,3 |
4.3 Расходы на подготовку и переподготовку кадров | 2 | 15 | 0,3 | 40 | 0,8 | 20 | 0,4 |
4.4. Текучесть кадров | 5 | 20 | 1 | 10 | 0,5 | 10 | 0,5 |
Итого | 100 |
| 39,3 |
| 58,9 |
| 49 |
Суммарная бальная оценка ОАО «ККХП» получилась на 19,6 балла меньше, чем у ОАО «Пермский мукомольный завод». Это говорит о преимуществе пермского завода в конкурентной борьбе по отношению к ОАО «ККХП». Это обусловлено с недостаточным опытом работы и отсутствием квалифицированного персонала.
Таблица 9
Профиль конкурентных преимуществ предприятия
Характеристики | Удельный вес, % | Хуже | Лучше | Итоговая оценка | |||
-2 | -1 | 0 | 1 | 2 | |||
1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием | 10 | * |
|
|
|
| -20 |
1.2. Цена продукции | 8 |
|
| * |
|
| 0 |
1.3. Организация сбыта | 6 |
| * |
|
|
| -6 |
1.4. Сервисное обслуживание | 3 |
|
|
| * |
| 3 |
1.5. Рекламная деятельность | 3 |
| * |
|
|
| -3 |
1.6 Деловые связи | 5 |
|
|
| * |
| 5 |
1.7 Имидж фирмы | 4 |
|
| * |
|
| 0 |
1.8. Номенклатура продукции | 8 |
|
|
| * |
| 8 |
2.1. Уровень использования производственных мощностей | 7 |
|
|
| * |
| 7 |
2.2. Возраст технологического оборудования | 5,5 |
| * |
|
|
| -5,5 |
2.3. Контроль качества | 6,5 |
|
|
| * |
| 6,5 |
2.4. Численность работников | 2 |
|
|
| * |
| 2 |
2.5. Наличие производственных площадей для расширения производства | 2 |
|
| * |
|
| 0 |
3.1. Расходы на НИОКР | 3 |
|
|
| * |
| 3 |
3.2. Позиции в области получения патентов | 4,5 |
|
| * |
|
| 0 |
3.3. Применяемые стандарты | 6 |
|
|
| * |
| 6 |
3.4. Новые изделия | 4 |
|
| * |
|
| 0 |
4.1. Структура персонала | 3 |
| * |
|
|
| -3 |
4.2. Система вознаграждения | 2,5 |
|
|
|
| * | 5 |
4.3 Расходы на подготовку и переподготовку кадров | 2 |
| * |
|
|
| -2 |
4.4. Текучесть кадров | 5 |
| * |
|
|
| -5 |
Итого | 100 |
|
|
|
|
| 1 |