Формирование стратегии бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:32, курсовая работа

Описание работы

систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

1. Характеристика предприятия………………………………………………….5

2. Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия.........................................................................................................9

3. Анализ макроокружения……………………………………………………...16

4. Анализ среды непосредственного окружения………………………………20

4.1. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли…………...20

4.2. Анализ конкуренции в отрасли……………………………………….….21

4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий………………………...24

5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе…………………………………………………………………….………29

6. Видение, миссия, цели предприятия………………………………………...33

7. Формирование стратегии бизнеса……………………………………………36

Заключение……………………………………………………………………….42

Литература…………………………………………………………………….…4

Работа содержит 1 файл

курганский комбинат хлебопродуктов.doc

— 262.00 Кб (Скачать)
align:justify">4. Прочие

                              благоприятный имидж;

                              наличие патентов.

Исходя из выше изложенного, ОАО «ККХП» обладает значительными конкурентными преимуществами, может эффективно бороться с существующими конкурентами . Этому препятствуют входные барьеры – это совокупность экономических, технологических, организационных условий для создания нового предприятия.

Товаров-заменителей по сути нет.

Что касается воздействия на ОАО «ККХП» поставщиков, то в основном опасаться следует нестабильности поставок и их низкого качества. Сила поставщиков в отрасли определяется величиной компаний-поставщиков, отсутствием заменителей поставляемых товаров. В остальном сила поставщиков не велика. В общем у ОАО «ККХП» достаточно поставщиков по всем видам приобретаемой продукции. Недоброкачественность  поступающих товаров  случается, но  относительно редко. 

Сила потребителей  отрасли определяется следующими факторами:

1)                                          требования повышенного качества продукции;

2)                                          требования повышенного уровня сервиса;

3)                                          постоянство потребителей;

Итак, анализ конкуренции в отрасли показал, что опасность проникновения новых конкурентов невелика, ОАО «ККХП» имеет значительные возможности для противостояния уже существующим конкурентам благодаря ключевым факторам успеха. Поставщики и покупатели обладают силой среднего уровня.

 

4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий

 

Анализ производится с целью выявления ближайших конкурентов и прогнозирования их возможных действий на рынке. С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Стратегическую группу образуют конкурирующие предприятия с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями. Эти предприятия может объединять ряд признаков: схожий ассортимент продукции, ориентация на определенные типы покупателей, незначительный разброс цен, примерно одинаковый уровень качества, схожие стратегии поведения и т. п.

Выделение стратегических групп производится путем составления карт стратегических групп конкурентов. Последовательность составления карты такова:

1.            Выбирают характеристики предприятий отрасли. Типичными характеристиками являются цена, количество, ассортимент, уровень сервисного обслуживания, степень вертикальной интеграции и др.

2.            Составляется карта с двумя характеристиками. Важно, чтобы они не были коррелированны.

3.            Предприятия размещаются на двух координатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик.

4.            Предприятия, попавшие в одно пространство, объединяются в стратегическую группу.

5.            Вокруг каждой стратегической группы рисуется окружность, диаметр которой рекомендуется для наглядности определять пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж отрасли.

Согласно приведенной схеме построим несколько карт (рис. 3).

Анализ карт стратегических групп позволяет установить состав стратегических групп и их позиции, состав предприятий в группе и их позиции, основных конкурентов, оценить уровень конкуренции в отрасли.

В качестве характеристик выбраны  цена и ассортимент  продукции, а также качество и упаковка продукции .

 

 

 

 

 

 

 

Карта стратегических групп конкурентов  ОАО « ККХП» по цене и ассортименту

 

 

















 

Рис.3

 

На основе рисунка можно отметить, что наиболее сильными конкурентами являются «Пермский мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод ». Оба предприятия занимают значительную долю на рынке, а так же имеют достаточно широкую номенклатуру продукции. Однако преимуществом «Пермского мукомольного завода» является относительно невысокая цена продукции, подобное преимущество есть и у  ОАО « ККХП».

 

 

 

 

 

 

Карта стратегических групп конкурентов  ОАО «ККХП» по качеству и разнообразию упаковки

 

















Рис. 3

В соответствии с полученным рисунком можно сказать, что наиболее ближайшими конкурентами в данной группе остались «Пермский мукомольный завод» и «Омский мукомольный завод». Примерно на том же уровне по качеству продукции находиться ОАО «ККХП».

Таким образом, в результате проведения  группировки конкурентов ОАО «ККХП» в стратегические группы мы получили возможность  выявить  основных конкурентов, их позиции. 

При анализе конкурентов можно использовать подход, предложенный М. Портером, который рекомендует исследовать четыре элемента: цели на будущее, текущие стратегии, представления и возможности конкурентов. Схема исследования конкурентов по М. Портеру представлена на рис.4 «Элементы анализа конкурентов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Элементы анализа конкурентов

 

Как уже отмечалось выше, в отрасли действует множество  предприятий. Cреди местных предприятий есть определенное территориальное разделение рынка и конкуренция здесь не носит жесткого характера. В этом случае можно говорить скорее о взаимной координации действий.

Сильными  конкурентами являются пермский и омский мукомольный заводы, что связано с постоянными технологическим усовершенствованием и повышением производительности труда. Так пермский завод не только сохранил, но и укрепил свою позицию  на рынке. Его преимеществом является

      Закупка не только местных сортов зерна, но и с других районов, что позволяет улучшать качество продукции;

      Оптимальное соотношение качественных показателей зерна, цены, транспортных расходов и т.д.

Все это позволяет занимать ему одно из лидирующих мест в отрасли.

 

 

5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе

 

Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности): маркетинг, финансы, производство, технология, менеджмент, персонал. В пределах каждой функциональной зоны выбирается ряд показателей, по каждому из них производится оценка позиции предприятия по отношению к конкурентам. Методика различается перечнем оцениваемых характеристик, вариантами оценки сравнительных позиций.

Варианты бальных оценок, представленные в таблице, соответствуют следующим позициям предприятия:

2б. – предприятие является лидером в отрасли, его позиции лучше, чем кого-либо из конкурентов;

1б. – показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднеотраслевого уровня;

0б. – средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам, устойчивые позиции на рынке;

-1б. – уровень показателей ниже среднеотраслевого, имеет место ухудшение показателей деятельности;

-2б. – показатели предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов, предприятие находится в кризисной ситуации.

В ходе оценки делается отметка по каждому параметру в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными сторонами оценки отражают слабые стороны предприятия, с положительными – сильные. Полученная ломаная линия называется профиль конкурентных преимуществ деятельности предприятия.

Сильные стороны - это всё то, что предприятие умеет делать лучше других, или то, обладание чем обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами. Перечень сильных и слабых сторон индивидуален для каждого предприятия.

 

                                                                                                                    Таблица 8

Определение относительных преимуществ предприятия в конкуренции

 

Характеристики

Удельный вес, %

ОАО "ККХП"

Пермский завод

Омский завод

Баллы    0-100

Оценка

Баллы    0-100

Оценка

Баллы    0-100

Оценка

1. Маркетинг

1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием

10

10

1

50

5

30

3

1.2. Цена продукции

8

50

4

75

6

60

4,8

1.3. Организация сбыта

6

40

2,4

60

3,6

50

3

1.4. Сервисное обслуживание

3

50

1,5

60

1,8

50

1,5

1.5. Рекламная деятельность

3

30

0,9

50

1,5

40

1,2

1.6 Деловые связи

5

40

2

50

2,5

60

3

1.7 Имидж фирмы

4

40

1,6

70

2,8

60

2,4

1.8. Номенклатура продукции

8

60

4,8

90

7,2

70

5,6

2. Производство

2.1. Уровень использования производственных мощностей

7

50

3,5

60

4,2

70

4,9

2.2. Возраст технологического оборудования

5,5

20

1,1

50

2,8

40

2,2

2.3. Контроль качества

6,5

80

5,2

90

5,9

70

4,6

2.4. Численность работников

2

50

1

70

1,4

60

1,2

2.5. Наличие производственных площадей для расширения производства

2

40

0,8

60

1,2

50

1

3. Технология

3.1. Расходы на НИОКР

3

30

0,6

40

0,8

50

1

3.2. Позиции в области получения патентов

4,5

50

2,3

70

3,2

60

2,7

3.3. Применяемые стандарты

6

60

3,6

90

5,4

70

4,2

3.4. Новые изделия

4

20

0,8

50

1

30

0,6

4. Персонал

4.1. Структура персонала

3

20

0,6

40

0,8

30

0,9

4.2. Система вознаграждения

2,5

10

0,3

20

0,5

10

0,3

4.3 Расходы на подготовку и переподготовку кадров

2

15

0,3

40

0,8

20

0,4

4.4. Текучесть кадров

5

20

1

10

0,5

10

0,5

Итого

100

 

39,3

 

58,9

 

49

 

Суммарная бальная оценка ОАО  «ККХП» получилась на 19,6 балла меньше, чем у ОАО «Пермский мукомольный завод». Это говорит о преимуществе пермского завода в конкурентной борьбе по отношению к ОАО  «ККХП». Это обусловлено с недостаточным опытом работы и отсутствием квалифицированного персонала.

 

Таблица 9

Профиль конкурентных преимуществ предприятия

 

Характеристики

Удельный вес, %

Хуже

Лучше

Итоговая оценка

-2

-1

0

1

2

1.1. Доля рынка, контролируемая предприятием

10

*

 

 

 

 

-20

1.2. Цена продукции

8

 

 

*

 

 

0

1.3. Организация сбыта

6

 

*

 

 

 

-6

1.4. Сервисное обслуживание

3

 

 

 

*

 

3

1.5. Рекламная деятельность

3

 

*

 

 

 

-3

1.6 Деловые связи

5

 

 

 

*

 

5

1.7 Имидж фирмы

4

 

 

*

 

 

0

1.8. Номенклатура продукции

8

 

 

 

*

 

8

2.1. Уровень использования производственных мощностей

7

 

 

 

*

 

7

2.2. Возраст технологического оборудования

5,5

 

*

 

 

 

-5,5

2.3. Контроль качества

6,5

 

 

 

*

 

6,5

2.4. Численность работников

2

 

 

 

*

 

2

2.5. Наличие производственных площадей для расширения производства

2

 

 

*

 

 

0

3.1. Расходы на НИОКР

3

 

 

 

*

 

3

3.2. Позиции в области получения патентов

4,5

 

 

*

 

 

0

3.3. Применяемые стандарты

6

 

 

 

*

 

6

3.4. Новые изделия

4

 

 

*

 

 

0

4.1. Структура персонала

3

 

*

 

 

 

-3

4.2. Система вознаграждения

2,5

 

 

 

 

*

5

4.3 Расходы на подготовку и переподготовку кадров

2

 

*

 

 

 

-2

4.4. Текучесть кадров

5

 

*

 

 

 

-5

Итого

100

 

 

 

 

 

1

Информация о работе Формирование стратегии бизнеса