Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 06:32, курсовая работа
систематизация и углубление теоретических знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Характеристика предприятия………………………………………………….5
2. Основные технико-экономические показатели деятельности
предприятия.........................................................................................................9
3. Анализ макроокружения……………………………………………………...16
4. Анализ среды непосредственного окружения………………………………20
4.1. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли…………...20
4.2. Анализ конкуренции в отрасли……………………………………….….21
4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий………………………...24
5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе…………………………………………………………………….………29
6. Видение, миссия, цели предприятия………………………………………...33
7. Формирование стратегии бизнеса……………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….42
Литература…………………………………………………………………….…4
Наименование показателей | Ед. изм. | Года | Темп роста, % | |||
|
| 2000 | 2001 | 2002 | 2001/00 гг. | 2002/01 гг. |
1. Переработка зерна | тн | 53501 | 58190 | 51020 | 108,76 | 87,68 |
В т.ч. давальческого | тн | 19441 | 29832 | 1759 | 153,45 | 5,90 |
2. Выработано муки | тн | 38758 | 42981 | 37902 | 110,90 | 88,18 |
В т.ч. В/сорт | тн | 19995 | 20008 | 17830 | 100,07 | 89,11 |
1 сорт | тн | 16354 | 18998 | 16478 | 116,17 | 86,74 |
2 сорт | тн | 2311 | 3975 | 3594 | 172,00 | 90,42 |
Крупа манная | тн | 97 | 0 | 0 | - | - |
3. Выработано комбикормов и кормосмесей | тн | 3101 | 4625 | 1733 | 149,15 | 37,47 |
4. Выработано хлеба и хлебобулочных изделий | тн | 601 | 641 | 562 | 106,66 | 87,68 |
Анализируя динамику структурных изменений (рис.1), видим, что в целом структурный состав произведенной продукции практически не изменился. При этом несколько возросла доля переработки зерна и на конец анализируемого периода (2002 год) составила 92,68% в общем объеме произведенной продукции, а также увеличилась доля выработки сортовой муки, которая в 2002 году составила 68,85%.
Итак, никаких кардинальных структурных изменений производимой продукции ОАО «ККХП» за период 2000-2002 гг. не произошло.
Однако, предприятие реализует как товары собственного производства, так и покупные товары (сахар, папиросы и сигареты).
Комбинат имеет собственную оптовую и розничную сеть и реализует продукцию крупными и мелкими партиями. Рынок сбыта предприятия ориентирован прежде всего на Курганскую область, но деятельность его выходит далеко за пределы этого региона.
Схема проведения стратегического анализа рыночной ситуации приведена на рис.1.
Во внешней среде можно выделить макроокружение (среду косвенного воздействия) и среду непосредственного окружения.
Задачей анализа является установление и оценка влияния факторов, представляющих угрозу и способствующих развитию предприятия, определяются тенденции их развития, вырабатываются возможные ответные действия.
Анализ макроокружения проводится по следующим группам факторов: экономические, политические, рыночные, технологические, факторы международного положения.
Анализ макроокружения проводится в табл.7 «Анализ и оценка возможностей макроокружения предприятия».
Таблица 7
Анализ и оценка возможностей макроокружения предприятия
Факторы макроокружения | Состояние фактора | Прогнозируемая тенденция развития |
Характер влияния (+, -) | Бальная оценка | Коэффициент относительной важности, % | Возможная реакция |
1. Экономические факторы | ||||||
Уровень инфляции | В 2004 г. прогнозируемый уровень– 12%, на начало 2004 г. уже составил 11,4% | Повышение | (-) Обесценивание денежных средств |
-1,1 |
0,07 | Падение объемов производства и сбыта продукции; |
Уровень налоговых ставок | В 2003 г.: налог на прибыль – 24%; НДС –20%. | В 2004г. НДС снижен до 18%. | (+) Облегчение налогового бремени предприятия, уменьшение отчислений |
+1,5 |
0,09
| Незначительное снижение цены |
Уровень конкурен- ции | Повышается за счет ускоренного развития НТП и маркетинговой системы | Дальнейшее усиление | (-) уменьшение прибыли потеря клиентов (+) возможное сокращение издержек путем совершенствование техники и технологий |
-2,5 |
0,11 | Повышение конкурентоспо- собности по всем возможным направлениям |
Цены на электроэнергию и отопление | 1 кВт/ч
1 Гкал | Дальнейший рост | Увеличение постоянных издержек |
-1,3
|
0,06 | Рост цен реализации на товар |
Уровень образования работников | Повышение | Повышение | (-)доплаты за квалификацию,(+) более рациональный труд | 2,0 | 0,03 | Привлечение квалифицированной рабочей силы |
2. Политические факторы | ||||||
Таможенная политика | Высокие экспортные пошлины | Введение квотирования на экспорт | (-)Затрудняется сбыт продукции за рубеж |
-1,4 |
0,04 | Поиск новых потребителей на внутреннем рынке |
3. Рыночные факторы | ||||||
Падение реальных доходов предприятий,потребителей | За 2003 г. снижение реальных доходов на 5% | В 2004 г. дальнейшее снижение на 8-10% | (-) Затруднение сбыта,проблемы просроченных платежей |
-2,5 |
0,13 | Уменьшение объемов производства, поиск новых рынков, маркетинговые исследования
|
4. Технологические факторы | ||||||
Технология производства | Наличие патентов, лицензий | Дальнейшее совершенствование процесса производства | (+)Снижение издержек, улучшение деловой репутации, появление новых покупателей и потребителей |
+2,4 |
0,14 | Увеличение объемов производства, сокращение численности персонала, снижение цены для выхода на новые сегменты рынка |
Автоматизация управления | Недостаточная оснащенность компьютерной техникой | Внедрение автоматизированных систем управления | (+)Совершенствование документооборота, рост оперативности в принятии решений, снижение издержек |
+1,9 |
0,08 | Увеличение объема производства |
Применение современных средств связи | Невысокий уровень | Повышение | Ускорение потока информации |
+1,0 |
0,06 | Уменьшение времени на происходящие изменения, более быстрый выход на поставщиков и потребителей |
Совершенствование продукта | Научные исследования | Новые разработки | (+)Изготовление принципиально нового продукта, отвечающего требованиям потребителей |
+1,4 |
0,16 | Переход на производство более совершенных продуктов |
| ||||||
5. Факторы международного положения | ||||||
Валютный курс | На начало 2004г. доллар: 28,8р.; евро: 35,7р. | Падение курса доллара | (-)Снижение экспортно-импортной прибыли |
-1,4
|
0,03 | Ориентация исключительно на поставщиков внутри страны |
Итого: |
|
|
|
| 100,00 |
|
Интегральная оценка влияния факторов макроокружения может быть получена следующим образом:
где α, β, γ – коэффициенты относительной важности влияния фактора;
α+ β+…+ γ =1;
А, В, С – бальная оценка интенсивности изменения влияния отдельного фактора.
Интегральная оценка влияния факторов макроокружения на ОАО «Курганский комбинат хлебопродуктов » равна 0,10. Полученный результат свидетельствует о том, что новые возможности перекрывают новые угрозы. Однако абсолютное значение интегральной оценки не велико, поэтому нельзя говорить о наличии больших возможностей для бизнеса.
В результате анализа определен состав наиболее важных влияющих факторов. Прежде всего это факторы экономические и технологические. Тенденции их развития, характер влияния на деятельность предприятия, возможные ответные действия представлены в табл. 7 .
Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке, конкурентной среды в отрасли.
Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями технических и экономических характеристик, важнейшими из которых являются:
-товары (работы, услуги);
-размер рынка (может выражаться в количестве проданных изделий, общей их стоимости);
-темпы роста рынка, фаза развития спроса;
-суммарные производственные мощности;
-уровень удовлетворения спроса;
-количество конкурентов и их структура;
-количество покупателей и их структура;
-величина входных барьеров;
-характер вертикальной интеграции (прямая, обратная);
-степень дифференциации продукции;
-размер инвестиций, в том числе из централизованных источников;
-уровень рентабельности.
Изучение этих характеристик, выявление тенденций их развития дает важную информацию для определения возможных направлений развития отрасли.
Отрасль характеризуется высокой интенсивностью конкуренции: в мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации в настоящее время насчитывается более 10 тыс. предприятий. Их количество увеличивается, что связано в основном с дроблением крупных предприятий на более мелкие акционерные общества, а также созданием большого числа новых предприятий. Продукция потребляется покупателями, находящимися как в Курганской области, так в разных регионах России .
Размер рынка можно определить количеством выработанной продукции, а именно около 92976 тонн . Доля рынка ОАО «ККХП» 0, 9%.
В отношении направлений технологических изменений можно отметить следующее: усложнение оборудования, совершенствование технологий производства и самого продукта. Средний уровень загрузки производственных мощностей около 75%.
Имеются значительные барьеры входа и выхода. Координирующий организацией является “ Зерновой союз ”, объединяющий на добровольной основе значительную часть предприятий данной отрасли и призванный защищать их интересы.
Итак, привлекательность отрасли высокая. Отрасль немонополизированная, растущая. Для участия в ней необходим опыт работы в данной отрасли и выжить здесь может только то предприятие, которое имеет собственные разработки (технологические, маркетинговые, продуктовые).
Анализ состояния рыночной среды в отрасли позволил выявить главные движущие силы и оценить их влияние. В качестве движущих сил отрасли выступают технологические, продуктовые и маркетинговые инновации, а также изменение издержек. Это связано со специфичностью продукции, необходимостью в первую очередь удовлетворить потребности рынка. Наиболее существенное влияние оказывает обновление продукта в соответствии с пожеланиями покупателей на основе новых технологий.
Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера (рис.2).
Изменения каждой из пяти сил и предопределяют, в конечном счете, прибыльность предприятий и отраслей. В тех областях, где действия этих сил оказываются благоприятными, возможно достижение высокой рентабельности вложенного капитала. В тех же отраслях, где действия нескольких или одной сил неблагоприятны, предприятиям очень нелегко долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять сил конкуренции определяют не только цены продукта (товара), но и расходы, которые им приходится нести, а также размеры инвестиций, необходимые для поддержания своей конкурентоспособности.
Наибольшее значение имеет, как правило, конкуренция между существующими предприятиями. Как уже отмечалось выше, в отрасли действует множество предприятий. Это ОАО “ Пермский мукомольный завод”, “ Омский мукомольный завод ” , в Курганской области : Звериноголовское ХПП, Юргамышское ХПП, Каргапольское ХПП, Мишкинское ХПП , ООО ” Хлеб Зауралья”, Хлебокомбинат Курганского ОРС Челябинского ДЦРС “ РЖД ”, Кетовский Хлебокомбинат, ОАО “ Курганхлебпром”.
Рис.2. Модель сил конкуренции
Интенсивность конкуренции в отрасли высока, особенно между средними предприятиями. Это определяется не только их близостью в своих конкурентных позициях, но и относительно медленным ростом отрасли, высоким уровнем постоянных издержек, высоким уровнем как входных , так и выходных барьеров. Барьеры выхода определяются сложностью переориентации на другое производство из-за уникальности технологий и оборудования. Барьером выхода является высокая остаточная стоимость активов. Уходу из отрасли могут препятствовать заключенные договора.
Препятствием на пути конкурентов, уже закрепившихся в курганской области, являются, в первую очередь, ключевые факторы успеха ОАО «ККХП». Остановимся на них подробнее.
1. Технология
возможность разработки новых товаров;
высокая степень овладения существующими технологиями;
удовлетворение требуемого уровня качества (с точки зрения оптимального для потребителя соотношения «цена – надежность»);
возможность изготовления большего количества продукции ;
возможность выполнения заказов потребителей;
2. Реализация продукции и снабжение
наличие налаженной сети сбыта продукции;
выгодное местонахождение организации.
3. Маркетинг
качественное исполнение заказов;
разнообразие видов продукции;
гарантии для покупателей;