Формирование региональной инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании механизмов формирования региональной инвестиционной политики на примере Смоленской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
- проанализировать развитие инвестиционной деятельности в Смоленской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие инвестиций и их экономическая сущность………………….5
1.2 Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления……………………………………………………………………..11
1.3 Механизм реализации региональной инвестиционной политики……15
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………..…………………………21
2.1 Характеристика распределения инвестиций по отраслям экономики………………………………………………………………..……….21
2.2 Оценка эффективности использования иностранных инвестиций в хозяйственном секторе РФ……………………………………….…………......25
2.3 Анализ инвестиционной политики Смоленской области………….….33
Заключение…………………………………………………………………...42
Список литературы…………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

курсовая основы менеджмента формирование инвестиционной политики.docx

— 97.61 Кб (Скачать)

Вышеприведенные особенности инвестиций росзагранбанков в банковскую систему России следовало бы учесть в законодательстве и в практической деятельности органов денежно-кредитного регулирования. Также было бы полезно уточнить содержание термина "иностранный инвестор" не только по форме, в смысле определения официального местонахождения или пребывания соответствующего лица за границей, но и по содержанию, с точки зрения подтверждения иностранного происхождения самого имущества, вкладываемого в Россию, его реальной принадлежности иностранному собственнику.

Вложения в экономику России ранее вывезенного российского  частного или основанного на смешанной  форме собственности капитала по сложившейся практике также признаются иностранными инвестициями. Но упомянутые капиталы, также как и средства росзагранбанков, по своему содержанию не могут признаваться иностранными. Изначально они являются собственностью лиц, признаваемых резидентами по законодательству России. Для стимулирования возвращения ранее вывезенных из России капиталов российских резидентов необходимо использовать специальные правовые режимы, а не подменять их правовым режимом иностранных инвестиций. Режим иностранных инвестиций не может обеспечить реальные гарантии для собственника-инвестора, если собственник имущества остается резидентом по законодательству России. В результате возникают различные "серые" схемы вложения ранее вывезенных из России капиталов ее резидентов не только в банковскую систему, но и в экономику страны в целом.

Необходимо стимулировать начало процесса возвращения вышеназванных  капиталов в Россию на законных основаниях. В связи с этим целесообразно  от обсуждений перейти к разработке и принятию на уровне федерального законодательства специальных правил, закрепляющих правовой режим возвращения  в банковскую систему России и  в ее экономику российского по своему происхождению капитала. Задача такого правового режима - на уровне не меньшем, чем это предусмотрено для иностранных инвесторов, обеспечить и гарантировать от имени Российской Федерации защиту прав и законных интересов собственников - резидентов по законодательству России, возвращающих и вкладывающих свои капиталы в экономику России.

Международные финансово-кредитные  организации на территории России или  любого другого государства не совмещают  международную деятельность правового  характера с банковским обслуживанием  клиентов (юридических и физических лиц) [5,c.65].

При необходимости оказания банковских услуг международные финансово-кредитные  организации осуществляют прямые иностранные  инвестиции в банковскую систему  России, создавая новые либо участвуя в капиталах уже действующих  кредитных организаций.

Для признания инвестиций прямыми, позволяющими инвестору приобрести дополнительные государственные гарантии, размеры инвестиций должны быть не менее 10% долей (вклада) в уставном (складочном) капитале.

Иностранные банки, вкладывая средства в банковскую систему России, помимо прямых инвестиций в кредитные организации, могут создавать свои филиалы. Не являясь кредитными организациями  и юридическими лицами по законодательству России, филиалы иностранных банков осуществляют банковские операции на ее территории. Между тем, практическая деятельность регулирующих государственных  органов направлена на ограничение  инвестиций в создание филиалов иностранных  банков, которые просто не регистрируются.

При этом потенциальным инвесторам - иностранным банкам рекомендуется  вкладывать свои инвестиции не в филиалы, а в российскую кредитную организацию, например, в создание дочерних банков. У Правительства России и Банка России, несомненно, могут быть серьезные экономические и иные основания для подобных действий. Например, объемы реальных инвестиций в филиалы значительно ниже вложений в создание дочерних кредитных организаций. Кроме того, осуществлять банковское регулирование и надзор за кредитной организацией, созданной по законодательству России, проще, чем за филиалом иностранного банка. Однако филиалы иностранных банков являются предусмотренной Федеральным законом формой вложения иностранных инвестиций в банковскую систему России, поэтому регулирующие органы

Режим иностранных инвестиций надлежит распространить на те случаи, когда иностранная кредитная организация вкладывает финансовые средства и иное имущество в создание в России своего некоммерческого подразделения - представительства. Ныне действующее инвестиционное и банковское законодательство такие вложения иностранными инвестициями не признают, устанавливая, что правоотношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации, подлежат регулированию законодательством о некоммерческих организациях (п.2 ст.1 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в РФ").

Однако законодательство о некоммерческих организациях применяется исключительно  к представительствам некоммерческих организаций, в то время как иностранные  банки, открывающие свои представительства  в России, имеют коммерческую правовую природу. Вместе с тем, представительства  иностранных банков признаются элементом  банковской системы России. Вложения финансовых, технических, интеллектуальных средств и иные расходы в их создание осуществляются именно в банковскую систему России. Поэтому юридическое  и экономическое содержание отношений  по созданию представительств иностранных  банков следует оценивать и регулировать в федеральном законодательстве как разновидность иностранных  инвестиций в банковскую систему  России.

Если бы необоснованные ограничения  на банковские операции кредитных организаций  с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков с российскими  гражданами и юридическими лицами не были установлены в самом начале экономических реформ, денежные потери населения от функционирования банковской системы России могли бы быть значительно  меньшими. Реальное участие в банковской системе иностранных инвесторов могло бы способствовать возникновению  нормальной конкуренции на рынке  банковских услуг, которая наряду с  эффективным банковским надзором не позволила бы руководству и собственникам  многих российских кредитных организаций  проводить безответственную банковскую политику.

В заключение необходимо подчеркнуть, что механизм государственного регулирования  иностранных инвестиций в банковскую систему, как и в другие сегменты экономики России, должен основываться не на отсылочных правовых нормах, а  на системном подходе к организации  процесса поступления и эффективного использования, финансовых ресурсов, вкладываемых в банковскую систему. Необходимо объединить усилия юридической и экономической  науки в создании эффективного механизма  государственного регулирования иностранных  инвестиций в экономику России в  целом и в банковскую систему  в частности. Заслуживают внимания выводы специалистов в области международных  финансово-кредитных отношений о  том, что положительное влияние  иностранных инвестиций на экономику  государства-импортера проявляется, как правило, в первые годы, а в  последующие периоды, в случае недостаточного участия государства в регулировании  экономических процессов, связанных с иностранными инвестициями, могут возникнуть негативные последствия для экономики.

Поэтому необходим такой механизм регулирования иностранных инвестиций, который повышал бы интерес иностранного капитала к российским рынкам и одновременно содержал бы правовые гарантии, обеспечивающие соблюдение государственных и общественных интересов, прав и законных интересов индивидуальных участников денежно-кредитных правоотношении, а также позволял бы вовремя блокировать возникновение кризисных ситуаций в экономике.

 

2.3. Анализ инвестиционной политики Смоленской области

Инвестиционная политика Администрации  города Смоленска формируется на базе соответствующих федеральных  и областных законов с учетом анализа проблемных вопросов социально-экономического развития города, а также путем  создания положительного инвестиционного  климата как города в целом, так  и отдельных предприятий и  организаций всех форм собственности.

Стратегическая цель инвестиционной политики состоит в повышении  качества жизни горожан на основе комплексного и сбалансированного  развития экономики.

Исходя из этой цели и действуя в пределах своей компетенции, Администрация  города Смоленска ставит основные задачи по стратегическому развитию города:

1) укрепление экономических основ  местного самоуправления;

2) реформирование жилищно-коммунального  комплекса города;

3) создание комфортной и безопасной  среды проживания для нынешних  и будущих поколений горожан,  сохранение историко-культурного  наследия.

Формирование привлекательного инвестиционного  имиджа города Смоленска является условием активизации и повышения эффективности  инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации потенциальным инвесторам.

Администрация города, предприятия  и организации активно принимают  участие в региональных, федеральных  и зарубежных выставках и презентациях. Также Администрация города Смоленска  выступает организатором в городе выставок и ярмарок.

Разработаны, изданы презентационные  материалы о городе Смоленске  для потенциальных инвесторов: деловой  справочник и компакт-диск о городе Смоленске, инвестиционный паспорт  города, путеводитель по городу Смоленску  на русском и английском языках на бумажном и электронном носителях. Вся информация, связанная с инвестиционной политикой города, является общедоступной и размещена на сайте городской Администрации.

Основными направлениями деятельности по созданию инвестиционной привлекательности  города являются:

распространение информации о преимуществах  города (сырьевом, промышленном, туристическом, научном и кадровом потенциале и  др.), инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры, нормативно-правовой базе по инвестиционной деятельности; презентация города и  отдельных инвестиционных проектов, распространение информационно-рекламных  материалов;

привлечение к работе на территории города организаций и программ с  иностранным участием, международных  банков, инвесторов;

развитие отношений с посольствами и торговыми представительствами  зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации.

Принципы деятельности по привлечению  инвестиций :

- соответствие основных целей,  направлений и приоритетов инвестиционной  деятельности интересам населения;

- гарантии, дающие инвестору определенную  уверенность в защищенности его  вложений в связи с возможными  изменениями законодательства;

- равноправие инвесторов;

- доброжелательность в отношениях  с инвесторами и взаимная ответственность  участников инвестиционного процесса;

- презумпция добросовестности  инвесторов;

- открытость и доступность информации  для всех инвесторов;

- объективность и экономический  смысл принимаемых решений.

Приоритетные направления инвестиционной деятельности:

- инвестиции с целью увеличения  объемов производства товаров  и услуг, создания новых рабочих  мест, повышения качества и уровня  жизни населения;

- инвестиции в объекты жилищно-коммунального  хозяйства города, привлекаемые, в  том числе, с целью внедрения  новых энергосберегающих технологий  и модернизации инженерной инфраструктуры  города;

- инвестиции в социальную инфраструктуру  города;

- инвестиции, направленные на благоустройство  города.

Администрация города оказывает поддержку  инвестициям в экономику города, создает благоприятные условия  для реализации проектов и предложений, способствующих укреплению экономического потенциала Смоленска, развитию его  инфраструктуры, повышению привлекательности  города как туристического центра.

За основу работы взят программно-целевой  метод. Для четкого понимания  перспективы развития города Смоленска, будущих инвестиционных вложений, Администрацией города Смоленска вносятся изменения  в Генеральный план развития города Смоленска, разрабатываются городские  целевые программы.

В 2010 году на территории города Смоленска  реализовывалось 28 городских целевых  программ, 7 федеральных целевых  программ, областная адресная инвестиционная программа, а также мероприятия  по Перечню бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства  муниципальной собственности города Смоленска, не включенные в долгосрочные (муниципальные) целевые программы [http://www.smoladmin.ru].

Объем финансирования в 2010 году на выполнение мероприятий по городским программам за счет бюджетных инвестиций предусмотрен в объеме 3 млрд. 182 млн. 908,47 тыс. руб., в том числе:

- федеральный бюджет – 1 млрд. 209 млн.406,75 тыс. руб.;

- областной бюджет – 436 млн. 494,20 тыс. руб.;

- городской бюджет – 1 млрд. 308 млн. 278,15 тыс. руб.;

Информация о работе Формирование региональной инвестиционной политики