Формирование региональной инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании механизмов формирования региональной инвестиционной политики на примере Смоленской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
- проанализировать развитие инвестиционной деятельности в Смоленской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие инвестиций и их экономическая сущность………………….5
1.2 Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления……………………………………………………………………..11
1.3 Механизм реализации региональной инвестиционной политики……15
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………..…………………………21
2.1 Характеристика распределения инвестиций по отраслям экономики………………………………………………………………..……….21
2.2 Оценка эффективности использования иностранных инвестиций в хозяйственном секторе РФ……………………………………….…………......25
2.3 Анализ инвестиционной политики Смоленской области………….….33
Заключение…………………………………………………………………...42
Список литературы…………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

курсовая основы менеджмента формирование инвестиционной политики.docx

— 97.61 Кб (Скачать)

2. реализации инвестиционного потенциала  территории;

3. формирование мотивационного  механизма процесса инвестирования;

4. в снижении возможного или ожидаемого противоречий экономических интересов участвующих субъектов.

Содержание механизма реализации инвестиционной политики в регионе, которое, по их мнению, можно охарактеризовать как процесс концентрации и мобилизации  инвестиционных ресурсов, организации  контроля за их эффективным использованием, выработки регулирующих воздействий, направленных на усиление позитивных тенденций и инвестиционной сфере и ослаблении негативных.

Такое понимание содержания исследуемого механизма позволяет выделить основные его структурные составляющие в  виде отдельных блоков, каждый из которых  имеет самостоятельное содержание и значение, реализуемое в различных  формах и с помощью разнообразных  методов. Общий вид механизма  реализации региональной инвестиционной политики представлен на рисунке 1.

 

Рис.1. Структура механизма реализации инвестиционной политики

 

Таким образом, особенностью механизма  реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих  сторон» поэтому важное место  в структуре рассматриваемого механизма  занимает мотивационный блок, который  обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней  средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного  процесса в регионе. При этом было отмечено, что может иметь место  противоречие интересов, поэтому важно  установить полный спектр движущих мотивов.

 

 

 

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Характеристика распределения инвестиций по отраслям экономики

 

В 2007 году в нашей стране резко  возросла инвестиционная активность. Инвестиции в основной капитал в 2007 г. увеличились в среднем на 21,1%, продемонстрировав наиболее высокий  рост за постсоветский период (рис.1).

 

Рис.1. ВВП, производство и инвестиции (рост в % к предыдущему году)

 

Среднегодовые темпы роста в 2000-2007 гг. составили 7%. Отмечается повышение  доли российской экономики в глобальной с 2,7% до 3,2%. По масштабам экономики Россия переместилась с 10 на 7 место в мире.

Опережающими темпами возрастали инвестиции во внутренне ориентированных  секторах экономики - обрабатывающих отраслях, сельском хозяйстве, транспорте, жилищном строительстве, в сфере образования  и здравоохранения (рис.2).

Заметно увеличился приток прямых иностранных  инвестиций: их объем увеличился за год с 32 млрд. до 54 млрд. долл. США.

В 2007 г. была организована работа по отбору проектов Инвестиционного фонда. К  настоящему моменту заключено 6 инвестиционных соглашений и одобрено 20 инвестиционных проектов. Суммарный объем инвестиций этих проектов превысит 1 трлн. руб., причем только треть из них будет выделена из ресурсов Инвестиционного фонда. Это означает, что каждый инвестированный государством рубль привлекает два рубля частных инвестиций.

 

Рис.2. Виды экономической  деятельности с наиболее высоким  темпом роста капитальных вложений в 2007 году (оценка MЭРТ)

 

На основе поступивших предложений 1 марта 2008 г. было утверждено постановление  правительства, направленное на совершенствование  функционирования Инвестфонда.

Большая часть одобренных Правительством Российской Федерации проектов из Инвестиционного  фонда - концессионные. Но пока ни один из конкурсов по выбору инвестора для реализации концессионного проекта не завершен. На наш взгляд, концессионное законодательство нуждается в совершенствовании. Внутри страны значимой проблемой стало ускорение инфляции. Резко ухудшилась ситуация на мировых финансовых рынках. Это заставляет нас более внимательно оценивать риски. Видимое благополучие общих макроэкономических показателей не позволяет забывать о недостаточном качестве экономического роста, о его уязвимости к колебаниям внешней конъюнктуры и слабой инновационной активности российских предприятий.

Так, удельный вес инновационной  продукции в объеме продукции  промышленности составляет около 5,5%, что  в 5-6 раз уступает показателям наших  европейских конкурентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, все еще не превышает 10%, тогда  как в ведущих европейских  странах она доходит до 40-50%. По существу, Россия находится в самом  начале перехода к инновационной  экономике. И надо уже в ближайшие  годы совершить прорыв в этой области.

Несмотря на инвестиционный бум, уровень  диверсификации инвестиций пока невелик. Так, на все обрабатывающие производства приходится всего 15% инвестиций, из них  на машиностроение приходится лишь 2,7% (рис.3).

 

Рис.3. Распределение инвестиций в основной капитал по видам деятельности, 2007 г., % к итогу

 

Основным источником машин и  оборудования по-прежнему является импорт, а не отечественное производство.

Проблема диверсификации производства и его технологического обновления остается одной из важнейших, без  решения которой невозможно повысить национальную конкурентоспособность.

Время, когда конкурентоспособность  поддерживалась дешевизной сырья, рабочей  силы и заниженным курсом рубля уходит в прошлое. Постоянное удорожание энергоносителей  ведет к увеличению издержек предприятий. Эта тенденция вряд ли изменится  в ближайшие годы. И единственный адекватный ответ, который наша экономика  должна дать на этот вызов, - это значительное повышение эффективности, что требует  инвестиций и новых технологий.

 

 

2.2. Оценка эффективности использования иностранных инвестиций в хозяйственном секторе РФ

 

Правовые основы инвестиционной деятельности в России устанавливаются в федеральном  инвестиционном законодательстве, но они не регулируют инвестиционные правоотношения в банковской сфере. Отношения по поводу вложений в объекты предпринимательской  банковской деятельности должны были быть урегулированы в законодательстве о банках и банковской деятельности. Между тем, банковское законодательство, в отличие от инвестиционного, ограничивается упоминанием о регистрации, лицензировании и некоторых дополнительных требованиях  к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных  банков (ст.17, 18 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности").

В банковском законодательстве отсутствуют  какие-либо правовые нормы о содержании иностранных инвестиций в банковскую систему; о принципах, субъектах, формах, методах иностранных инвестиций; о юридическом равенстве иностранных инвесторов; о равных государственных гарантиях защиты их имущества и законных интересов, исключающих применение мер дискриминационного характера.

Отсутствуют в банковском законодательстве и специальные инвестиционные правовые режимы, без которых процесс законодательного регулирования общественных отношений  в банковской сфере нельзя считать  завершенным. В результате иностранные  инвесторы, вкладывающие капиталы в  банковскую систему России, формально  оказываются вне единого инвестиционного  правового поля. На инвестиции в  банковскую сферу положения федерального инвестиционного законодательства формально не распространяются, а  банковское законодательство этот пробел не восполняет и не содержит соответствующих  правовых норм применительно к банковской системе. В такой ситуации положения  инвестиционного законодательства с учетом особенностей, предусмотренных  в законодательстве о банках и  банковской деятельности, могут и  должны применяться к отношениям, связанным с иностранными инвестициями в банковскую сферу.

В особенности это касается содержания самого термина "иностранные инвестиции", под которым понимаются вложения иностранного капитала в объект предпринимательской  деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских  прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских  прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [5,c.65].

Приведенное определение содержит качественные признаки, позволяющие  отличить иностранные инвестиции от других видов инвестиционной деятельности в России.

Во-первых, иностранным должно быть само лицо, вкладывающее средства в  банковскую систему России (юридическое  лицо; организация, не являющаяся юридическим  лицом; физическое лицо: международная  организация, имеющая в соответствии с международным договором право  осуществлять инвестиции в России; иностранное государство). Юридический  статус иностранного лица устанавливается  на основе законодательства государства  его местонахождения, гражданства  или постоянного местожительства, и подтверждается документами, выданными  компетентными органами этого государства. Для признания юридического лица иностранным необходимо достоверно установить его правоспособность в  соответствии с законодательством  государства, в котором оно учреждено, а также установить наличие у  него права в соответствии с законодательством  указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Достоверным подтверждением принадлежности юридического лица к иностранному государству  является выписка из реестра иностранных  юридических лиц соответствующей  страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица. Физическое лицо может быть признано иностранным инвестором, если это иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами России; гражданская правоспособность и дееспособность лица определяется законодательством государства, гражданином которого оно является, либо государства постоянного места жительства лица без гражданства; лицо в соответствии с законодательством своего государства имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

От иностранного физического лица, имеющего намерение инвестировать  капитал в кредитную организацию  с иностранными инвестициями или  в филиал иностранного банка, федеральное  законодательство требует представить  подтверждение платежеспособности этого лица от первоклассного (согласно международной практике) иностранного банка (ст.17 Федерального закона "О  банках и банковской деятельности").

Во-вторых, одного факта учреждения или проживания инвестора в другом государстве недостаточно для признания  его инвестиций иностранными. Вкладываемые иностранным лицом денежные и иные средства должны иметь иностранное происхождение не только по форме, но и по содержанию.

Однако это важнейшее обстоятельство в федеральном законодательстве и в реальной банковской практике учитывается явно недостаточно. В  качестве примера можно привести инвестиции, вкладываемые в банковскую систему России иностранными по форме, т.е. зарегистрированными за границей, но российскими по содержанию юридическими лицами. В первую очередь речь идет о российских заграничных банках, контрольный пакет акций которых  является собственностью Российской Федерации. Имущество росзагранбанков, имеющих иностранную правосубъектность, в действительности принадлежит им на праве собственности. Но эта собственность возникла не сама по себе, а благодаря инвестициям федерального имущества Российской Федерации в банковские системы иностранных государств. Право собственности Российской Федерации на контрольный пакет акций большинства росзагранбанков означает, что Россия участвует в управлении этими банками, имеет право на часть их имущества, включая право на получение части прибыли в виде дивидендов.

При этом право на часть прибыли  в виде дивидендов росзагранбанков принадлежит Российской Федерации, вне зависимости находится имущество на ее территории или за границей. Поэтому решение об инвестировании росзагранбанком части его имущества в банковскую систему России принимается в первую очередь собственником контрольного пакета акций (долей) банка, т.е. самой же Российской Федерацией, уполномоченными ею по закону государственными органами и должностными лицами.

Фактическая принадлежность России средств, вкладываемых росзагранбанками, признается таковой не только в связи с федеральной собственностью на их акции, но и в связи с фактом принятия решения об инвестициях в Россию от имени самой Российской Федерации. Тем более такое решение означает отказ собственника от перечисления причитающихся ему дивидендов, т.е. от дополнительных поступлений в федеральный бюджет, в пользу их реинвестирования в новые коммерческие проекты на территории России.

Таким образом, независимо от страны получения прибыли и страны ее реинвестирования, окончательное решение  об использовании прибыли росзагранбанков остается в исключительном ведении собственника контрольного пакета акций, т.е. Российской Федерации. При таких обстоятельствах финансовые средства и иное имущество росзагранбанков, инвестируемое в экономику России, являясь иностранным по форме, не может признаваться таковым по содержанию. Иначе возникает странная ситуация: когда государственное имущество Российской Федерации находится за ее пределами, то оно признается федеральной собственностью, но когда оно по решению, принятому от имени самой Российской Федерации, вкладывается на ее территории, в ее банковскую систему, то почему-то изменяет свой статус и воспринимается в качестве иностранных инвестиций.

Информация о работе Формирование региональной инвестиционной политики