Формирование региональной инвестиционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании механизмов формирования региональной инвестиционной политики на примере Смоленской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретические аспекты развития инвестиционной деятельности;
- проанализировать развитие инвестиционной деятельности в Смоленской области;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….5
1.1 Понятие инвестиций и их экономическая сущность………………….5
1.2 Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления……………………………………………………………………..11
1.3 Механизм реализации региональной инвестиционной политики……15
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………..…………………………21
2.1 Характеристика распределения инвестиций по отраслям экономики………………………………………………………………..……….21
2.2 Оценка эффективности использования иностранных инвестиций в хозяйственном секторе РФ……………………………………….…………......25
2.3 Анализ инвестиционной политики Смоленской области………….….33
Заключение…………………………………………………………………...42
Список литературы…………………………………………………………..44

Работа содержит 1 файл

курсовая основы менеджмента формирование инвестиционной политики.docx

— 97.61 Кб (Скачать)

- денежные средства и финансовые  инструменты (целевые банковские  вклады, паи, акции и другие  ценные бумаги);

- материальные ценности (здания, сооружения, оборудование и другое движимое  и недвижимое имущество);

- имущественные, интеллектуальные  и иные права, имеющие денежную  оценку (нематериальные активы).

Из этого следует, что инвестиции, рассматриваемые в ресурсном  аспекте, могут существовать в денежной, материальной формах, а также в  форме имущественных прав и других ценностей. Вместе с тем независимо от формы, которую принимают инвестиционные ресурсы, они едины по своей экономической сущности и представляют собой аккумулированный с целью накопления доход.

1.2.  Региональная инвестиционная деятельность: сущность, формы направления

Под региональной инвестиционной деятельностью  следует понимать систему мер  и механизм их реализации, направленных на стимулирование инвестиционной активности и формирование благоприятного инвестиционного  климата региона.

Региональные особенности инвестиционной деятельности обосновывают важную задачу обеспечения новых эффективных  условий инвестиционного роста  региональной экономики. Необходимо учитывать  влияние комплекса факторов развития рынков инвестиционных ресурсов, мотивационных  факторов поведения инвесторов, государственной  бюджетной и инвестиционной политики. На первое место выходит потребность  активизации инвестиционной деятельности региона с учетом совокупности инвестиционных интересов всех региональных субъектов и стратегических целей социально-экономического развития.

Очевидно, что перед региональной экономической наукой встает задача научно обоснованного формирования новых условий повышения инвестиционной активности в регионе через совершенствование  системы регулирования инвестиционной деятельности, анализ факторов активности инвесторов, разработку мотивационного механизма инвестиционного рынка, целевое увеличение объемов инвестиций с направлением ресурсов в приоритетные направления экономики.

Степень зрелости региональных инвестиционных рынков в Российской Федерации неодинакова. Но в целом, учитывая переходный период, им свойственна следующая общая  особенность: в большинстве регионов такие рынки являются «закрытыми», т.е. инвестиционная деятельность в  определенной своей части реализуется  в виде встречной торговли субпоставок, «Открытое» функционирование регионального рынка средств производства (через биржевую торговлю, инвестиционные торги и т.п.) не является характерным. Важно отметить, что рынок строительных подрядных работ жестко привязан к системе инвестиционных рынков в регионе, хотя обращает на себя внимание тенденция вторжения на местные инвестиционные рынки иностранных подрядчиков.

Недостаточная зрелость рыночных отношений  проявляется в характере процесса формирования региональных рынков долгосрочных финансово-кредитных ресурсов. В  дореформенный период эта проблема в региональном масштабе не значилась. Понятие свободных финансовых ресурсов в реформирующихся странах поначалу было более чем условно. Доминировала привычка получать государственные  безвозмездные капитальные вложения. Использование кредитных ресурсов долго оставалось непривычным делом. Инфраструктура кредитования до сих пор оставляет желать лучшего.

Нельзя не отметить последовательное усиление роли региональных рынков ценных бумаг, действующих в рамках региональных фондовых бирж, а также по каналам  внебиржевого оборота ценных бумаг. При этом региональные фондовые рынки  намного слабее столичных.

Развитие региональных фондовых рынков идет по нескольким направлениям:

- совершенствование инфраструктуры  рынка – развитие и укрепление  инвестиционных институтов, накопление  ими капиталов, улучшение информационных  потоков, совершенствование структуры  рынка;

- развитие новых фондовых инструментов, введение в оборот облигаций,  векселей коммерческих банков  и фирм, акций традиционных и  новых элементов, производных  инструментов и др.

Немалое значение приобрел процесс  самостоятельного выхода ряда российских регионов и особенно, компаний на мировую  арену в роли заемщиков кредитных  ресурсов, а также участников зарубежных рынков долговых обязательств и цепных корпоративных бумаг.

Анализ инвестиционных рынков позволяет  подробнее остановиться на вопросах, касающихся сущности, форм и направлений  региональной инвестиционной деятельности. Во времена Советского Союза не придавалось значение инвестиционной деятельности в рамках региона. В исследованиях того периода понятие «региональная инвестиционная деятельность» практически не встречалось. Такое положение вещей сохраняется и по настоящее время, хотя это вряд ли правильно. Указанное понятие, как и «региональные инвестиции», имеет все основания считаться важным, поскольку оценка масштабов динамики и направлений инвестиционной деятельности в регионе позволяет полнее определять перспективы его развития, вернее решать проблемы инвестиционной сферы на межрегиональном и общенациональном аспектах.

Инвестиционную деятельность могут  осуществлять как хозяйствующие  субъекты, зарегистрированные в регионе  местонахождения инвестиционного  проекта, так и субъекты других регионов, а также зарубежных стран. В процессе прединвестиционной деятельности и в ходе реализации инвестиционных проектов в рамках своей компетенции принимают участие органы исполнительной власти региона, особенно того региона, где находится инвестиционный проект, и, если это требуется, соответствующие исполнительные органы федерального уровня.

При этом цели и функции хозяйствующих  субъектов и органов исполнительной власти неодинаковы как по качественным характеристикам, так и во временном  режиме их проявления. В связи с  этим по каждому из инвестиционных проектов, осуществляемых на территории конкретного региона в виде региональной инвестиции, выражающейся во множественности видов, функций и структурных содержаний, возникает сложная система причинно-следственных связей, которая существует не «сама по себе», а является органической частью деловой активности не только региона, но и страны в целом, а в некоторых случаях соответствующего зарубежного государства или группы стран – места происхождения инвестиций.

Таким образом, инвестиционная деятельность по конкретному проекту региональных инвестиций может выходить далеко за рубежи территории региона, не переставая при этом быть региональной.

 

1.3 Механизм реализации региональной  инвестиционной политики

 

Современное состояние отечественной  экономики требует реализации структурных  преобразований, направленных на формирование конкурентоспособного производства, базирующегося  на инновационной основе. Особенно актуальными становятся разработка и реализация механизмов активной государственной  политики в инвестиционной сфере, а  также гибкого и модифицирующегося  взаимодействия рыночных структур и  государственного регулирования.

Практическое достижение целей  инвестиционной политики региона связано  с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Однако заметим, что авторы ряда научных  работ, рассматривая вопросы управления инвестиционной деятельностью, обычно акцентируют внимание на методах, с помощью которых можно воздействовать на этот вид деятельности, обходя при этом содержание и структуру такой категории как «механизм реализации инвестиционной политики».

Выделенные характеристики, присущие данной категории, позволяют раскрыть особенности и дополнить содержание этого понятия применительно  к инвестиционному процессу. Подчеркнем, что механизм (в том числе экономический, хозяйственный) является результатом  целенаправленной деятельности и представляет собой некоторую совокупность институций, норм, правил, обеспечивающих при определенных условиях формирование заданных явлений [3,с.25-27].

В соответствии с принятой общей  схемой построения регуляционного механизма  модельное представление изучаемого нами механизма включает в себя следующие элементы:

  1. субъект – движущая сила, осмысленно запускающая в действие данный механизм;
  2. цели – программируемые желаемые результаты действия механизма;
  3. методы – инструментарий, способы и технологии процессов достижения поставленных целей;
  4. форма – организационное и правовое оформление методического обеспечения;
  5. средства – совокупность видов и источников ресурсов, используемых для достижения поставленных целей;
  6. объекты – хозяйствующие субъекты, экономическая среда [4,с.35-40].

К механизму политики относят общественные институты, реализующие конкретные мероприятия в рамках поставленной цели, а также ресурсы, выделенные для достижения целей.

Методические подходы к формированию и реализации региональной инвестиционной политики, обеспечивающие проведение самостоятельной, собственной политики на региональном уровне.

Региональная инвестиционная политика – это система мер, осуществляемых региональными органами власти и  управления по привлечению и рациональному  использованию инвестиционных ресурсов всех форм собственности с целью  устойчивого и социально-ориентированного развития региона.

Система формирования и реализации региональной инвестиционной политики должна представлять конструкцию из трёх взаимосвязанных и взаимозависимых  блоков.

Первый блок – это основные факторы, от которых будет зависеть содержание региональной инвестиционной политики и, соответственно, механизм ее реализации. К ним относятся: 1) инвестиционный климат в регионе; 2) показатели формирования инвестиционного потенциала региона; 3) уровень инвестиционных рисков; 4) факторы внутреннего и внешнего воздействия. Первые главным образом связаны с объективно обусловленными региональными особенностями экономики, которые в свою очередь определяет комплекс природно-географических, исторических, демографических и других факторов. Факторы внешнего воздействия связаны с влиянием условий деятельности, определяемых федеральным законодательством и общегосударственной экономической и инвестиционной политикой.

Второй блок представляет непосредственно  этапы формирования инвестиционной политики: 1) определение целей и  главных приоритетов инвестиционной политики; 2) формирование региональной инвестиционной программы; 3) разработка принципов механизма реализации региональной инвестиционной политики. Цели и приоритеты региональной инвестиционной политики зависят от целей и задач  общей социально-экономической политики конкретного региона.

Третий блок механизма реализации инвестиционной политики должен состоять из средств, с помощью которых  предусматривается достижение целей  такой политики. Основополагающими  этого блока являются комплекс применяемых  методов управления (экономических, административных, социально-психологических) и система обеспечения его  действия (правового, организационного, информационного).

Целенаправленное воздействие  структур регионального управления на всех участников инвестиционного  процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития региона является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Формирование и реализация региональной инвестиционной политики представляет собой комплексную многоступенчатую задачу, каждый из этапов которой требует  отдельной проработки и постоянной адаптации к изменяющимся условиям функционирования социально-экономической системы региона.

Под механизмом региональной промышленной политики понимается система правовых, организационных и экономических  мер, содействующих формированию конкурентно способного производства, повышению его эффективности. Динамичность инвестиционного процесса обусловливает наличие гибких форм его организации и управления, что, в свою очередь, требует комплексного регулирования основных его стадий с ориентацией на конечные результаты. В процессе реализации инвестиционной деятельности все ее участники используют сочетания различных методов с соответствующим разнообразием форм, стимулов и ограничений. Все это, безусловно, отражает сложность, как самого инвестиционного процесса, так и механизма реализации инвестиционной политики, сущность которого состоит в целенаправленном воздействии региональных органов власти и управления на развитие инвестиционного процесса в направлении, заданном стратегическими документами социально-экономического развития региона. Исходя из такого понимания сущности рассматриваемого механизма, тем самым можно подчеркнуть, что инвестиционная политика является частью региональной социально-экономической политики, поэтому ее реализация должна быть направлена на достижение целей социально-экономического развитая региона.

Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики необходимо понимать совокупность методов и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона.

К числу главных целей функционирования рассматриваемого механизма относятся:

мобилизация инвестиционных ресурсов в регионе;

формирование инвестиционных потоков  и направление их в сектора  и отрасли экономики, где обеспечивается наибольшая эффективность от вложений;

повышение эффективности использования  инвестиций;

повышение инвестиционной активности в регионе.

Функции, которые призван выполнять  данный механизм, состоят:

1. в упорядочении воспроизводственного  процесса с помощью формирования  благоприятной инвестиционной среды  и соответствующей системы государственного  регулирования;

Информация о работе Формирование региональной инвестиционной политики