Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование организационной культуры в студенческой среде на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде;
определить понятие, сущность и виды организационных культур, а также основные подходы к формированию организационной культуры;
выявить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде;
охарактеризовать методику исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде;
проанализировать особенности и условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
дать общую характеристику исследуемых организаций;
сравнить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ;
исследовать условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде;
спроектировать модель формирования организационной культуры в студенческой среде;
дать практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов;
разработать рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов.
Введение………………………………………………………………..….…5
Раздел 1. Теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде…………………………...…8
1.1. Понятие, сущность и типы организационных культур. Основные подходы к формированию организационной культуры…………………..……8
1.2. Особенности и условия формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………12
1.3. Методика исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде………………………….…16
Раздел 2. Анализ особенностей и условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС……………………………………………………………………………18
2.1. Общая характеристика исследуемых организаций……………….…18
2.2. Сравнительный анализ особенностей формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ………………………….……...21
2.3. Анализ условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС………………………25
Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде………………………….…26
3.1. Модель формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………………………26
3.2. Практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов……..…28
3.3. Рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов…………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Глоссарий…………………………………………………………………...33
Библиографический список………………………………………..………34
Приложения………………………………………………………………...36
Козлов В.В., Козлова А.А. «Корпоративная культура: «костюм» успешного бизнеса» // Управление персоналом. – 2004. - № 11. – С. 15 – 19.
Комаров Е.И. «Культура управления: измерение и изменение» // Управление персоналом. – 2005. - № 3. – С. 25 – 29.
Коротков Э.М. «Образование менеджера трудный путь становления и развития» // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. - № 3 – С. 20 – 23.
Короткова Э. М., Резник С. Д. Управление личной карьерой: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2005. – 285 с.
Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2009. – 382 с.
Корниенко В. И. Команда: формирование, управление, эффективность. Учеб. пособие. – Пермь, 2005. – 124 с.
Котлер Ф., Келлер К. Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 816 с.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 2002. – 265 с.
Мильнер Б. З. Теория организации: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2005.
Моисеева Е.В. Формирование корпоративной культуры студентов вуза специальности «Связи с общественностью» / Е.В. Моисеева // Казанский педагогический журнал. – Казань. – 2006. - № 6. – С. 24 – 28.
Попов Б. Формирование корпоративной культуры // Управление персоналом. – 2010. - № 3. – С. 46 – 51.
Прищепенко В. В. Новаторы и новации // ЭКО. – 2007. - № 1. – С. 186 – 191.
Рогалёва Н. Л. Современная концепция имиджа организации // Управление персоналом. – 2007. - № 2. – С. 42 – 45.
Рыбакова М. В. Организационная культура как фактор устойчивого развития // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 2. – С. 221 – 234.
Стоянова В. А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 1. – С. 3 – 9.
Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. – 2000. - № 11. – с. 39 – 44.
http://www.pnzgu.ru/dep/i_eu/
http://www.fak.ru/baza/info-
http://pguas.ru/info
http://shuvalov.tgl.net.ru/
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Перечень критически важных элементов организационной культуры
для современной компании
1. Ценности:
рост и прибыльность компании;
лидерство компании в своей отрасли;
постоянное развитие (continuous performance improvement);
интегрированность компании в единую систему, созданную для достижения определённых целей;
гибкость и быстрота изменений в ответ на требования среды;
высококачественное обслуживание клиентов как внешних, так и внутренних;
постоянное обучение;
участие в управлении компанией.
2. Нормы поведения:
бизнес-ориентированность всех действий;
быстрое принятие решений;
высококачественное обслуживание клиентов как внешних, так и внутренних;
постоянное развитие (continuous performance improvement);
свободный и открытый обмен информацией внутри компании;
командная работа;
инновационность и творческий подход к работе;
мобильность внутри компании;
обмен обратной связью;
ответственное и инициативное поведение;
принятие риска.
3. Поверья:
рынок компании глобален;
конкуренция – глобальна;
ключевой бизнес компании в будущем связан с Интернетом и электронной коммерцией;
«я ответственен за результативность всей компании, потому что я могу на это влиять»;
профессионализм – это не знание чего-то, а способность и желание учиться. Здесь имеется в виду не столько формальное обучение, сколько модификация поведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Экспресс-тест на соответствие
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ культуры
Вознаграждается ли в Вашем ВУЗе ценное для учебного заведения поведение?
Да / Нет
Есть ли в Вашей группе легенда или романтический герой, который является неофициальным образцом для подражания для студентов?
Да / Нет
Легко ли соглашаются руководители отделов ВУЗа на сотрудничество в рамках общих целей, программ, действий, распределения ресурсов?
Да / Нет
Все ли студенты Вашего факультета знают, от чего в их поведении зависит успех и выживание?
Да / Нет
Верят ли все студенты Вашего факультета, что это лучшее учебное заведение для реализации их целей и замыслов?
Да / Нет
Внимание! Если Вы ответили «Нет» более чем на один вопрос, Вашей компании необходимы некоторые изменения в организационной культуре.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета
по изучению формирования организационной культуры в студенческой среде экономических факультетов ПГУ и ПГУАС
Уважаемый Студент!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты, результаты которой будут использованы в исследовании особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде Вашего вуза.
Прочитайте, пожалуйста, вопросы и предлагаемые варианты ответов на них. Номер одного ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком или подчеркните, так же предусмотрены вопросы с несколькими вариантами ответа, рядом с ними в анкете имеется пометка «возможно несколько вариантов».
Ваши ответы помогут улучшить организационную культуру Вашего учебного заведения.
Заранее благодарим Вас за сотрудничество!
Анализ особенностей формирования организационной культуры
Как Вы понимаете термин «организационная культура»?
- культура вуза
- культура студента
- результат взаимодействия желаний и пристрастий основателей организации и базовых установок сотрудников, которые они выработали в результате своего предыдущего опыта
- набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их действий
- свой вариант ответа________________________
______________________________
По Вашему мнению, в Вашем вузе имеется организационная культура?
- да
- нет
- не знаю
- свой вариант ответа________________________
______________________________
Как Вы думаете, по мнению руководства, организационная культура имеется?
- да
- нет
- не знаю, что они думают
- свой вариант ответа________________________
______________________________
Что, по-Вашему, означает «корпоративная символика»? (возможно несколько вариантов ответа)
- герб
- флаг
- эмблемы студенческих отрядов
- эмблемы Проффесиональных комитетов
- символы, присущие только этому вузу
- затрудняюсь ответить
- сувенирные изделия
- медали, значки
- свой вариант ответа________________________
______________________________
Если на вопрос «2» данной анкеты Вы ответили «Да», то какая, по-Вашему мнению, организационная культура в Вашем вузе?
- доминирующая организационная культура
- субкультура
- другая
- свой вариант ответа________________________
______________________________
Нужна ли организационная культура вузу?
- да, конечно
- скорее «да», чем «нет»
- нет
- скорее «нет», чем «да»
- свой вариант ответа________________________
______________________________
Какие компоненты, по Вашему мнению, должна включать в себя организационная культура вуза? (возможно несколько вариантов ответа)
- особенности ценностей, как набора ориентиров, что такое «хорошо» и что такое «плохо»
- осознание себя и своего места в вузе
- коммуникационная система и язык общения
- внешний вид, одежда, а также разнообразие спецодежды, атрибутики, символики, деловых стилей
- осознание фактора времени, отношение к нему, его использование
- характер взаимоотношений между людьми;
- вера, оптимистичное отношение к жизни
- процесс развития студентов и их обучение
- трудовая этика и мотивирование
- чем и как питаются люди, привычки и традиции в этой области
- свой вариант ответа________________________
______________________________
Какие из перечисленных компонентов организационной культуры (вопрос «7») имеются в культуре Вашего вуза?
______________________________
______________________________
Какие особенности имеет организационная культура любой организации?
______________________________
Какие особенности имеет организационная культура Вашего вуза?
______________________________
Анализ условий формирования организационной культуры
Перечислите основные условия, необходимые при формировании организационной культуры на Вашем факультете (или же в Вашей группе)?
______________________________
______________________________
Как Вы думаете, каких условий не хватает для формирования эффективной организационной культуры в студенческой среде?
______________________________
Что бы Вы хотели дополнить, доработать в исследуемой области?
______________________________
Вы согласны с утверждением «Разделяя сформировавшуюся организационную культуру, студент вырабатывает язык общения, совершает адекватно воспринимаемые другими действия, проявляет понимаемые всеми чувства и эмоции»?
- да
- нет
- свой вариант ответа________________________
______________________________
Вы считаете, что поведение людей и групп на факультете связано определенными нормами?
- да
- нет
- скорее «да», чем «нет»
- скорее «нет», чем «да»
Для вас ценностями организационной культуры являются? (возможно несколько вариантов ответа)
- цели
- характер внутренних отношений
- дисциплина
- исполнительность
- новаторство
- инициатива
- профессиональная этика
- свой вариант ответа________________________
Данные об участниках анкетного опроса
17. Ваш пол:
- мужской
- женский
18. Ваш возраст:
- 17 – 20 лет
- 20 – 22 года
- 23 – 25 лет
- 25 – 27 лет