Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование организационной культуры в студенческой среде на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде;
определить понятие, сущность и виды организационных культур, а также основные подходы к формированию организационной культуры;
выявить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде;
охарактеризовать методику исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде;
проанализировать особенности и условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
дать общую характеристику исследуемых организаций;
сравнить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ;
исследовать условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде;
спроектировать модель формирования организационной культуры в студенческой среде;
дать практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов;
разработать рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов.
Введение………………………………………………………………..….…5
Раздел 1. Теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде…………………………...…8
1.1. Понятие, сущность и типы организационных культур. Основные подходы к формированию организационной культуры…………………..……8
1.2. Особенности и условия формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………12
1.3. Методика исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде………………………….…16
Раздел 2. Анализ особенностей и условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС……………………………………………………………………………18
2.1. Общая характеристика исследуемых организаций……………….…18
2.2. Сравнительный анализ особенностей формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ………………………….……...21
2.3. Анализ условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС………………………25
Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде………………………….…26
3.1. Модель формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………………………26
3.2. Практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов……..…28
3.3. Рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов…………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Глоссарий…………………………………………………………………...33
Библиографический список………………………………………..………34
Приложения………………………………………………………………...36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства
Институт экономики и менеджмента
Кафедра «Менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Персональный менеджмент»
на тему:
Формирование организационной культуры в студенческой среде (на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС)
Выполнила студентка:
Лохтина В.
Группа: МО-31
Шифр зачетной книжки: 080012
Чемезов И.С
Пенза 2010
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Пензенский государственный университет
архитектуры и строительства
Институт экономики и менеджмента
Кафедра «Менеджмент»
ЗАДАНИЕ
к выполнению курсовой работы
по курсу «Персональный менеджмент»
Тема: «Формирование организационной культуры в студенческой среде (на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС»)
Выдано студенту: Лохтиной В.
Группа: МО-31
Шифр зачетной книжки:
Дата выдачи: 7.09.10 г.
Дата приема: 6.12.10 г.
Задание выдал:
Задание приняла: Лохтина В.
Пенза 2010
Данная работа посвящена формированию организационной культуры в студенческой среде. В первом разделе работы рассматриваются теоретические и методические основы организационной культуры.
Второй раздел посвящен анализу особенностей и условий организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС, обучающихся по специальности «Менеджмент» и «Маркетинг».
В третьем разделе представлены практические рекомендации, техники и приемы по совершенствованию организационной культуры студентов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде…………………………...…8
1.1. Понятие, сущность и типы организационных культур. Основные подходы к формированию организационной культуры…………………..……8
1.2. Особенности и условия формирования организационной культуры в студенческой среде………………………………………………………………
1.3. Методика исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде………………………….…16
Раздел 2. Анализ особенностей и условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС…………………………………………………………………
2.1. Общая характеристика исследуемых организаций……………….…18
2.2. Сравнительный анализ особенностей формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ………………………….……...21
2.3. Анализ условий формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС………………………25
Раздел 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде………………………….…26
3.1. Модель формирования организационной культуры в студенческой среде…………………………………………………………………
3.2. Практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов……..…28
3.3. Рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов…………………………………………29
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Библиографический список………………………………………..………34
Приложения……………………………………………………
Введение
Организационная культура – это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей: менеджмент, организационное поведение, социология, культурология.
В последние 20 лет сильно возрос интерес к культуре организаций. Это связано с осознанием того влияния, что в ней стали видеть не просто идею, позволяющую объяснить многие организационные явления, но и средство, с помощью которого руководители могут создать более эффективную организацию. Проведенные в начале 80-х гг. исследования, показали, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, которая формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа организации.
Актуальность возникновения интереса к феномену организационная культура обусловлена, прежде всего, спецификой перехода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, когда человеческий фактор приобретает значение и статус измерителя экономического успеха современной организации. Актуальность определяется также особенностями теоретико-познавательной ситуации, сложившейся в области изучения корпоративной культуры, как общественного феномена, то есть существующим противоречием между значительным объемом имеющегося разнородного научного материала и недостаточным уровнем его социально-психологического, философского обобщения и осмысления.
В свою очередь, важным элементом комплексной системы обучения студентов в современном обществе, является формирование в студенческой среде современной организационной культуры, умения вести себя в обществе в различных ситуациях.
Вопрос формирования организационной культуры в студенческой среде на сегодняшний день актуален. Это обусловлено тем фактом, что организационная культура отражает то, ради чего люди стали членами организации. Корпоративная культура имеет важнейшее значение для успеха организации. Вариации культурных ценностей могут оказывать влияние на текучесть кадров в организации и, возможно, на эффективность деятельности работников.
Современные ВУЗы призваны, еще с первого курса обучения, прививать студентам правила, нормы и традиции, которые помогут им в дальнейшей жизни. Организационная культура изучается учеными разного направления – психологами, социологами, специалистами по управлению и другими. Каждая наука создает свой образ и дает свое объяснение феномена организационной культуры. Кроме этого, практиками-консультантами в сфере менеджмента наработан серьёзный эмпирический материал, который нуждается в осмыслении. Но на сегодняшний день не существует единой концепции организационная культуры, которая являлась бы сведением исследовательских и практических знаний в целостный образ.
В настоящее время за рубежом накоплен колоссальный теоретический и практический опыт формирования, поддержания, преобразования организационной культуры в организациях. Такие классики менеджмента, как Шейн Э. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. внесли видимый вклад в исследование вопросов формирования организационной культуры. Но особого внимания заслуживают статьи современных авторов, посвященные различным аспектам организационной культуры, ее содержания, сущности и элементов. Существует немало теоретических исследований, посвященных вопросам формирования культуры организации и в России. Такие авторы как Сухоруков А.С., А.Ф. Веселков, Шихирев П.Н., Орлова Т., Кучерова О. внесли немалый вклад в развитие теории культуры организации, так в частности, ими были исследованы элементы корпоративной культуры, роль организации, взаимозависимость организационной культуры и организационных преобразований.
Целью курсовой работы является формирование организационной культуры в студенческой среде на примере экономических факультетов ПГУ и ПГУАС.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде;
определить понятие, сущность и виды организационных культур, а также основные подходы к формированию организационной культуры;
выявить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде;
охарактеризовать методику исследования особенностей и условий формирования организационной культуры в студенческой среде;
проанализировать особенности и условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
дать общую характеристику исследуемых организаций;
сравнить особенности формирования организационной культуры в студенческой среде ПГУАС и ПГУ;
исследовать условия формирования организационной культуры студентов экономических факультетов ПГУ и ПГУАС;
разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры в студенческой среде;
спроектировать модель формирования организационной культуры в студенческой среде;
дать практические рекомендации по эффективному применению особенностей формирования организационной культуры студентов;
разработать рекомендации по совершенствованию условий формирования организационной культуры студентов.
Предметом исследования в данной курсовой работе является организационная культура учебных заведений.
Объект исследования – студенты экономических факультетов ПГУАС и ПГУ (специальности: «Маркетинг», «Менеджмент»).
раздел 1. Теоретические и методические основы формирования организационной культуры в студенческой среде
1.1. Понятие, сущность и типы организационных культур. Основные подходы к формированию организационной культуры
Существующие традиции и обычаи в организации, стиль работы и имидж во многом сформировались из предыдущего опыта. Именно поэтому нужно обратиться к важнейшему источнику формирования организационной культуры – основателям фирмы. Традиционно именно они оказывают определяющее влияние при становлении первоначальной культуры. Осуществляя и воплощая свою мечту, основатели фирмы пытаются создать идеальный образ будущей организации. Выдвигая привлекательную идею, которая оказывает большое влияние на других людей, они создают сплоченную организацию с сильной культурой.
Организационная культура – это результат взаимодействия желаний и пристрастий основателей организации и базовых установок сотрудников, которые они выработали в результате своего предыдущего опыта.
Другое определение приводится О.С. Виханским и А.И. Наумовым: «Организационная культура – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их действий. Эти ценностные ориентации передаются через «символические» средства духовного и материального внутриорганизационного окружения».
Термин «организационная культура» воспринимается многими как система общего мнения, и эта характерная черта отличает одну организацию от другой. Существуют много подходов к выделению различных атрибутов, характеризующих и идентифицирующих ту или иную культуру как на макро, так и на микроуровне. Так, С. П. Роббинс предлагает рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации:
Личная инициатива, то есть степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации;
Степень риска, то есть готовность работника пойти на риск;
Направленность действий – организация устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения;
Согласованность действий, то есть положение, при котором подразделения и люди внутри организации координировано взаимодействуют;
Управленческая поддержка – обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб;